Пятая республика во Франции

 

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Прави­тельство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., ко­торую считали "скроенной точно по мерке для де Голля", исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стаби­лизировать политическую систему путем "большей сбалан­сированности" всех видов власти и усиления независимо­сти исполнительной власти от политических маневров раз­личных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источни­ком только "мандат народа" (т. е. выборы). Однако еще бо­лее эффективным средством укрепления системы властво­вания должен был стать институт главы государства. Воз­вышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качест­ве повседневного главы правительства и лидера парламент­ского большинства, президент должен был выражать выс­шую волю государства по проблемам первостепенного зна­чения. Таким образом, одной из важнейших задач этого ор­гана было гарантировать стабильность исполнительной вла­сти в неблагоприятных политических и экономических ус­ловиях.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основ­ного закона. Свидетельством этому является сама структу­ра конституции, построенной по схеме президент - прави­тельство - парламент. Центральным звеном всей полити­ческой системы стал президент. Ему была отведена роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогатива­ми, так и полномочиями, имеющими исключительный ха­рактер.

Прежде всего, президент назначал главу правительст­ва, а по его предложению - остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете националь­ной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предос­тавлялись полномочия главы вооруженных сил, право на­значения на высшие гражданские и военные должности.

Президент был наделен значительными полномочиями не только в. исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдель­ных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право пе­редавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посла­ниями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил так­же право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он пред­ставлял Францию в международных отношениях, наделял­ся значительными прерогативами в области внешней поли­тики.

Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда "установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или вы­полнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено".

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автома­тический созыв парламента, запрос мнения Конституцион­ного совета и т. п.). Однако деятельность президента в пери­од чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в дей­ствие исключительных полномочий, передача законопроек­тов на референдум и ряд других - президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политиче­ской практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме Пятой рес­публики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: прави­тельство должно определять и осуществлять "политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определе­ны более подробно, должен руководить деятельностью пра­вительства, нести ответственность за оборону страны, обес­печивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по кон­ституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависе­ли от согласованности их действий при стратегическом вер­ховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он со­стоял из двух палат - Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избирае­мый путем косвенного голосования коллегиями выборщи­ков, должен был обеспечивать представительство террито­риальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые "сдерживающие" полномо­чия Сената, обладающего правом вето в отношении проек­тов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаи­моотношениям между парламентом и правительством, в ко­тором отчетливо закреплялась доминирующая роль прави­тельства. Тщательно оформленное функциональное разде­ление "властей", подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели це­лью создание системы "рационализированного" парламен­таризма вместо парламентарных моделей Третьей и Чет­вертой республик.

Акты парламента могли регулировать строго опреде­ленный и сравнительно небольшой круг вопросов (структу­ра и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать норматив­ные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода де­легирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика за­крепила такое положение. Все остальные вопросы долж­ны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.

Правительство обладало также значительными полно­мочиями по контролю над законодательным процессом. Пре­жде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклоне­нию внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, напри­мер, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие "резо­люции порицания", которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными усло­виями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в дове­рии только абсолютным большинством голосов, а если ини­циаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парла­ментской сессии.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, мини­стерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее сущест­венные полномочия в определении и проведении государст­венной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских респуб­ликах. Режим Пятой республики стал в теории именовать­ся смешанным "президентско-парламентским" или "косвен­ным президентским" режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы прав­ления, получившей в политической науке наименование "полупрезидентская республика".

Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглаша­лась "хранительницей личной свободы". Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосре­доточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого ука­зания об этом, право толковать основной закон. Классиче­ским примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административ­ной юстиции во главе с Государственным советом.

В юрисдикцию административных судов входит реше­ние вопросов о соответствии закону актов и действий ис­полнительных органов и должностных лиц, на практике - от решений муниципалитетов до актов президента. В ос­тальном же традиционные формы судоустройства по преж­нему сохраняются и действуют с незначительной модерни­зацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала сис­тему местного управления. Вместе с тем французская (кон­тинентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней опреде­ленным образом сочетаются прямое государственное управ­ление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одно­временно нижестоящие звенья системы подчиняются вы­шестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют "ес­тественные" административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и "искусственные" образова­ния, т. е. созданные актами центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только пред­ставителями центральной власти. По конституции, местны­ми коллективами республики являются коммуны, департа­менты, заморские территории, которые свободно управля­ются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления - муниципальный совет. В департа­ментах избираются генеральные советы. "Искусственным образованием", не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

Развитие политической системы Франции в 60-80-х гг. XX в. Основной тенденцией развития политической систе­мы Пятой республики в первые десятилетия ее существо­вания явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодатель­ной власти.

Значительную роль в такой эволюции президентской власти сыграли конституционная реформа 1962 г., осущест­вленная де Голлем посредством референдума, которая из­менила порядок выборов президента. Отныне избрание пре­зидента должно было происходить с помощью всеобщего голосования.

Действительный смысл реформы заключался в проти­вопоставлении главы государства как непосредственного и единственного избранника народа избираемому таким же способом Национальному собранию.

Кроме того, дальнейшее усиление президентской вла­сти было связано с возможностью главы государства опи­раться на парламентское большинство, поскольку в 60- 70-х гг. президент неизменно выступал как лидер голлистской партии. Имея поддержку большинства в парламенте, он фактически возглавлял и правительство, оттеснив его формального главу - премьер-министра. Полная зависи­мость премьер-министра и правительства от воли прези­дента, фактическая ответственность правительства перед главой государства вследствие совпадения президентского и парламентского большинства стали характерной чертой Пятой республики в это время. Центром принятия госу­дарственных решений стала главным образом личная кан­целярия президента, свободный от всякой политической ответственности разветвленный аппарат Елисейского двор­ца. Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 60-70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в ук­реплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституцион­ный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссыл­ками на права человека в Декларации 1789 г. и Конститу­ции 1946 г.) составной частью "конституционного блока" и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).

Серьезные изменения в расстановке социально-полити­ческих сил во Франции проявились в период 1973-1976 гг. когда голлистская партия утратила абсолютное большинст­во мест в парламенте и уступила важнейшие государствен­ные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил. В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписа­ли совместную Программу демократического Правительст­ва народного единства. Программа предусматривала прове­дение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента и др. Противостояние двух партийных блоков - коа­лиции левых сил, с одной стороны, и правоцентристской коалиции (ОПР-СФД)- с другой, получило название "биполяризации" политической жизни, став определяющей чер­той развития политической системы Франции.

"Биполяризация" открыла непосредственную возмож­ность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих груп­пировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством.

В 1981 году Социалистической партии удалось завое­вать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив ос­новные положения Конституции 1958 г., касающиеся цент­рального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации ме­стного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в фи­нансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов само­управления вышестоящим было ограничено определенны­ми направлениями деятельности (образование, здравоохра­нение и т. п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.

Период 1986-1988 гг. стал уникальным в том отноше­нии, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию "раздельного правления" - сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппо­зиционные друг другу политические блоки. Второй такой период "сосуществования" продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство "сосуще­ствует" с президентом-голлистом.

Политические события 80-90-х гг. показали, что, не­смотря на все сложности и перипетии партийного сопер­ничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как "супер­президентская республика" или "ультрапрезидентский ре­жим". Вместе с тем парламент - арена партийного сопер­ничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в под­держке парламентского большинства, а для наиболее эф­фективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президент­ские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции - за­конодательной, то здесь он по-прежнему выступает в ос­новном в роли "регистрационной палаты", поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодатель­ных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.

Независимо от расстановки основных политических сил, на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и со­циальных отношениях. Периодически проводимые нацио­нализация и приватизация отраслей экономики в целом со­хранили соотношение государственного и частного ее сек­торов. Особенностью приватизации во Франции при пере­даче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов гос­собственности является сохранение в государственной соб­ственности крупных пакетов акций этих объектов, исполь­зование государственных облигаций или аукционов.

Значительную роль на развитие политической систе­мы Франции оказывают интеграционные процессы общеев­ропейского масштаба. Так, в 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом "Европейский союз", все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию вер­ховенства "коммунитарного права" (права Европейского сою­за) над национальным правом.

 








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1183;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.