Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры.

Искусство - явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других ду­ховно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ас­симилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художе­ственные формы, а затем проецируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на них.

Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что ис­кусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

У разных видов искусства законченность и определенность образов различны: они принимают разную интерпретацию в живописи и скульптуре, в художественной литературе, в музыке.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее про­явлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации и т.п. Взаимоотношения между художественным творчеством и каждой из этих важнейших областей культуры далеко не однозначны, варьируясь от значительного взаимопроникнове­ния до плохо скрываемого антагонизма.

Наиболее тесные, исконные связи искусство сохраняет с религией.Это объясняется не только общностью их происхождения, но прежде всего тем, что обе эти стороны духовной жизни человека - религия и искусство - относятся к его эмоциональной, чувственной сфере. Религиозный ритуал во все времена и у всех народов строился на эстетической основе. Это


57 находит свое выражение в богатейшем религиозном искусстве, величественных храмах, пышных богослужениях и одеяниях служителей культа при их пропагандируемой личной непритязательности и бедности.

Однако есть и принципиальные различия между искусством и религией. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им, система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства - восхищение не этими силами, а реальным миром и стремление отразить его в художественных образах также для пробужде­ния экстаза, только эстетического.

Религиозное мировосприятие носит преимущественно вневременной, наднациональ­ный характер. Художественное мировосприятие чаще связано с наслаждением самой жиз­нью, более индивидуально и принадлежит конкретным географическим, историческим и на­циональным реалиям. Все это наглядно проявляется в различиях между духовным и свет­ским искусством. Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.

Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклас-сического периода VIII-VI вв. до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искус­ства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство - религия, а о религиозном искусстве. И искусство, и религия обращаются к са­мым тонким стрункам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно религиозные сюжеты утверждали гуманистические идеалы.

Крепки связи и между искусством и моралью. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людского несовершенства. Уже давно замечено, что нравственность и красота - категории, органически дополняющие друг друга. Однако они далеко не всегда находятся в идеальном синтезе. В области искусства также могут существовать произведе­ния, совершенные по форме, т.е. красивые, но весьма далекие от норм морали, т.е. безнрав­ственные.

Теоретически и практически в категории мировой культуры можно выделить три ос­новных варианта отношений искусства и нравственности, находивших свое выражение вконкретных произведениях:


1) искусство морализаторского типа, тесно связанное с жизнью и ее потребностями, обладающее необходимыми художественными достоинствами, но нацеленное прежде всего на воспитание, улучшение человека. К нему относятся произведения литературы и искусст­ва, служивших людям повседневной духовной пищей, но обычно не выходивших за рамки своей эпохи и своего народа;

2) эстетствующее искусство, или «искусство для искусства», отвергающее действи­тельность, менее распространенное. Здесь выдвигается требование чисто формального со­вершенства произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности;

3) искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, представляют собой органическое единство с совершенной формой.

В разные эпохи и в разных социальных условиях каждая из рассмотренных разновид­ностей искусства может стать преобладающей. Во взаимоотношениях между искусством и политикой ощущается скрытое противостояние. Объяснение этому простое: и эстетическое, и религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей и обычно связаны с некой общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные и национальные различия. Политика служит интересам отдельных групп людей (наций, пар­тий, классов, движений и т.п.) и препятствует созданию единства человечества. Политика всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и продиктовано любовью к человеку вообще.

К сожалению, часто искусство, обладая огромной силой воздействия на людей, стано­вится орудием безнравственных политических манипуляций. Такое «ангажированное» поли­тикой искусство всегда преходящее и остается в истории культуры лишь как иллюстрация к былым политическим и идеологическим сражениям.

Несмотря на то, что искусство и техника кажутся принципиально различными сфе­рами творческой деятельности человека, их взаимодействие в истории культуры имело весь­ма далеко идущие последствия. Раньше всего они выразились в успехах множительной тех­ники проделавшей путь от самых примитивных клише до современных электронных поли­графических машин; от фонографа до новейших звукозаписывающих устройств и т.д. как технологическая основа «массовой культуры». Все это способствовало сохранению, неогра­ниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного ис­кусства, музыки, скульптуры и предметов народного творчества, повышая общий художест­венный потенциал человечества. Плодотворным результатом взаимодействия техники и ис­кусства было также изобретение аппаратов и приспособлений, не только множивших визу-


59 альные и звуковые образы, но и способствующих появлению новых видов искусства - худо­жественной фотографии, кино, телевидения и т.п.

Научно-техническая революция родила и дизайн сего теорией, эстетикой, задача ко­торой - находить такие комбинации линий, объемов, форм, цвета, звуков, материалов, кото­рые максимально соответствовали бы предназначению того или иного механизма и в то же время пробуждали в человеке чувство красоты. Культура - целостная система, элементы ко­торой не существуют изолированно друг от друга. Так проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государ­ства в отношении искусства и его творцов. Во-вторых, это проведение идеологических уста­новок через искусство с определенными целями. И в-третьих, - в отношении творцов искус­ства и политическим событиям встране.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и осо­бенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодей­ствия науки и искусства. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира ра­циональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическим, оценочными, игровыми и др. Для науки характерны: непротиворечие, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства

- мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естест­венных наук можно назвать всю природу и человека как часть природы, объектом искусства

- человека, его духовность и отношение к миру.

XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется пробле­ма соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художест­венная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширя­ются «языковые», выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 4677;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.