Концепция устойчивого развития.
Экологический менеджмент и его составляющие. Основные нормы экологического права.
Россия занимает особое место в становлении теории устойчивого развития, которая существенно укрепит единство науки и приведет к концептуальной революции в социально-гуманитарном знании, которое ориентировалось до сих пор на изучение традиционной модели неустойчивого развития.
В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» сказано, что движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Учение о ноосфере и концепция устойчивого развития тесно взаимосвязаны, причем, именно на начальном этапе перехода мирового сообщества к новой стратегии развития важно соединить уже существующие в различных странах и научных сообществах научные разработки и их результаты, которые содействовали бы воссозданию образа того желаемого будущего, который получил наименование сферы разума, или ноосферы.
Концепции сферы разума, или ноосферы, которые были предложены его основоположниками – французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, российским естествоиспытателем академиком В.И. Вернадским, существенно различались между собой. Однако все они имели некоторое общее содержание – веру в силу разума (не только человеческого) и представление разума в качестве главного движущего механизма последующей, уже «рациональной» эволюции (ноогенез по Тейяру де Шардену).
В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы и социальной автотрофности в качестве главного направления дальнейшего развития человечества. В.И. Вернадский полагал, что ноосфера еще не существует, а появится в будущем, и что ее становление – это естественно-исторический процесс, она появится стихийно, как все предшествующие общественно-экономические, социально-технологические и аналогичные формации и этапы эволюции человечества.
Однако сейчас, когда обнаружились и обострились глобальные проблемы, угрожающие гибелью цивилизации, стало ясным, что невозможно стихийное становление ноосферы, что ее приближение возможно только благодаря социально-технологическому проектированию будущего с помощью человеческого разума и, прежде всего, науки. В процессе реального прогресса на пути в ноосферу наука, обретая свое планетарно-глобальное измерение, будет, как и предполагал В.И. Вернадский, играть приоритетно-доминирующую роль, формируя сферу разума. С помощью ноосферно ориентированной и глобализированной науки должна появиться экспертиза по переходу к устойчивому развитию (наподобие экологической и других), которая решала бы вопросы соответствия тех или иных важных решений и проектов формируемой стратегии устойчивого развития. Возможно, уже сейчас ее можно назвать ноосферной экспертизой.
Цели перехода к устойчивому развитию – сохранение биосферы и выживание человечества – определяют его основные принципы, которые в обобщенном виде сводятся к следующим.
Во-первых, это уже выше рассмотренный принцип сохранения биосферы и связанный с ним биоцентризм (в отличие от современного антропоцентризма).
Во-вторых, это принцип коэволюции общества и природы, т.е. их совместного развития, когда человечество может неопределенно долго существовать на планете, а биосфера, благодаря существенному снижению антропогенного давления, сохранит свою устойчивость и будет эволюционировать по своим законам (сохраняя условия и возможность существования человечества).
В-третьих, это принцип равных возможностей в удовлетворении своих жизненно важных потребностей (в том числе в экологических условиях и природных ресурсах) для нынешних и будущих поколений.
В-четвертых, это принцип справедливости в широком смысле слова, который нередко в документах ООН считается главным принципом устойчивого развития. Справедливость до недавнего времени мыслилась как соответствие между действиями людей и их общественным признанием. Однако упомянутый ранее принцип равенства возможностей развития нынешних и будущих поколений требует его распространения и на пока еще несуществующие будущие поколения. Но и это социальное расширение принципа справедливости ожидает своего дальнейшего уже социоприродного понимания и продолжения. А именно – некоторые черты справедливости должны быть перенесены с человека на все живые существа, которые Homo sapiens не может безнаказанно использовать в своих утилитарных целях и даже уничтожать.
Наконец, пятый принцип – приоритет нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными является уже специфически ноосферным принципом. Именно он отличает устойчивое развитие в его современном понимании от его ноосферного видения. Устойчивое развитие только тогда становится развитием ноосферным (ноосферогенезом), когда оно одухотворено нравственным разумом экогуманистической ориентации (который превратится в так называемый ноосферный интеллект) и именно он окажется приоритетным средством последующего непрерывного развития цивилизации в гармонии с окружающей природной средой Земли и Вселенной.
Уже имеет смысл говорить о наступлении нового этапа в учении о ноосфере. Если не обращать внимание на идейно-исторические предпосылки, и считать, что учение о ноосфере берет свое начало с 20-х годов XX в., то сейчас, в начале XXI в. можно говорить о формировании нового этапа ноосферологии. Вполне понятно, что этот новый – уже современный период связан с влиянием концепции устойчивого развития на учение о ноосфере. Именно на этом пути своего развертывания переход к устойчивому будущему оказывается становлением сферы разума, т.е. ноосферогенезом.
Среди важнейших черт этого нового – неклассического (современного) этапа учения о ноосфере, можно назвать следующие (некоторые принципы общие и для перехода к устойчивому развитию и к ноосфере).
Во-первых, процесс ноосферогенеза связывается с сохранением биосферы (а не превращением ее в ноосферу), причем механизм этого сохранения видится в рассмотренных выше биотической стабилизации и регуляции окружающей среды.
Во-вторых, становление ноосферы предполагает реализацию принципа преемственности поколений как выживания и непрерывного развития цивилизации (как принципа равенства возможностей поколений людей на планете удовлетворять свои жизненные потребности, включая и потребность в безопасности).
В-третьих, новый этап учения о ноосфере включает в орбиту своих исследований космическую деятельность и широкомасштабное освоение Вселенной как новую магистраль устойчивого развития человечества и обретения им социального бессмертия (согласно идеям К.Э. Циолковского).
В-четвертых, этот этап учения о сфере разума связан с новым осмыслением проблемы обеспечения безопасности в тесной связи с переходом к устойчивому развитию, поскольку в модели неустойчивого развития безопасность (тем более на длительное время) обеспечить невозможно.
В-пятых, как переход к устойчивому развитию возможен только в глобальном масштабе (включая появление общемирового уровня управления), так и становление ноосферы имеет только планетарный характер (хотя в перспективе возможно и становление космоноосферы).
В-шестых, созидание сферы разума будет сопровождаться усилением роли рациональных и нравственно-гуманистических ценностей и формированием ноосферной культуры, включающей в себя и экологическую культуру, и биосферную этику.
В-седьмых, в процессе ноосферогенеза, развертывающегося через переход к устойчивому развитию, формируются опережающие механизмы деятельности, в том числе мыслительно-коммуникационной (ноосферный интеллект), управленческой (упреждающее принятие решений и опережающее управление), новой модели образования (ноосферно-опережающего образования), ноосферно-ориентированной науки, ноосферного управления и т.д.
Глобальный характер становления сферы разума определяется не только экологическими соображениями и императивами, но, фактически, всеми составляющими системы перехода к устойчивому развитию. Развернувшиеся в настоящее время процессы глобализации как стихийные процессы движения цивилизации к постиндустриальному обществу и единому человечеству (мегаобществу) важно направить в русло реализации целей устойчивого развития ноосферной ориентации. Императивы глобально-экологические должны быть дополнены экономическими и социальными требованиями, вытекающими не из стихийного их развертывания в рамках модели неустойчивого развития, а исходя из принципов и ориентиров устойчивого развития в планетарном масштабе.
И хотя процесс глобализации начался до перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, т.е. в рамках старой цивилизационной модели, тем не менее, позитивные перспективы его развертывания должны прийтись на эпоху перехода к устойчивому развитию как принципиально планетарного процесса по своей сущности и масштабам. Соответственно, обострившиеся глобальные проблемы в XX веке, должны найти свое решение в ходе становления новой цивилизационной стратегии. Ведь переход к устойчивому развитию, носящий целенаправленный и системно-сбалансированный характер, являет собой средство решения абсолютно всех глобальных проблем, или, на первых этапах, по крайней мере их позитивного сдвига. «Вписывание» же процессов глобализации в рамки новой модели развития окажется существенным фактором ее реализации, поскольку уже не только государства, но и транснациональные компании и другие агенты (субъекты) глобализации будут исходить в своей активности из принципов и целей устойчивого развития, как это уже сделал Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (в его состав входят более сотни ТНК), или ВТО (принявшая декларацию об устойчивом развитии), многие банки, страховые компании и т.д.
Глобальная сущность устойчивого развития диктует не только необходимость в течение XXI века перехода суверенных государств к новой цивилизационной стратегии, но и существенное усиление интегративных тенденций в мировом сообществе. Можно даже сказать, что с переходом к устойчивому развитию наступает эпоха планетарной конвергенции стран и других субъектов мирового процесса, находящихся на различных уровнях своего развития. Несмотря на различия в уровнях социально-экономического развития, политические, этнические, культурные и прочие особенности, все государства планеты должны будут по историческим масштабам времени одновременно включиться в глобальный процесс, обеспечивающий в текущем тысячелетии выживание всему человечеству и сохранение биосферы.
Постиндустриальное общество может оказаться завершающей стадией модели неустойчивого развития (своего рода «концом истории»), поскольку следующая за ним эпоха стихийного развития либо не реализуется вообще (в связи с переходом к новой цивилизационной стратегии), либо ввергнет человечество в пучину глобальной катастрофы. Вот почему XXI век может стать переломным в истории цивилизации в обоих упомянутых вариантах развития человечества. В начале III тысячелетия разрешится противоречие между старой и новой моделями развития, как можно надеяться, в пользу этой последней. У человечества есть значительная вероятность разрешения упомянутого противоречия в пользу выживания и созидания сферы разума, открывающей путь к бессмертию не только цивилизации, но и мегасистемы «человечество-Земля-Вселенная».
Экологический менеджмент – это специальная система управления, имеющая в основе регулятивный процесс, направленный на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров.
С развитием экологического менеджмента связано развитие и совершенствование перспективных рыночных экономических методов управления – экологического аудита и экологического страхования.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 823;