РИККЕРТ Г.(1863-1936)

 

Генрих Риккерт является главой баденской школы неокантианства. Преподавал в Фрейбург­ском и Гейдельбергском университете.

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

«Объективирующая философия, насильно включая субъект в связь объектов, делает нас авто­матами. Она игнорирует непосредственность активной и личной жизни нашего Я. Против такого пассивизма и восстает субъективирующая философия, основываясь на принципе активности и свободы воли» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.17)

 

НАУКА И ИСТОРИЯ

 

«В отношении метода отдельные науки являются либо генерализирующими, либо ин­дивидуализирующими. Их материал состоит либо из объектов природы, т.е. действи­тельности, утратившей всякую связь с ценностями, либо из явлений культуры, т.е. дей­ствительности, отнесенной к ценностям» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.166). Но, это, подчеркивает Г. Риккерт, всего лишь общая схема, ибо в процессе реального исследования эти методы переплетаются друг с другом, и мо­гут комбинироваться различным образом.

 

«Никто ведь не исследует объекты, которые его так или иначе не интересовали бы, а там, где есть интерес, имеется уже налицо и связывание с ценностями (Wertverbinding)» (Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.155)

 

НЕОКАНТИАНСТВО В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

 

 

КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИОГРАФИИ.

 

БЕЛОВ Г. (1858-1927)

Георг фон Белов

 

По мнению Белова, представление о закономерностях исторических явлений- удел ди­летантов в исторической науке.

МЕЙЕР Э.

 

Эдуард Мейер – профессор истории в Берлине, автор известного по тем временам труда «История древности» (1889). Выступал с критикой Лампрехта.

 

«История не есть систематическая наука. Её задача заключается в исследовании и жовом описании событий, некогда имевших место. Поэтому, какие бы специальные цели не ставил себе тот или другой историк, история никогда не будет в состоянии от­решиться от бесконечного разнообразия единичных фактов.

Было бы ошибочно думать, будто единство исторического метода может дать истори­ческой науке систематическую законченность. Думать так – значило бы слишком преувеличивать роль этого метода: работа историка находится каждый раз, в прямой зависимости от самого материала» (Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-историческое исследование. М. 1911. С.7)

 

«… историческими могут считаться только такие факты, которые оказали, или ока­зывают влияние» (Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-историческое исследование. М. 1911. С.49)

 

Он с симпатией относится к Фукидиду, считая его способ описания истории единст­венно приемлемым.

 

2. ТЕОРИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

 

Э. Мейер критикует схему К. Бюхера: «На Востоке мы уже находим уже в древнейший период, от которого до нас дошли сведения, очень развитую промышленность, всеоб­щие торговые отношения и, как посредников при обмене, благородные металлы» (Мейер Э. Экономическое развитие мира. СПб., 1898. С.12)

 

«Греческое средневековье» – эпоха владычества аристократии, рыцарских подвигов и героического эпоса.

 

ДОПШ А.(1868-1953)

 

Альфонс Допш интересен своей концепцией, суть которой состоит в том, что различ­ные формы хозяйства существуют вне зависимости от времени. В частности, он утверждал, что и в римской культуре существовали капиталистические формы хозяйст­вования. Эта точка зрения абсолютно правомерна. Ибо мы замечаем, что в раз­ные периоды истории наблюдаются островки более древних форм хозяйственной жизни. Взять, в частности США, в истории кото­рой, как известно, формы рабовладения расцветали «пышным цветом» в период новой истории. Это можно отнести, к примеру, к периоду нацистского режима, когда труд военнопленных ис­пользовался абсолютно идентичным образом, как труд военнопленных в Древнем Риме.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-историческое исследование. М. 1911 (1902) (346934)

2. Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. СПб., 1898. (380522)

3. Допш А. \\ Средние века. М.,1957. №9.

4. Малини а. Старое и новое направление в исторической науке. Лампрехт и его оппоненты. М., 1900.

5. Белов Г. Городской строй и ор. Жизнь средневек. Германии. М.1912.

6. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдель­ными науками. Т. 1. От Возрождения до канта. СПб., 1908. (ОРК 2386872)








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 787;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.