Современные представления о чувственном опыте.
- Чувственного познания как отдельного от интеллектуальной деятельности момента или ступени просто не существует. Не устроено наше познание так, что сначала мы воспринимаем чувствами, а потом начинаем делать какие-то интеллектуальные операции с тем, что мы воспринимаем чувствами. С самого начала наше познание пронизано, организуется…
- Человек, это существо, которое играет активную роль в познании, т е активно ищет отбирает и организует информацию. Поппер критикует теорию со смешным названием – бадейная. Согласно ей наше сознание это некий сосуд, в который информация вливается через органы чувств. Поппер говорит что это не так. Мы активно ищем информацию и учимся мы именно на том опыте, который мы сами находим и выбираем среди потока опыта (котенок в упряжке с другим котенком). Т е активное извлечение опыта. У человека нет таких стимулов, на которые он обязательно реагирует. Он выбирает из потока информации только то, что ему нужно, релевантно. Наш опыт устроен так, что в нем работают мощные механизмы его организации. Например, цвет вещей меняется в зависимости от освещения, тем не менее мы будем видеть цвет тем же самым; глаза и изображение на сетчатке при ходьбе качаются, но мы не видим как они качаются. Вычитается лишнее. Уменьшающийся предмет относительно того что мы привыкли считать постоянным.
- Чувственный опыт организован таким образом, что мы не просто видим какой-то предмет А, и видим что-то темное что-то светлое, но видим что это мобильник. Собственно чувства мне не могут показать, что это мобильник. Весь наш опыт категоризирован. В нашем акте видения присутствует некоторая гипотеза. В нашем опыте одновременно с категоризацией присутствует и множество гипотез. Все это из прошлого опыта, но насколько наш опыт адекватен? (когда слепые начинают видеть, видение фотографии туземцами – этому надо научиться). Наущение зависит от того как ставится задача.
В нашем опыте присутствуют неосознаваемые решения к какой категории принадлежит то, что мы видим.
Можно ли абстрагироваться от того, что например мы видим маму?
Эти решения не изолированы, они складываются в некоторую систему, мы внутренне как бы складываем то что мы видим в данный момент с тем, что психологи называют иногда перцептивными эталонами и выносим решение. Эти образы складываются в определенную иерархическую систему: дом – то что связано с улицей.
В каждом акте чувственного опыта присутствуют определенные интерпретации и гипотезы. Эти гипотезы являются иногда надежными иногда нет. (карты: красные пики; 1571 Тихо Браге открывает новую звезду – так поздно, т к было представление о небе как о неизменном).
Чувственный опыт не является неизменным. Он может исправляться, пересматриваться, уточняться.
В опыте присутствуют априорные компоненты. (Конрад Лоренц – зоолог) Лоренц утверждает, что человеческий мозг в результате процесса эволюции приобретает некоторые способы организации, что пространство, время, причинность – априорны, т е присущи самому устройству нашего мозга способы организации чувственного материала. Они апостериорны ко всему человеческому роду, но нам они априорны. Опыт играет роль как бы поворота ключа. Являются ли эти априорные формы истинными, соответствующими устройству реальности самой по себе? (утенок, импринтинг – показывают ограниченность этого). Два момента: 1. Если этот способ сформировался в ходе эволюции, то он способствовал выживанию. Можно ли тогда говорить, что эти формы являются формами отражения действительности самой по себе? (форма рыбы не похожа на среду обитания); 2. Человеческий опыт привел к тому, что у нас закрепились на генетическом уровне определенные способы организации и люди выживали благодаря этим способам, НО люди выживали в определенных условиях. Человеческое познание стремится выйти за пределы – микро- макроуровень. Будут ли там адекватны эти формы? Большой вопрос.
Мы полагаемся на чувственный опыт, но он может подвергаться пересмотру.
Исторические априори – речь о том, что человеческое познание образует системы, которые меняются в истории, но при этом они опираются на какие-то общие принципы сами не порождаемые опытом. (Кассирер, Башляр) Эти мыслители знают, что набор априорных принципов, который в каждую данную эпоху имеется у разума, недостаточен, чтобы охватить всю совокупность опыта, опыт может вырываться за пределы этих априорных схем и тогда он бросает вызов разуму и тогда разум пересматривает свои априорные схемы, строит новые способы организации опыта, но он их стрит спонтанно из себя, а не извлекает индуктивным выводом. (Кассирер. Познание и действительность) наука: пространство, движение – возникают не из опыта.
Другой источник познания – интуиция.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 722;