Социалъпые институты 7 страница

Интегральный подход в равной мере применим при описании индиви­дуального типажа или культурной ценности. В самом деле, любой инди­вид вписан в систему культурных ценностей - значений - норм, а его бес­сознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и под­чиняются его социосознательному «эго». Также и культура становится ин­тегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель «ин­тегральной» культурной сверхсистсмы - результирующая систематическо­го и гармонизирующего ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, неже­ли традиционные социологические, антропологические или культурологи­ческие методы. По Сорокину, базовые факты социологии ментальны по своей лрироде, а посему могут быть поняты лишь в категориях человече­ского социокультурного универса, как чего-то целого. Отсюда вытекают

три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине.

Дескриптивный анализ социальной жизни должен быть подчинен ис­ходному примату культурных ценностей даже в таких аспектах социаль­ного бытия, где, как может показаться с первого взгляда, отсутствует пря­мое восхождение к культурным, ценностным системам. К примеру, поня­тия «группы», «роли», «класса», «стратификации», «социального дейст­вия» и им подобные приобретают научную обоснованность лишь тогда, когда интерпретируются как переменные культурных сверхсистем, кон­груэнтных связей ценностей -норм - знаний. В силу этого новая филосо­фия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географи­ческое положение и т. п.), наиважнейшим фактором социокультурных из­менений (динамики) становится распад той или иной доминантной куль­турной сверхсисгемы - «идеациональной», «идеалистической», «чувст­венной». Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они концентрируют свое внимание на проблематике генези­са, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняется вопрос: как, почему и когда происходят те или иные социо-культурные изменения?

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпснглери-анского субъективизма - как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать на­дежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душе­раздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет но­вой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поко­ление - поколение людей будущего.

В 1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное крсяо-эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере до­вольно напряженных советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: «Западные лидеры'уверяют нас, что будущее принад­лежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу об­щества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не со-

гласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если че­ловечество избежит новых мировых воин и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возни­кающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистиче­ским и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит боль­шинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каж­дого типа». Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок капиталистической системы, а с другой - неспособность экономи­ческой и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции, депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная тен­денция детоталитаризадии и реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упа­док Речь у Сорокина, однако, идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального мар­ксизма в интерпретациях человека и общества, в то время как материали­стическая идеология и философия все активнее проникают в обществен­ную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину, кон­вергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интеграль­ный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной».

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Про­возвестник новой ндеациональной будущности через очищение и воскре­шение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, ос­нованного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, -таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам

п.

Раздел

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

2.1. Плюрализм современной западной социологии

На протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно слож­ную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практи­чески все лидеры и представители современной западной социологии до­вольно активно использовали и используют идеи и концепции социоло­гов классического периода, хотя в ряде случаев они выступали в роли комплекса теоретико-методологических и прикладных подходов, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание классиче­ского этапа западной социологии использовалось по преимуществу дво­яким образом: 1) как определенный банк идеи, обладающий самостоя­тельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве актив­ного элемента в различные разновидности современной социологии За­пада.

Правильное понимание плюралистического характера эволюции со­временной западной социологии предусматривает осознание того обстоя­тельства, что эта эволюция по преимуществу характеризуется не линей­ным, а параллельным и многомерным развитием.

Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его неоднородного, противоречивого и неравномерно­го характера.

Важным моментом эволюции главных школ и разновидностей совре­менной западной социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, приклад­ном и эмпирическом. Причем на каждом из этих уровней социологи полу-

вечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и полити­ки, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим. Нео­фрейдистская социология Э. Фромма - один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она прида­ла существенный импульс развитию не только психосоциологических док­трин, но и всей современной западной социологии, одной из вершин кото­рой она, безусловно, является.

2.8. Социометрия (микросоциология)

D 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования пси­хоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической тра­диции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии или микросоциологии.

Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретиче­ское и прикладное направление социологической науки, изучающее социо-психологические взаимоотношения личностей в малых группах.

Возникновение социомстрии правомерно связывается с использовани­ем специфических психологических приемов изучения группового поведе­ния людей и относится к деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика 3. Фрейда, психиатра и социолога Джекобп Морено (1892-1974).

В последующие годы комплекс социометрических идей и методов при­обрел широкую популярность. В США в области микросоциологии рабо­тали Дж. Морено, Е. Джениигс, Г. Ландберг, Ч. Лумис, М. Нортуэй и др., во Франции - Г. Гурвич, П. Мокор, М. Шуценбергер, И. Мезонцев и др., в ФРГ - Р. Кениг. X. Трейнсн, Г. Штибср и др.

Распространенность социометрии в значительной мере объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях.

В то же время некоторые теоретические посылки социометрии со свойст­венной ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным рас­пространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику как в социальной философии, так и в социологии.

Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим обра­зом: «Математическое изучение психологических свойств населения, экс­периментальная техника и результаты, полученные при применении коли­чественного и качественного метода» [42. С. 39].

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он назы­вал: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.

Программная концепция Морено сформулирована так: «Вместо анали­за социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселен­ной к ее атомарной структуре» [42. С. 60]. Тем не менее он все же распро­странил свою доктрину на изучение внутренних структур различных соци­альных групп, коллективов и социальных общностей. Определяя предмет микросоциологии, Морено отмечал, что «социометрия изучает индиви­дуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы» [42. С. 46].

Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов и психиче­ских структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Среди существенных инструментов социометрического анализа наи­большей популярностью пользуются социометрические тесты, социомат-рицы и различного рода социограммы, на которых во многом и базируется социометрический метод.

Под соцгюметрическим тестом в мнкросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандарт­ной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межлич­ностных отношений в социальной группе

Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица -таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризую­щие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

Третий инструмент - социограммы - дает соответствующее графиче­ское (схематическое) выражение социальных отношений людей преиму­щественно в малых группах.

Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную харак­теристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых «микроэле­ментов». которые именуются «социальными электронами», или «теле­элементами» Морено охотно использовал понятие «теле», или «социо-гравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить раз­личные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При этом понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чув­ства. излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду.

Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» -антипатию.

Микросоциологня уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются со-циометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и анти­патии (отталкивания).

Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием «психосоциальных се­тей», которые, по его мнению, объединяют самые сложные линии взаимо­отношений микроэлементов общества. К этим микроэлементам он отно­сил в первую очередь так называемый социальный атом - непосредствен­ное сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элемен­том общества. «Ядро отношений вокруг каждого индивида, - писал Море­но, - является более плотным вокруг некоторых индивидов и более «тонким» вокруг других. Это ядро отношений является наименьшей соци­альной структурой в коллективе, социальным атомом» [42. С. 56).

Важнейшей идеей Морено было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициаль­ную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура офици­альная (формальная). .

В этой связи Морено сформулировал одно из фундаментальных поло­жений социометрии, согласно которому социальные процессы, происхо­дящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представ­ления и т. д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположсние и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.

Большую известность получил эксперимент Морено с группой девушек из интерната, находящегося вблизи Нью-Йорка. Располагая сведениями о том, что в группе, занимающейся стиркой белья, происходят постоянные ссоры, а производительность труда падает. Морено исследовал их взаимо­отношения. Он пришел к выводу, что макроструктура этой группы не со­ответствует микроструктуре, то есть некоторые из рядом работавших не­долюбливали друг друга и хотели бы работать рядом с другими. Переста­новка работающих с учетом их симпатий и антипатий привела к прекра­щению ссор и росту производительности труда. Эти и другие исследова­ния различных противоречий между людьми привели Морено к выводу, что основным источником напряженности и социальных конфликтов яв­ляется несоответствие микро- и макроструктур группы или общества.

Данные исследования и их интерпретация подтолкнули Морено к обобщениям. Одним из них стал так называемый «универсальный микро-

закон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличи­ваются прямо пропорционально социодинамической разнице между мик­ро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным об­ществом) [42. С. 181]. Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в об­ществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур.

Это означало, что социальная напряженность и различного рода кон­фликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Мо­рено пришел к одному из наиболее утопических выводов своей теории - о возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой об­щественной системы.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярно­стью в ряде школ современной западной социологии пользуется так назы­ваемый «закон насыщения», который наиболее консервативные сторонни­ки социометрии пытаются выдать за один из основных законов общест­венных отношений людей. Согласно «закону насыщения», подобно тому, как в химических растворах существует точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в национальных и межна­циональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или, иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть со-цчогенетическчй и соцчодинамчческий законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации раз­виваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. В целом оба этих положения подтверждаются многочис­ленными исследованиями, и их правомерно считать позитивными дости­жениями социометрии Морено.

В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указы­вал, что большая часть эмоциональных влечений («предпочтений») при­ходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинст­во участников ее оказываются как бы «эмоционально обездоленными» (такие зачислялись Морено в разряд «социометрического пролетариата»).

Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он име­новал «психодрамой». Как отмечал Морено, «психодрама началась, когда я отказался от кушетки и приема свободной ассоциации и заменил их от­крытым пространством многих измерений» [42. С. 157].

Основным моментом этого терапевтического приема является органи­зация сценического действия, в рамках которого действуют режиссер, ак-

теры (пациенты), терапевтические помощники и публика. Целью психо­драмы как терапевтического приема выступает предоставление личности свободы самовыражения для освобождения ее от напряженности совре­менной реальной жизни. В ходе такого терапевтического сеанса пациент -участник психотерапевтического действия - получает задание: изобразить в «терапевтическом театре» совместно с другими людьми свой внутрен­ний мир, спонтанно разыграть различные ситуации, в которых бы изжи­вались тревожащие его проблемы.

По существу «психодрама» становится дальнейшим развитием тера­певтических приемов психоанализа, и сам Морено подчеркивал эту связь.

Выступая, как правило, в роли респектабельного и корректного соци­ального инженера. Морено тем не менее не всегда мог удержаться на этой позиции и иногда становился эмоциональным проповедником, вещающим о грядущей «социометрической революции», которая должна быть осуще­ствлена путем специфического революционного действия.

Морено полагал, что в истории человечества существует три типа ре­волюции: христианский, марксистский и социометрический (или всеоб­щий). Эта довольно необычная типологизация была осуществлена Морено на основе гипотезы, согласно которой главным критерием, отличающим один тип революции от другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в социальную жизнь.

По мнению Морено, «социометрчческая революция», «применимая к любому типу общества прошлого и будущего», должна начаться с измене­ния психологии и сознания людей, а осуществление ее выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с их симпатиями и антипатиями. Социометри-ческая революция представляет собой революцию всех классов, всего че­ловечества, всех людей, всех индивидуумов и всех групп без исключения, законных или незаконных, официальных или неофициальных, больших или малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных [42. С 220].

Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достиже­ний социологии как науки за весь период ее существования. Внедрение количественных методов в социологию существенно преобразило ее и по­зволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, со­поставимой с исследованиями в области естественнонаучного знания Теоретическое, методологическое и практическое значение социометрии огромно. Одним из наиболее существенных последствий создания ее стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении раз­нообразных проблем человеческого существования с использованием ко­личественных методов и современной компьютерной техники.

2.9. Концепция социального обмена

Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии би­хевиоризма, с одной стороны, и социологии, с другой стороны, является теория «социального обмена», выступающая зачастую как конгломерат функциональной антропологии, психологии поведения и утилитарной эко­номики. Наиболее известными представителями данного социологическо­го направления принято считать американских социологов Джорджа Хо­манса^. 1910) и Питера Блау (р. 1918).

В своих основных исследованиях «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа со­циальной науки» (1967) Хоманс подверг обстоятельной критике структур­но-функциональный анализ в социологии вместе с марксистской социоло­гической парадигмой за их, по его мнению, непригодность в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятель­ность. С точки зрения Хоманса, положения этих теорий слишком абст­рактны, их понятия не имеют строгих операциональных определений, эм­пирически нс обоснованы.

Критический анализ помог Хомансу сформулировать основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социоло­гию». Следует признать, что эта задача соответствовала содержанию и смыслу социологии как науки, хотя решение ее Хоманс пытался осущест­вить приватным образом, посредством дальнейшего развития социологи­ческого необихевиоризма.

По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а следовательно, «конечные принципы объясне­ния в антропологии, социологии и даже в истории... - психологические» [82. Р.48. 61).

Приняв за исходную единицу социологического анализа «элементарное социальное поведение» (т. е. непосредственные контакты между индиви­дами), Хоманс охарактеризовал задачу собственной социологии следую­щим образом: «Хотя социологи будут делать много эмпирических откры­тий, центральная интеллектуальная проблема социологии нс аналитиче­ская, это - проблема открытий новых фундаментальных положений. Я думаю, основные положения уже открыты, и они психологические. Данная проблема скорее синтетическая, т. е. проблема показа того. как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетает­ся для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур. . Можем ли мы сделать шаг вперед при рассмотрении данной проблемы? Я думаю, что мы можем, и вот где бихевиористская социоло­гия, наконец, выступает на сцену» (143. С. 156) По мнению Хоманса. ин­ституты и человеческое общество в целом складываются только из дейст-

вий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивиду­альных действии и могут быть объяснены на основе принципов индивиду­ального поведения.

Существенным элементом социологии Хоманса стала его теория соци­ального поведения. Принципиально важной чертой данной теории была интерпретация социального поведения как обмена.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объяс­няется следующим образом: «Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, напри­мер знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают дру­гим, стараются получить много и от них, и люди, которые получают мно­гое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Такой процесс оказа­ния влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса ме­жду обменами» [52. С. 90].

При этом Хоманс обращал внимание на то. что каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. В этом контексте задача собственной социологии сводилась Хомансом к форму­лировке утверждений, соотносящих вариации величин и издержек поведе­ния людей с частотным распределением альтернативных поведенческих моделей.

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, названных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные отноше­ния) и институциональным. Первый - основа второго. При этом социаль­ное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое различие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных организациях дея­тельность регулируется не первичными, а более сложными по своему ха­рактеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобре­ние), и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» деятельно­стью становятся более опосредованными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные органи­зации образуют равновесные системы, стабилизирующиеся путем инсти-туционализации общей нормативной структуры [45. С. 84].

Сущность социальных отношений в обществе Хоманс трактовал в духе концепций бихевиоризма В частности, это нашло свое выражение в его интерпретации проблемы «подкрепления» «социального поведения» и со­циально-экономического обмена «наградами». Как отмечал Хоманс, «секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам. и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него» [24. С. 70].

Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров Как отмечалось

в ряде критических работ, осталось непонятным, как действующий инди­вид использует «внешние символы» (в том числе структурную информа­цию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодей­ствия индивид делает заключение о том, что происходит.

Следует отметить, что в ряде своих подходов Хоманс стремился при­близить социологию к экономической науке. В этой связи не случайно, что человек у Хоманса действует вполне рационально и его поступки оцени­ваются в контексте ряда экономических категорий. При изучении соци­ального поведения Хоманс предпочитает оперировать такими понятиями, как «издержки», «выгода» и другими, заимствованными им из категори­ально-понятийного аппарата западной политэкономии. Поэтому мнение известного социального исследователя К. Боулдинга о том, что в теории обмена Хоманса скрещивается «экономический человек» с психологиче­ским «голубем» для того, чтобы образовать то, что можно было бы обо­значать «экономико-голубиной концепцией социального взаимодействия», представляется не только оригинальным, но и достаточно справедливым.

В целом в современной западной социологии учение Хоманса понима­ется и трактуется как «ранняя попытка» приспособления психологии би­хевиоризма для исследования традиционных социологических проблем и пользуется определенным влиянием.

Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период и П. Блау. В таких работах, как «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, икгеракционизма и школы социального конфликта.

Стремясь вскрыть связь между микропроцессами межличностного об­мена, взаимодействия и конфликта, с одной стороны, и возникновением таких структур, как социальные группы, сообщества, организации и ин­ституты, с другой, Блау ориентировался на постижение комплекса вопро­сов, связанных с причинами и механизмами возникновения, существова­ния, изменения и распада различных типов социальной организации. С этой целью он пытался выработать определенное понимание оснований и источников протекания процессов социологического порядка - от поведе­ния индивида в малой группе до функционирования обществ в целом.

В рамках собственного подхода Блау определяет обмен как специфиче­ский тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от полу­чаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при пре­кращении ожидания этих вознаграждений» [75. Р. б].

Таким образом, по Блау, обмен может иметь место лишь в границах таких отношений, при которых данные «вознаграждения» ожидаются и получаются от определенных посторонних лиц. Это определение обмена








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 515;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.