Джорджо Вазари и Жерарди Христофано. Оскопление Урана Кроном, XVI в.

Насилие не случайно стоит на первом месте. Оно то и являлось источником власти в племенных и родоплеменных сообществах и было основано на праве силы, то есть на насилии. Кто сильнее – тот и прав. Уже в древнегреческой мифологии первый бог Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Но родившийся последним Кронос по наущению матери оскопил отца и воцарился вместо него, став верховным богом.

Сам Кронос, вняв предсказанию, что его лишит власти кто-то из его детей, проглатывал их, как только они рождались. Но однажды его супруга Рея вместо очередного новорождённого дала ему проглотить завёрнутый в пелёнки камень: так остался жить бог Зевс, свергнувший Кроноса и занявший его место. В свою очередь самому Зевсу предсказали, что его первая жена – богиня разума Метис родит ему дочь и сына, который займёт его место. Чтобы избежать этого, он проглотил забеременевшую супругу. Но ребёнок всё равно родился. Однажды Зевс почувствовал страшную головную боль. Он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить голову. Гефест расколол голову отцу, и из неё вышла грозная воительница, советчица и защитница Афина-Паллада.

 

 

Богиня родов Илифия помогает Зевсу родить Афину Палладу. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. Над головой богини Геры летит кукушка – её символ. Бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире.

Но не только Кронос был ребёнком Урана – первого из власть имущих богов. Вместе с Кроносом, Океаном, Фебом и другими от него была рождена и Фемида – богиня правосудия, вторая супруга Зевса.

 

 

Фемида. У римлян – Юстиция.

 

Фемида воспитала Зевса. От союза с Зевсом она родила трёх Ор (богинь времён года): Эвномию – «благозаконие», Дике – «справедливость» и Эйрену – «Мир». И, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр (богинь судьбы): Клото́ – «Пряха», Ла́хесис – «Судьба», А́тропос – «Неотвратимая».

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну. По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передаёт людям повеления верховного бога, что символизирует божественную справедливость. Фемида первой научила богов и людей прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. Таким образом, являясь порождением матери-земли Геи и Урана, являясь второй супругой Зевса, Фемида выступает в качестве основы правопорядка.

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой. Такое изображение она получила уже у римлян. Римляне же вложили в её руку меч вместо рога изобилия. Первоначально у неё не было и повязки, то есть она изображалась только с весами и рогом изобилия. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды – символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Итак, власть, основанная на насилии, авторитете и праве, уже в древнее время тесно переплетается с правом на управление и, несколько позже, с феноменом государства.

 

Государство

На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация – ООН – не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то иное образование государством, или нет.

«Признание нового государства или правительства – это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций – это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство», – растолковывает нам сама ООН на своём сайте.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, – Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств, подписанная в 1933 году на VII Панамериканской конференции только несколькими американскими государствами. В Конвенции Монтевидео 1933 года закреплены четыре признака государства как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определённая территория;

- собственное правительство;

- способность к вступлению в отношения с другими государствами.

При этом признания другими государствами не требуется, то есть конвенция закрепляет декларативную теорию государственности.

 

Государство как институт, устанавливающий определённый порядок и необходимость следования определённым нормам общественного поведения, появляется вследствие имущественного неравенства, породившего общественное неравенство. В родоплеменных сообществах появляется родовая аристократия, которая всё больше захватывает властные функции. Именно из среды знатных общинников и появляются военные вожди и жрецы. Но ещё долгое время наряду с советом родовой знати, большую роль продолжает играть собрание всех членов общины. На данном этапе ещё оставались пережитки первобытно-общинного строя, так называемая военная демократия.

В IV тысячелетии до н.э. появляются первые рабовладельческие общества в Египте и Двуречье. Почвы долин рек Нил и Евфрат были очень плодородны из-за наносимого этими реками ила. До изобретения металлических орудий труда человек был не в состоянии освоить эти земли. Низовья рек были заболочены, а чуть поодаль почва высыхала из-за отсутствия влаги. К тому же постоянные разливы рек уничтожали посевы. С появлением медных орудий человек смог создавать первые ирригационные сооружения, проводить оросительные канавы и строить дамбы в мягком грунте, чем значительно повышал производительность труда.

Наиболее благоприятные природные условия для данного типа ирригационного земледелия были в нижней части долины Нила и в низовьях Евфрата, а чуть позднее и в долине Инда. Потребность в содержании сложной ирригационной системы требовала постоянного коллективного труда всей общины, что в свою очередь несколько задерживало развитие частной собственности. Община сохраняется на долгое время, но структура её изменяется: кровнородственная община сменяется соседской общиной.

Ирригационное земледелие требовало организации управления оросительными работами, эта функция попадает в руки племенной верхушки, а затем и в руки рабовладельческого государства. Земледелие, основанное на ирригации, давало наибольшую выгоду, тогда как в качестве единой система использовались воды всей речной долины. В противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, что вело к частым разрушительным войнам. Войны за воду, а также рост числа рабов и бедняков, которых необходимо было держать в повиновении, с одной стороны, и богатых – с другой, вызвало потребность в сильной государственной власти. Так появились первые рабовладельческие государства.

Первое в мире государство появилось в Египте. Вся долина Нила представляет собой огромный оазис. Наносные речные почвы очень плодородны и легко поддаются обработке. Медные орудия в Египте появились достаточно рано, большие залежи медной руды находились на Синайском полуострове. Их разработка началась очень рано. В результате труда многих поколений местность была покрыта сетью ирригационных сооружений. Родовая аристократия постепенно смогла завладеть основными средствами производства. Лёгкость обработки местной почвы сделала этот процесс очень ранним. Первоначально Египет состоял из нескольких отдельных областей – номов. Каждый, из которых имел свою столицу и своих богов. Правителя номов называли номархом.

Первым царем (фараоном) считается Мена(Мина). В переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий», «Вечностоящий». Согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, Мена – первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. Но более распространена датировка ок. 3050 г. до н. э. Он смог объединить всю страну (около 3 118 г. до н. э.). Он стал родоначальником I династии, смог завоевать Северный Египет, основал главный город Мемфис, который стал столицей всего Египта.

 

 

 

Другим местом, где рано возникло рабовладельческое государство, стало Двуречье. В начале III тысячелетия до н. э. здесь уже было несколько десятков городов-государств. Шумерские города появились на месте поселков, в которых первоначально проживала община. В центре каждого поселка был храм своего бога. В подчинении у городов-государств были более мелкие соседние поселения. Количество жителей таких городов было 40-50 тыс. Самыми більшими и сильными городами были: Ур, Эриду, Ларса, Лагаш, Умма, Урук, Ниппур, Киш, Мари.

 

 

Древний Египет, города и государства Двуречья – первые человеческие цивилизации, тесно соседствовавшие и соперничавшие друг с другом.

 








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 3078;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.