Методы мнемотехники
Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:
МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.
Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.
Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. В дальнейшем мнемоника постоянно связывалась с риторикой, и известны другие сочинения Цицерона и Квинтилиана (De Oratore; Institutio oratoria), посвященные этой теме. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.
Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.
Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Вот далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти: Сенека, Августин, Семонид Кеосский, Мерциан из Карфаген, Альберт Великий и Фома Аквинский, Джакопо Рагоне, Ромберх, Джулио Камилл, Раймонд Луллий, Джордано Бруно, Петр Рамус, Перкинс, Кампанелла, Ламберт Шенкель, Адам Бруксий, Лейбниц, Бэкон, Декарт. Кроме того, мнемотехника преподавалась во всех крупных университетах Европы.
После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемотехнике значительно ослаб. И только в начале 19 века искусство запоминания “возродилось”. В нашей стране мнемотехнику вводили даже в школьное образование. Так, до сих пор многим известна система Рефентлова, введенная в 1838 году. Результаты этой системы превзошли все ожидания. Дети усваивали правила мнемотехники с большим интересом и применяли их с таким успехом, что могли быстро запоминать хронологические данные, цифры из географии, истории и т.п.
Вот слова директора одного учебного заведения:
1. “Методы Рефентлова совершенно сообразно с природой памяти и как бы скопирована с отправлений этой духовной силы; она приводит в порядок, и подправила то, что память делала бессознательно.
2. Изложенные методы удобопонятны даже для детей, не достигших десятилетнего возраста.
3. Метода эта может быть употреблена с пользой для удержания в памяти большого количества имен, чисел, иностранных слов и прочее.
4. Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное время препровождения для молодых людей. Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память.
“Все читанное и слышанное нами об искусстве Рефентлова доказывает, что оно ни есть действие сильной памяти от природы, но более следствие его методы; и мы полагаем, что и лица не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)
К сожалению, только в конце прошлого века в нашей стране вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания. С одной мнемонической системой «Суперпамять» вы познакомитесь в этой книге.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 596;