ИТАЛИЯ В XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. 2 страница
кусстве и некоторых отраслях науки сложились уже такие тради-
ции и профессионально-технические навыки, которые не мог-
ли бесследно исчезнуть.
Развитие итальянской культуры тесно связано
С XIII в. среди многочисленных местных диалектов на первое место
начинает выдвигаться тосканский, или флорентийский, диалект, ко-
торый лег в основу итальянского литературного языка. Творчество
великих поэтов и писателей - Данте, Петрарки, Боккаччо, просла-
вившихся повсюду, содействовало этому. Трактаты Данте <О народ-
ной речи> и <Пир>, его <Божественная комедия> положили начало
складыванию единого, общенародного языка. После Данте большин-
ство итальянских писателей пользуются флорентийским диалектом.
Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Кампанелла
и другие писатели и ученые Возрождения развивали итальянский
язык. В 1582 г. во Флоренции была создана Академия Круска, выпу-
стившая в 1612 г. первый большой словарь итальянского языка.
Изобразительное искусство в XVI - XVII вв.
Одной из наиболее ярких, характерных фигур
среди множества блестящих талантов Высоко-
го Возрождения, <титанов по силе мысли, стра-
сти и характеру, по многосторонности и учености>^ являлся Леонар-
до да Винчи (1452-1519) -гениальный мыслитель, многосторонний
ученый-исследователь, архитектор, инженер, конструктор и худож-
ник. Биография его раскрывает все своеобразие условий культурной
деятельности в Италии того времени. Леонардо - внебрачный ребенок
бюргера Флоренции, нотариуса, члена одного из привилегированных
цехов, владельца поместья в окрестностях местечка Винчи, близ
Флоренции. Мать Леонардо - простая крестьянка из горного местеч-
ка Анкано. В 14 лет Леонардо был отдан в ученики в мастерскую
Верроккьо, флорентийского скульптора, живописца и золотых дел
мастера. Здесь Леонардо вместе с другими талантливыми учениками
проходил десятилетний курс общения. В 1476 г. кончаются годы уче-
ничества Леонардо, наступает самостоятельная жизнь. Леонардо
работает на заказчиков.
В 1481 г. Леонардо получает заказ от монахов монастыря Сан-
Донато написать картину на тему <Поклонение волхвов>. В процессе
работы у него возникает множество научных проблем, которые он
должен разрешить: это вопросы анатомии человека, перспективы
и т. д. Леонардо работает над художественным произведением как
ученый-исследователь. Но во Флоренции Леонардо не мог найти за-
работка, он вынужден обратиться к правителю Милана Лодовико Мо-
ро с предложением своих услуг, главным образом в качестве военного
инженера. Леонардо был принят на службу в звании <герцогского
инженера>.
Миланский период жизни Леонардо да Винчи отмечен не только
его работами, связанными с придворной службой, но и рядом круп-
ных картин, прославивших его имя как художника. К этому периоду
относится величайшее произведение Леонардо <Тайная вечеря>, на-
писанное им на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария
Делле Грацие. Монахи заказали Леонардо картину на религиозный
сюжет. Из евангельского рассказа о <тайной вечере> Леонардо выбрал
момент, когда Иисус сказал ученикам: <Один из вас предаст меня>.
С поразительным реализмом и художественной силой переданы те
чувства, которые вызвали слова о предательстве у апостолов. Него-
дование, гнев, изумление, горе простых честных людей, узнавших,
что среди них нашелся предатель, - вот подлинный сюжет картины
Леонардо. Это глубочайший протест гениального сына итальянского
народа против измены, вероломства, предательства, царивших среди
тогдашних правителей,
Кроме живописных работ Леонардо продолжает свои записи, ко-
торые он вел всю жизнь о живописи, анатомии, механике и т. д.
В Милане Леонардо встречается с гениальным архитектором Бра-
манте, с ученым математиком Паччиоли.
В 1499 г. обрывается миланский период жизни Леонардо. Фран-
цузская армия захватывает Милан. Для Леонардо наступают годы
скитаний. Он едет в Венецию, затем возвращается после 18-летнего
отсутствия во Флоренцию и поступает на службу к Чезаре
Борджа.
С 1503 г. Леонардо снова во Флоренции. Он получает от Сеньории
крупный заказ - расписать одну из стен нового зала дворца Сеньо-
рии. Сюжет должен был прославить победу флорентийских наемных
войск над миланскими наемными войсками в битве при Ангиари
29 июля 1440 г. Леонардо сделал лишь эскиз, но фрески не написал.
Он отдает свое время другим занятиям, которые не приносили ника-
кого дохода и казались современникам просто блажью: он работает
над проектом канала по реке Арно, отдает много времени проектам
летательных аппаратов. В этот же период Леонардо пишет знамени-
тый портрет Джоконды, но на <Битву при Ангиари> у него времени
не находится.
Тяжелая нужда заставляет Леонардо принять приглашение фран-
цузского правителя Милана герцога Шомона приехать в Милан для
выполнения архитектурных, гидротехнических и художественных ра-
бот. В Милане Леонардо разработал проект судоходного канала от
Милана до озера Комо. Но вскоре испанцы вытеснили французов из
Милана и отдали город под власть герцога Массимильяно Сфорца,
сына Лодовико Моро. Леонардо приходится бежать из Милана в
Рим. Здесь он не выдержал обстановки невежества, разврата и хан-
жества папского двора. Леонардо согласился на приглашение фран-
цузского короля Франциска 1 переехать во Францию.
Великий сын итальянского народа умер во Франции в 1519 г. Не-
утомимый исследователь, всю свою жизнь стремившийся принести
практическую пользу своему народу - осушить болота, провести ка-
налы, улучшить условия земледелия, наконец, создать разнообразные
свою энергию на удовлетворение прихотей мелких тиранов, на уст-
ройство для них празднеств и развлечений или служить им в качест-
ве военного инженера в междоусобных войнах, разорявших страну.
Гениальные проекты и гипотезы Леонардо да Винчи в области техни-
ки (целый ряд проектов механизмов, станков, аппаратов для усовер-
шенствования производства, для ирригации, вплоть до проектов ле-
тательной машины тяжелее воздуха), в области медицины, архитек-
туры и многих других отраслей знания не могли быть осуществлены
в условиях того времени.
Одновременно с Леонардо да Винчи живут и работают множество
талантливых художников и скульпторов, инженеров, писателей, уче-
ных. Среди деятелей итальянского Возрождения всемирную извест-
ность получили Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль
(1483-1520), Тициан (1477-1576), Джорджоне (1477-1510), ар-
хитектор Браманте (1444-1514) и целая плеяда других талантливых
художников. По своему социальному положению все они были це-
ховыми ремесленниками, выполняли заказы тогдашних властителей
Италии - римских пап, кардиналов, монастырей, правителей италь-
янских государств, богатых горожан. Поэтому сюжеты их произведе-
ний чаще всего носили религиозный характер. Но и в форме библей-
ских сюжетов и персонажей художники реалистически изображают
человеческие чувства, прогрессивные идеи, создают образы современ-
ников. В <Тайной вечере> Леонардо да Винчи моделью художнику
служили итальянские крестьяне. Многочисленные <мадонны> Рафа-
эля, в особенности знаменитая <Сикстинская мадонна>, воплощают
образ женщины-матери, отображают земную материнскую любовь
и нежность. Микеланджело в своих скульптурах и картинах дает
яркое воплощение мужества и силы человека, пафоса борьбы и сози-
дания. Тициан, художник венецианской школы, один из самых заме-
чательных колористов, на своих многочисленных полотнах ярко, реа-
листически воспевал красоту человека и окружающей его обстанов-
ки. Его <Кающаяся Магдалина> - прекрасная молодая девушка -
является полной противоположностью аскетическому идеалу класси-
ческого средневековья. Портреты Тициана раскрывают не только
внутренний мир его современников, но отображают напряженную тя-
желую историческую атмосферу эпохи. Страшное впечатление взаим-
ной подозрительности, недоверия, коварства вызывает знаменитый
групповой портрет художника <Папа Павел III с племянниками>.
В бессмертных произведениях Джорджоне - <Спящая Венера>,
<Юдифь>, <Сельский концерт> - красота человека сливается воедино
с прелестью пейзажа, что создает впечатление чудесной гармо-
нии.
Разорение, феодально-католическая реакция и контрреформация
во второй половине XVI в. привели к упадку изобразительного ис-
кусства. С разложением цехового строя изменяется положение худож-
ников в итальянском обществе. Вырабатываются новые формы обуче-
ния художников. Ранее художники проходили обязательный курс
ученичества в мастерских цеховых мастеров, по окончании учениче-
ства сами становились мастерами, членами цехов. Во второй половине
XVI в. создаются художественные академии (<Академия рисунка>
во Флоренции в 1563 г.: <Академия Св. Луки> в Риме в 1577 г.; <Ака-
демия вступивших на верный путь> в Болонье в 1585 г.) как объеди-
нения художников для изучения искусств древности и мастеров Воз-
рождения. В академиях пытаются установить непререкаемые худо-
жественные каноны исходя из убеждения, что в искусстве уже
достигнут высший предел совершенства, что остается лишь рабски
следовать имеющимся образцам. Академии становятся рассадниками
оторванных от природы и далеких от жизни народа условных форм
искусства. Художники отходят от реалистического изображения при-
роды и людей. Фигуры и лица приобретают утонченный характер,
формы изображаются неестественно хрупкими, изощренно изящными.
Новое художественное направление, получившее название <манье-
ризм>, особенно распространилось в Риме и Флоренции. Парадный
портрет, парадные алтарные образа, декоративные росписи, бьющие
на эффект, торжественные религиозные и исторические компози-
ции - главные формы академической живописи. Условная, торжест-
венно придворная манера академий вполне удовлетворяла вкусам,
господствовавшим в придворных кругах Италии, и служила делу ка-
толической контрреформации, придавая особую торжественность цер-
ковным обрядам. Господствующие классы и церковь хорошо оплачи-
вают служащее их классовым интересам искусство. Получившие из-
вестность, вошедшие в моду художники не только приобретают
богатство, но и причисляются к кругу привилегированных людей.
Наиболее видными представителями академической живописи были
братья Караччи, основатели Болонской школы живописи.
Но реакции не удается побороть и задушить реалистические
традиции итальянской живописи. Виднейшим представителем реали-
стического течения был Караваджо (1573-1610). Отвергая академи-
ческие каноны, он снова провозглашает требования тщательного изу-
чения природы, народного быта. Караваджо писал натюрморты, бы-
товые и религиозные сцены в смелой реалистической манере, с
простой, лишенной всякой изощренности композицией. Влияние Ка-
раваджо на современников было очень велико. В большинстве круп-
ных итальянских городов появляются художники, выступающие про-
тив придворного условного искусства и маньеризма. Реалистические
произведения Караваджо нашли последователей в Испании, Фланд-
рии, Голландии и Франции.
В конце XV - начале XVI в. итальянская
^^ философская, историческая и политическая
мысль имеет блестящих представителей. Профессор Падуанского, а
затем Болонского университета Пьетро Помпонаиди (1462-1524),
рационалист и скептик, в своем нашумевшем трактате <О бессмертии
души> (1516) открыто выступил против христианского учения о бес-
смертии души, обосновал ряд положений материализма о неразрыв-
ной связи мышления с материей, о подчинении материального мира
естественным законам. Он развил теорию двойственной истины и
обосновал этой теорией необычайно смелое для того времени требо-
вание разграничить области науки и религии, требовал невмешатель-
ства религии в научное исследование. Характерно для обстановки
первой четверти XVI в., что Помпонацци преследованиям не подвер-
гался и до конца своих дней оставался профессором Болонского уни-
верситета.
Это были последние годы кратковременного периода <вольномыс-
лия> верхов католической церкви. Начиная со второй трети XVI в.
представители материалистической философии подвергаются жесто-
ким преследованиям инквизиции, кончают жизнь на костре, как
Джордано Бруно (1548-1600) (см. гл. 36), Джулио Ванини (1585-
1619) и др. Галилео Галилей (1564-1642) -астроном, физик и фи-
лософ-материалист - был условно осужден инквизицией на пожиз-
ненное тюремное заключение и до конца жизни находился под наб-
людением. Но жестокий террор не задушил передовой мысли. Джор-
дано Бруно - последователь и продолжатель космологического
учения Коперника - выступал против церковного учения о сотворе-
нии мира богом. Джулио Ванини в своих философских сочинениях,
главное из которых носило название <Об удивительных тайнах при-
роды-царицы и богини смертных> (1617), утверждал, что церков-
ное учение о боге выдумано духовенством с целью обмана народа,
чтобы держать его в рабстве и невежестве.
Большую известность приобрел политический мыслитель, историк
и дипломат Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произ-
ведение <Государь> предназначалось для практического руководства
государственным людям. Коренным злом, губящим Италию, он счи-
тал ее политическую раздробленность, а основной причиной этого
зла - существование светской власти римского папы. Макиавелли
рассматривал в своем сочинении те качества, которыми должен обла-
дать диктатор, способный объединить Италию. Для достижения этой
цели Макиавелли считал пригодными все средства - обман, веролом-
ство, клятвопреступление, убийство, предательство. Наилучший в
условиях его времени государь, учил Макиавелли, должен сочетать
в себе качества льва и лисицы, обладать великим искусством лжи и
лицемерия, устранять противников при помощи яда и кинжала, бес-
пощадно расправляться с непокорными подданными. Взгляды Макиа-
велли получили широкое распространение среди феодальных и бур-
жуазных правителей.
Термин <макиавеллизм> стал нарицательным и обозначает веро-
ломную политику, не брезгующую никакими средствами ради дости-
жения поставленных целей.
Макиавелли написал также <Историю Флоренции>, в которой про-
водит идею, что Италию губят тираны, кондотьеры, а главное - язва
папства, препятствующая объединению страны. В трактате <О воен-
ном искусстве> Макиавелли доказывал, что наемные войска и кондо-
тьеры приведут итальянский народ к гибели: спасение он видел в
переходе к системе постоянной народной армии.
Те же характерные для государственных деятелей XVI в. взгляды
на историю как на арену преступлений и борьбы низменных страс-
тей отдельных лиц - жажды власти, корысти, зависти, вероломства
и т. п.-развивает и Франческо Гвиччардини (1483-1540), автор
крупных работ: <История Италии>, <Заметки политические и граж-
данские>.
Италия этого периода дала человечеству и политического мысли-
теля противоположного направления. В условиях испанского ига и
католической реакции XVII в. в Южной Италии выдающийся пред-
ставитель утопического социализма Томмазо Кампанелла (1568-
1639) пишет в тюрьме, где он провел 27 лет, свое знаменитое произ-
ведение <Город Солнца, или Идеальная республика> (первые изда-
ния вышли в 1623, 1637, 1642 гг.). В этом сочинении нашли свое от-
ражение мечты об уничтожении социального неравенства и частной
собственности, о справедливой общественной организации производ-
ства и распределения, о признании труда делом почетным и обяза-
тельным для всех.
В <Городе Солнца>, о котором рассказывает вернувшийся из даль-
него плавания генуэзец, нет частной собственности, все трудятся,
люди гармонично развиты в физическом и духовном отношении,
каждый получает по потребности, для защиты от нападений мужчи-
ны и женщины проходят военное обучение, народ избирает прави-
телей государства, нет праздных тунеядцев. Такими чертами харак-
теризует Кампанелла свой идеал человеческого общества, противо-
поставляя его тяжкой действительности.
Кампанелла не только ранний социалист-утопист, он был актив-
ным борцом против испанского ига, против схоластики и иезуитов.
Кампанелла подвергался преследованиям инквизиции за свой ранний
философский трактат <Философия, доказанная чувствами> (1590).
В 1598 г. он был арестован по обвинению в заговоре против испанцев
и приговорен к пожизненному заключению. Однако в 1628 г. по при-
казу папы его выпускают из тюрьмы, в 1634 г. он эмигрирует во
Францию, где умирает в 1639 г.
В итальянской литературе XVI и первой поло-
вины XVII в. ясно намечаются два направле-
ния: одно - придворное, аристократическое, другое - отражающее
настроения, враждебные установившемуся в Италии режиму.
Уже в XV в. в связи с подавлением демократических городских
движений и установлением власти тиранов многие писатели и ученые
стремятся приспособить литературу ко вкусам новых властителей,
сделать ее достоянием узкой касты. Центром литературной жизни
была Флоренция, в которой господствовали банкиры Медичи. Меди-
чейский кружок поэтов - Лоренцо Медичи (1448-1492), Анджело
Полициано (1454-1494) и другие-культивировал утонченный
эстетизм, аристократическую мораль, воспевал рыцарские подвиги и
турниры (<Стансы на турнир> Полициано). В Ферраре при дворе гер-
цогов Д'Эсте Маттео Боярдо (1434-1494) создавал рыцарскую поэму
<Влюбленный Роланд>. В противоположность аристократической тен-
денции Боярдо, идеализировавшего рыцарство, один из крупнейших
поэтов Высокого Возрождения Лодовико Ариосто (1474-1533), тоже
служивший при дворе Д'Эсте, в своей поэме <Неистовый Роланд>
иронически освещает рыцарские похождения Роланда, потерявшего
разум от любви.
Феодально-католическая реакция XVI в. утвердила господство
аристократического направления в итальянской литературе. В отли-
чие от гуманистического идеала совершенного гармонического челове-
ка аристократия выдвигает свой идеал <совершенного придворного>,
изображенный в произведении Д. Б. Кастильоне (1478-1529) <При-
дворный>. Развивается вычурная галантная поэзия, пасторальный
роман и драма (Саннадзаро <Аркадия>, 1502; Торквато Тассо <Амин-
та>, 1573). Во второй половине XVI в. в атмосфере контрреформации,
преследования инквизицией и иезуитами всего несогласного с католи-
ческой догматикой появляется поэма Торквато Тассо (1544-1595)
<Освобожденный Иерусалим> (1593). В ней драматично отразился
кризис гуманизма: еще живы гуманистические мотивы - жизнера-
пают перед прославлением католицизма и фанатической религиозной
борьбы крестоносцев с неверными, напоминавшей современникам
борьбу против Реформации.
В официальной поэзии получает господство вычурный, манерный,
упадочный стиль, получивший название <маринизм> по имени неапо-
литанского поэта Марине (1569-1625). Поэтическое творчество
оскудевает, ничего крупного, талантливого не создается.
Литературе, культивируемой при дворах правителей, противостоит
направление, борющееся против зол, разъедающих Италию того вре-
мени. К произведениям этого направления относятся <Сонеты> гени-
ального скульптора и художника Микеланджело Буонарроти, про-
никнутые гневным гражданским пафосом, содержащие острую сати-
ру на римских пап, духовенство, монашество, рыцарство. Лучшими
произведениями этого жанра являются <хвостатые сонеты> и паро-
дийные поэмы Франческо Берни (1498-1535), <Бальдус> Теофило
Фоленго (1491-1544). В XVII в. мужественную борьбу с реакцией ве-
ли в своих статьях и письмах Галилео Галилей; сатирик Траяно-Бок-
калини (1556-1613), выступавший против испанского гнета; борец
за лучшее будущее, автор утопического произведения <Город Солн-
ца> Кампанелла и множество других писателей и ученых.
Ни жесточайший террор инквизиции, ни гнет испанских завоева-
телей не сломили их веры в торжество разума, в великую силу наро-
да. Крупнейший представитель этого направления Томмазо Кампа-
нелла в своих сонетах (<К поэтам> и др.) требует от искусства слу-
жения народу, выполнения высокого гражданского долга.
п. Театральное искусство Италии также развива-
ется по двум линиям. Одна - народная <Коме-
дия масок>, близкая по сюжетам к народной жизни, с элементами
острой социальной сатиры. Характерной особенностью <Комедии ма-
сок> было широкое применение свободной импровизации актеров.
Традиции народного фарса сочетаются здесь с элементами гумани-
стической комедии и драмы. Традиционные персонажи, подвергаю-
щиеся осмеянию: купец Панталоне, дворянин Капитан, лже-ученый
Доктор и др. Коллективы актеров <Комедии масок> образовали пер-
вые профессиональные театральные группы. К концу XVI в. в связи
с наступившей реакцией сатирическая острота <Комедии масок> при-
тупляется, актерское искусство вырождается, застывает в трафарет-
ных формах, устанавливаются стандартные типы масок.
К народному театру примыкают по социальной направленности
сатиры и лучшие драматургические произведения этого времени -
комедии Макиавелли <Мандрагора> (1514), Аретино <Лицемер>
(1512), Джордано Бруно <Подсвечник> (1582), бичующие ханжество
католического духовенства, суеверие, бессмыслицу схоластики.
Другая линия развития итальянского театра XVI в. - придвор-
ный театр. Здесь главное внимание обращено на пышность и рос-
кошь постановок, которые сопровождаются музыкой, танцами, пени-
ем, необычайными декоративными эффектами, фейерверками. В при-
дворных театрах ставятся античные пьесы, создаются специфические
жанры-драматическая пастораль <Аминта> Торквато Тассо (1573),
<Верный пастух> Гварини (1585), мифологическая и пасторальная
опера (<Дафна>, текст Рипуччини, музыка Пери, 1594). Влияние
итальянского театра сказалось на театрах Франции, Англии и Ис-
пании.
Успехи в экономическом развитии, достигнутые итальянскими го-
родами в XIV - XV вв., не привели к объединению страны, к созда-
нию единого национального рынка. В связи с тем что не создалось
общности экономической и общности территории, складывание
итальянской нации затормозилось. Городское сословие разобщенных
итальянских областей, несмотря на его политическое преобладание в
отдельных городах-государствах (во Флоренции, Венеции, Генуе,
Сиене, Пизе и т.д.) и на появление в этих городах зачатков капита-
листического производства, не развилось в класс национальной бур-
жуазии.
Провинциальный сепаратизм, ожесточенная междоусобная борьба
с соседними городами-государствами характеризуют политику стоя-
щих у власти представителей городского сословия. Ни один город не
выдвинулся в качестве столицы, объединившей всю страну; древняя
столица Италии Рим под властью пап, которые стремились к всемир-
ному господству католической церкви, превратился в препятствие
национальному объединению. Ради сохранения светской власти в
своем феодальном владении - в Церковной области - папы вели по-
литику ослабления других мелких феодальных владетелей, натравли-
вая их друг на друга, призывали сильные соседние государства к
вмешательству во внутренние дела Италии. Экономически и полити-
чески раздробленная территория в XVI в. становится легкой добычей
крупных централизованных монархий - Франции и Испании, кото-
рые вступают из-за нее в длительную кровавую борьбу. Испанский
абсолютизм вышел победителем в этой борьбе и фактически превра-
тил большую часть итальянских земель в испанскую провинцию.
Господство Испании и наступление католической контрреформа-
ции повлекли за собой тяжелые последствия. В обстановке феодаль-
но-католической реакции гибнет блестящая гуманистическая куль-
тура итальянских городов, оказавшая громадное влияние на культур-
ное развитие всей Европы. Итальянский народ, разоренный
иноземными армиями, церковными поборами, собственными феодаль-
ными властителями, не покоряется, он ведет борьбу против своих
угнетателей и испанских захватчиков. Наряду с действиями мелких,
разрозненных вооруженных отрядов вспыхивают более крупные
вооруженные восстания, но они подавляются объединенными сила-
ми испанцев и местных властей.
Глава 30
АНГЛИЯ В XVI В.
Развитие промышленности
Англия XVI в. отличалась от других стран Ев-
ропы тем, что разложение феодальных отноше-
ний и зарождение капиталистического производства происходили в
ней более интенсивно, и не только в городе, но и в деревне. Это было
началом того процесса экономического развития страны, который
привел ее в середине XVII в. к буржуазной революции, а через два
столетия, в XIX в., Англия превратилась в самую могущественную
капиталистическую державу.
Экономическому развитию Англии в XVI в. способствовало то об-
стоятельство, что после связанного с велики-
ми географическими открытиями, она оказалась в центре новых ми-
ровых морских торговых путей. Однако решающее значение имели
явления, происходившие во внутренней жизни Англии. "Ликвидация
в XV в. барщинной системы хозяйства и освобождение крестьян от
личной зависимости создали благоприятные условия для развития
мелкотоварного крестьянского хозяйства и его разложения как важ-
ного фактора процесса образования капиталистического уклада в
стране, а также для перехода формирующегося нового дворянства к
буржуазным методам ведения хозяйства. Успехам развития капита-
лизма в деревне и городе способствовало и то, что первоначальное
накопление - эта предыстория капиталистического способа произ-
водства - происходило в Англии гораздо интенсивнее, чем в других
странах. Экспроприация крестьянства, составлявшая основу этого
процесса, совершалась здесь в классической форме.
Колониальный грабеж соседней Ирландии был другим рычагом
первоначального накопления в Англии.
В XVI в. главной отраслью английской промышленности стало
сукноделие, и ему прежде всего обязана Англия ростом своего бо-
гатства с этого времени. Крупные суконные предприятия, утверждал
один памфлетист начала XVII в., <являются источником жизни и
краеугольным камнем для всей торговли и промышленности королев-
ства>. Уже в XI в. главную статью английского вывоза составляли
шерсть и овчины. К середине XIV в. из Англии вывозилось около
32 тыс. мешков шерсти и только 5 тыс. кусков сукна, но не прошло и
ста лет, как соотношение изменилось - вывоз шерсти снизился до
9 тыс. мешков, а сукна вырос до 55 тыс. кусков. К середине XVI в.
ежегодный вывоз сукна возрос почти в 3 раза (147 тыс. кусков),
тогда как вывоз шерсти почти не увеличился (5-6 тыс. мешков).
В 60-х годах XVI в. экспорт английского сукна в другие страны со-
ставлял 81,6% всего экспорта Англии; в конце 90-х годов только че-
рез лондонский порт ежегодно вывозилось в другие страны более
152 тыс. кусков сукна различных сортов. Английское сукно в это вре-
мя вывозилось в Нидерланды, Францию, страны Северной Европы,
Ближнего Востока, Африки. В Россию <сукно-лундыш> (лондонское
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 728;