Особенности формирования отечественной философии
Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека, общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к 10 - 11 вв., когда на территории нашей страны сложились развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительно высокого уровня. Но в самостоятельную науку русская философия превратилась лишь в начале 17 века, когда философия обособилась от религии.
Семнадцатым веком завершается русское средневековье. На место Московской царской Руси приходит Петербургская императорская Россия. Идеал православной "святой Руси" заменяется идеалом светского государства.
С основанием в 1775 г. Московского университета возникает традиция русской университетской философии, основоположниками которой стали М.В. Ломоносов и А.Н Радищев.
М.В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) стал первым русским мыслителем мирового значения. Его философия относится к естественнонаучному материализму. Наиболее интересными идеями Ломоносова являются следующие: признание материального единства мира, законов его развития; единство материи и движения. Он создал основы "Корпускулярной философии", согласно которой материя состоит из атомов, молекул (корпускул), чьё сочетание создает разнообразие тел. Отношение ученого и религии сложное. Он критикует церковь за невежество попов, но признает существование бога.
Во второй половине 18 века самодержавный строй достигает в России своего расцвета: идет процесс образования Российской колониальной империи, развивается светская культура и образование. Влияние Запада создает почву для антикрепостнической идеологии в России, возникает дворянско- либеральная оппозиция. Одним из ее представителей является А.Н. РАДИЩЕВ (1749 - 1802). Он первым в стране поставил вопрос об уничтожении крепостного права, выдвинул идею народной революции и республиканской формы правления. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними событий. К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота "вольности" и "рабства", видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы в самовластье.
Рассуждая о проблемах бытия Радищев признает, что бог есть безличная причина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 826;