Чем ниже значение показателя природоемкости, тем эффективнее работает экономика страны (на макроуровне) или данной отрасли (на отраслевом уровне).
В современной России показатели природоемкости очень высоки как на отраслевом, так и на макроуровне. Энергоемкость в России в 11 раз выше, чем в Японии , в 7 раз выше по сравнению с Германией , в 4 раза выше, чем в США . На производство 1 т бумаги Россия тратит древесины в 4,6 раза больше, чем США, в 5,3 раза больше, чем Швеция и в 6,4 раза больше, чем соседняя Финляндия .
Очевидно, что одной из важнейших экономических задач России является снижение природоемкости на отраслевом и макроуровне в 2—3 раза. Уменьшение природоемкости должно связывать два процесса в народном хозяйстве: с одной стороны, сокращение или стабилизацию потребления природных ресурсов, другой — рост выпуска продукции за счет внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, использования вторичного сырья и т.п.
Главными мировыми экономическими принципами ООС и рационального природопользования являются платность природопользования и принцип «загрязнитель платит». В совсем еще недавние времена советскому человеку трудно было осознать, что за пользование природными благами (чистой водой и воздухом, лесом, землей) следует платить. Это неудивительно, поскольку богатства природы были народными, а значит — ничьими. Принцип платности природопользования мог возникнуть только как результат рыночных отношений.
В России существует два уровня платы за право пользования природными ресурсами:
· плата за право пользования в рамках определенных лимитов, которую рассчитывают, исходя из тарифов, установленных за единицу природного ресурса — тонну чистой воды, гектар сельскохозяйственных угодий и т.п. Лимиты устанавливают для каждого природопользователя в отдельности, а необходимые платежи он включает в себестоимость своей продукции.
· плата за сверхлимитное, т.е. нерациональное использование природного ресурса. В этом случае природопользователь платит по пятикратному тарифу, поскольку такой платеж приравнивается к штрафу, а необходимые суммы берутся уже из прибыли предприятия.
Принцип «загрязнитель платит» также реализуется на двух уровнях:
· платежи за загрязнение ОС в рамках нормативов ПДС и ПДВ, которые рассчитываются для каждого природопользователя и включаются в себестоимость продукции предприятия;
· платежи за загрязнения, превышающие нормативы ПДС и ПДВ, установленные для данного природопользователя; в этом случае за каждую единицу массы или объема сверхнормативного загрязнения он платит в пятикратном размере; платежи считаются штрафами, а выплачиваемые суммы предприятие берет из прибыли. Если предприятие не оснащено очистными сооружениями, то возможна ситуация, когда вся его прибыль уйдет на штрафы за загрязнение ОС, т.е. его деятельность становится нерентабельной.
Прокомментируем теперь экономическое стимулирование ООС и рационального природопользования. Прежде всего, отметим, что любая природоохранная деятельность экономически убыточна, поскольку требует дополнительных затрат, которые увеличивают стоимость продукции. Именно поэтому любого природопользователя надо принуждать строить очистные сооружения, экономить природные ресурсы, чтобы не наносить ущерба природе. Что касается экономического механизма стимулирования ООС, то он направлен на то, чтобы сделать природоохранные мероприятия экономически выгодными.
Итак, система экономических инструментов природоохранной деятельности включает:
· Налоговую политику — введение экологических («зеленых») налогов, которые способствовали бы решению двух задач:
o ценообразование продукции должно быть упорядочено, т.е. ее стоимость должна включать затраты природных ресурсов и ущерб ОС;
o компенсировать экологический ущерб должен тот, кто загрязняет ОС, а не все общество (реализация принципа «загрязнитель платит»). Иначе говоря, государство с помощью налогов воздействует на цены, а дальше работает рыночный механизм; налоговые льготы устанавливаются тем природопользователям, которые осуществляют природоохранные мероприятия, используют вторичные ресурсы и утилизируют отходы, используют ресурсосберегающие и малоотходные технологии; наоборот, налоговый «пресс» используется для производителей «экологически грязной» продукции: озоноразрушающих препаратов (фреонов ), пестицидов . В ряде стран вводится «углеродный» налог на выбросы диоксида углерода в результате сжигания любого топлива.
· Субсидии и льготное кредитование: эти пособия должны предоставляться не природоэксплуатирующим отраслям (например, топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), а отраслям, эффективно проводящим природоохранную деятельность).
· Ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения, т.е. предприятию, осуществляющему природоохранные мероприятия, позволяют завышать амортизационные отчисления, сокращая тем самым размер прибыли, подлежащей налогообложению, при этом его чистая прибыль возрастает.
· Внедрение практики продажи прав на загрязнение — сбросов и выбросов («принцип пузыря»). При его осуществлении вновь строящееся или реконструируемое предприятие ставится перед выбором: или создать надежную систему очистных сооружений у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. В результате общее суммарное загрязнение не может превысить определенного установленного уровня. Этот принцип может использоваться не только внутри страны, но и в экономических отношениях между различными странами.
· Использование принципа «залог-возврат», когда, покупая какой-либо товар, мы заранее оплачиваем дополнительную стоимость (пустые бутылки, электрические батарейки), которая затем возвращается обратно. Этот простой механизм позволяет существенно снизить количество отходов и сберечь ресурсы.
· Двухуровневую систему платежей за загрязнение ОС.
· Экологические страхование.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 543;