Субъектов Российской Федерации
Большое значение в рамках обеспечения единого конституционно-правового пространства имеет деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Там, где они образованы и действуют, граждане имеют двойной уровень конституционной защищенности – региональный и федеральный. За непродолжительный период существования конституционные (уставные) суды не раз доказывали, что они способствуют укреплению конституционной законности, защите прав и свобод человека, формированию единого правового пространства.
В соответствии со ст. 27 Закона «О судебной системе РФ» Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции республики в составе РФ либо устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом «О статусе судей в РФ», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации[80].
Финансирование конституционного суда республики, а также уставного суда иного субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В настоящее время возможность учреждения конституционных судов предусмотрена конституциями 18 республик (кроме Калмыкии, Мордовии и Чувашской Республики). В трех республиках такие суды до настоящего времени не созданы и региональные законы не приняты (Республика Алтай, Удмуртия и Хакасия). Таким образом, конституционные суды образованы в 15 республиках в составе Российской Федерации.
Возможность создания уставных судов предусмотрена также уставами 36 иных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время возможность образования органов конституционного (уставного) контроля предусмотрена всего в 54 субъектах Российской Федерации, реально созданы и действуют всего в 17 субъектах РФ.
Улучшению взаимодействия Конституционного Суда РФ с конституционными (уставными) судами субъектов Федерации призван служить Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации.
Он был учрежден 20 апреля 1998 г. как консультативно-совещательный орган, нацеленный на выработку общих подходов по вопросам организации и деятельности конституционного (уставного) контроля в России. Председателем Консультативного совета является Председатель Конституционного Суда РФ. В соответствии с Положением о Совете Консультативный совет должен заседать не реже одного раза в год. Очередное заседание на тему «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы» состоялось 3 ноября 2010 г. в г. Казани в парламентском центре Государственного Совета Республики Татарстан. В заседании приняли участие председатели конституционных и уставных судов 15 субъектов Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Можно выделить три сущностные характеристики конституционных (уставных) судов.
Во-первых, они представляют собой конституционные (уставные) органы государственной власти, входящие в систему органов государственной власти субъекта РФ. По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» – это иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Данная характеристика получает подтверждение в конституциях и уставах субъектов РФ. В частности, в большинстве из них конституционные (уставные) суды определяются именно как элемент системы органов государственной власти субъектов (ст. 8 Конституции Республики Коми, ст. 6 Конституции Республики Марий Эл, ст. 10 Конституции Удмуртской Республики, ст. 4 Устава Иркутской области, ст. 16 Устава Санкт-Петербурга); им посвящаются специальные нормы, придаются специфические функции и полномочия по разрешению конституционных (уставных) споров.
Во-вторых, конституционные (уставные) суды – форма судебной власти; они функционируют именно как суды. Это подчеркивается сосредоточением норм о них в главах конституций (уставов), посвященных судебной власти; указанием на то, что они входят в судебную систему РФ и в судебную систему ее субъектов, являющуюся составной частью общероссийской судебной системы (ст. 112 Конституции Республики Дагестан, ст. 86 Конституции Марий Эл, ст. 103 Конституции Республики Удмуртия, ст. 50 Устава Москвы).
Конституции двух республик – Бурятии (ст. 99) и Саха (Якутия) (ст. 100) объявляют свои конституционные суды высшим органом судебной власти по защите конституционного строя соответствующей республики. Судебная сущность названных судов проявляется и в том, что данные органы опираются на судебные принципы и нормы судопроизводства, разрешают споры путем издания юрисдикционного акта, обязательного к исполнению.
В-третьих, конституционные (уставные) суды – самостоятельные органы судебной власти. Это положение гарантируется тем, что они не зависимы от чьей бы то ни было воли и подчиняются соответствующей конституции (уставу) субъекта РФ. В Конституциях Хакасии (ст. 123) и Удмуртии (ст. 104), Уставе Свердловской области (ст. 59) дополнительно записано, что данные суды руководствуются и Конституцией РФ.
Автономность конституционных (уставных) судов юридически защищена конституционным (уставным) регулированием компетенции, специальным законодательством об этих судах, обязательностью их решений для всех государственных органов; она проявляется также в установлении особого порядка их бюджетного финансирования. В Конституции Удмуртии закрепляется, что финансирование Конституционного Суда из республиканского бюджета должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия (ст. 105). Схожие положения содержат конституции Карелии (ст. 69) и Башкортостана (ст. 130).
В действующем законодательстве отсутствует последовательное и четкое регулирование вопросов, связанных с формированием и деятельностью конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. К примеру, в федеральных законах можно обнаружить нормы, не соответствующие принципу единства статуса судей:
- ст. 449 УПК РФ не предусматривает обязательность освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, хотя предусматривает такую возможность для федеральных судей и мировых судей;
- ст. 452 УПК РФ не предусматривает возможности рассмотрения уголовного дела, возбужденного в отношении судей судов субъектов Российской Федерации, по их ходатайству в Верховном Суде Российской Федерации, хотя такая возможность предусмотрена для судей федеральных судов.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1060;