МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА
Предметом философии представители марбургской школы считали методологию научного познания, но не только. Они ставили задачей исследовать логику всех трех способностей видов ментальности: мышления, воли и чувства. Как пишет П. Наторп: «Логика охватывает не только теоретическую философию, как логика «возможности», но и этику, как логика формирования «воли», а также эстетику, как логика чистого художественного формирования» (Наторп П. Кант и марбургская школа/ новые идеи в философии 1913 №5 с.125). Но наибольшее внимание они проявляют именно к логике научного мышления. Образцом научного мышления у них выступает как и у большинства философов Нового времени математика и физика.
КОГЕН Г. (1842-1918)
Герман Коген - признанный классик марбургской школы неокантианства.Его основные работы: «Теория чистого опыта Канта»(1885), «Влияние Канта на немецкую культуру»(1883), «Принцип бесконечно малых и его история»(1883), «Логика чистого познания»(1902), «Этика чистой воли»(1907), «Эстетика чистого чувства» (1913)
Большое значение придавал математике: «чистое математическое созерцание образует основание всякого познания природы»(Cohen H. Das Phinzip der Infinitesimal- Methodeund und seine Geschichte. Berlin. 1883. S.23)
Коген различает три направления в производстве сознания. Это деятельность по производству образов – предметов, т.е. природы, чем занимаются естественные науки. Это деятельность, формирующая нравственные идеи и нравственность. Это эстетическая деятельность, которая является результирующей двух вышеуказанных. Наука оперирует понятием, нравственность – императивами, искусство же – символами.
НАТОРП П.(1854-1924)
Пауль Наторп, известен работами «Учение Платона об идеях»(1903), «Логические основы точных наук»(1910). Очень важна для понимания статья Наторпа «Кант и марбургская школа» (Новые идеи в философии. 1913 №5)
1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
Для П. Наторпа не существует тождества субъекта и объекта, а существуют различные форма или корреляции между субъектом и объектом, имеющие исторически преходящий характер.
Платоновские идеи Пауль Наторп интерпретирует как регулятивный идеал.
У А. Либерта эта корреляция приобретает экзистенциальный характер «трагической диалектики».
2. СТРУКТУРА МЕНТАЛЬНОСТИ
Наторп пишет: «Логика охватывает не только теоретическую философию, как логика «возможности», но и этику, как логика формирования «воли», а также эстетику, как логика чистого художественного формирования»9Наторп П. Кант и марбургская школа \\.Новые идеи в философии. СПб. 1913. №5 С.125)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 816;