Команды передачи управления
В группу команд передачи управления входят команды безусловного и условного переходов, вызова подпрограмм и возврата из них, краткое описание которых приведено в табл. 1.20. Кроме этого в таблице приведены данные о длине команды в байтах и время ее выполнения в машинных циклах.
Таблица.1.20. Команды передачи управления
Мнемоника команды | Код операции | Количество байтов в команде | Время выполнения, циклы | Выполняемые действия |
LJMP ad16 | 00000010 | 3 | 2 | (PC) ad16 |
AJMP ad11 | a10a9a800001 | 2 | 2 | (PC) (PC) + 2, (PC0-10) ad11 |
SJMP rel | 10000000 | 2 | 2 | (PC) (PC) + 2, (PC) (PC) +rel |
JMP @A+DPTR | 01110011 | 1 | 2 | (PC) (A) + (DPTR) |
JZ rel | 01100000 | 2 | 2 | (PC)(PC)+2, если (A)=0, то (PC)(PC)+rel |
JNZ rel | 01110000 | 2 | 2 | (PC)(PC)+2, если (A)≠0, то (PC)(PC)+rel |
JC rel | 01000000 | 2 | 2 | (PC)(PC)+2, если (С)=1, то (PC)(PC)+rel |
JNC rel | 01010000 | 2 | 2 | (PC)(PC)+2, если (С)=0, то (PC)(PC)+rel |
JB bit, rel | 00100000 | 3 | 2 | (PC)(PC)+3, если (b)=l, то (PC)(PC)+rel |
JNB bit, rel | 00110000 | 3 | 2 | (PC)(PC)+3, если (b)=0, то (PC)(PC)+rel |
JBC bit, rel | 00010000 | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3, если (b)=1, то (b) 0 и (PC) (PC) + rel |
DJNZ Rn, rel | 11011rrr | 2 | 2 | (PC) (PC) + 2, (Rn) (Rn) - 1, если (Rn) ≠ 0, то (PC) (PC) + rel |
DJNZ ad, rel | 11010101 | 3 | 2 | (PC) (PC) + 2, (ad) (ad) - 1, если (ad) ≠ 0, то (PC) (PC) + rel |
CJNE A, ad, rel | 10110101 | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3,если (A) ≠ (ad), то (PC) (PC) + rel,если (A) < (ad), то (C) 1, иначе (C) 0 |
CJNE A, #d, rel | 10110100 | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3,если (A) ≠ #d, то (PC) (PC) + rel,если (A) < #d, то (C) 1, иначе (С) 0 |
CJNE Rn, #d, rel | 10111rrr | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3,если (Rn) ≠ #d, то (PC) (PC) + rel,если (Rn) < #d, то (C) 1, иначе (С) 0 |
CJNE @Ri,#d,rel | 1011011i | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3,если ((Ri)) ≠ #d, то (PC) (PC) + rel,если ((Ri)) < #d, то (C) 1, иначе (C) 0 |
LCALL adl6 | 00010010 | 3 | 2 | (PC) (PC) + 3, (SP) (SP) +1, ((SP)) (PC0…7), (SP) (SP) + 1, ((SP)) (PC8…15), (PC) ad16 |
ACALL ad11 | a10a9a810001 | 2 | 2 | (PC) (PC) + 2, (SP) (SP) + 1, ((SP)) (PC0…7), (SP) (SP) + 1, ((SP)) (PC8…15), (PC0-10) ad11 |
RET | 00100010 | 1 | 2 | (PC8…15) ((SP)), (SP) (SP) - 1, (PC0…7) ((SP)), (SP) (SP) – 1 |
RETI | 00110010 | 1 | 2 | (PC8…15) ((SP)), (SP) (SP) - 1, (PC0…7) ((SP)), (SP) (SP) – 1 |
NOP | 00000000 | 1 | 1 | (PC) (PC) + 1 |
Команда безусловного перехода LJMP (L – long – длинный) осуществляет переход по абсолютному 16-битному адресу, указанному в теле команды, т. е. команда обеспечивает переход в любую точку памяти программ.
Действие команды AJMP (А – absolute – абсолютный) аналогично команде LJMP, однако в теле команды указаны лишь 11 младших разрядов адреса. Поэтому переход осуществляется в пределах страницы размером 2 Кбайт, при этом надо иметь в виду, что сначала содержимое счетчика команд увеличивается на 2 и только потом заменяются 11 разрядов адреса.
В отличие от предыдущих команд, в команде SJMP (S – short – короткий) указан не абсолютный, а относительный адрес перехода. Величина смещения reI рассматривается как число со знаком, а, следовательно, переход возможен в пределах – 128...+127 байт относительно адреса команды, следующей за командой SJMP.
Команда косвенного перехода JMP @A+DPTR позволяет вычислять адрес перехода в процессе выполнения самой программы.
Командами условного перехода можно проверять следующие условия:
- JZ — аккумулятор содержит нулевое значение;
- JNZ — аккумулятор содержит не нулевое значение
- JC — бит переноса С установлен;
- JNC — бит переноса С не установлен;
- JB — прямо адресуемый бит равен 1
- JNB — прямо адресуемый бит равен 0;
- JBC — прямо адресуемый бит равен 1 и сбрасывается в нулевое значение при выполнении команды.
Все команды условного перехода содержат короткий относительный адрес, т. е. переход может осуществляться в пределах—128... +127 байт относительно следующей команды.
Команда DJNZ предназначена для организации программных циклов. Регистр Rn или байт по адресу ad, указанные в теле команды, содержат счетчик повторений цикла, а смещение rеl — относительный адрес перехода к началу цикла. При выполнении команды содержимое счетчика уменьшается на 1 и проверяется на 0. Если значение содержимого счетчика не равно 0, то осуществляется переход на начало цикла, в противном случае выполняется следующая команда.
Команда CJN удобна для реализации процедур ожидания внешних событий. В теле команды указаны "координаты" двух байт и относительный адрес перехода rel. В качестве двух байт могут быть использованы, например, значения содержимого аккумулятора и прямо адресуемого байта или косвенно адресуемого байта и константы. При выполнении команды значения указанных двух байт сравниваются и в случае, если они не одинаковы, осуществляется переход. Например, команда
WAIT: CJNE A, P0, WAIT
будет выполняться до тех пор, пока значения на линиях порта P0 не совпадут со значениями содержимого аккумулятора.
Действие команд вызова процедур полностью аналогично действию команд безусловного перехода. Единственное отличие состоит в том, что они сохраняют в стеке адрес возврата.
Команда возврата из подпрограммы RET восстанавливает из стека значение содержимого счетчика команд, а команда возврата из процедуры обработки прерывания RETI, кроме того, разрешает прерывание обслуженного уровня. Команды RET и RETI не различают, какой командой – LCALL или ACALL – была вызвана подпрограмма, так как и в том, и в другом случае в стеке сохраняется полный 16-разрядный адрес возврата.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 854;