Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников
У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДАЕВ (1794 - 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.
П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгляды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юности к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве.
Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христианство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Православия.
Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофилов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая проблемы России и Запада, последовательно проводили идею особого исторического пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и собственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином "цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства - идею единства и свободы.
На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность - это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьянская община выступала в их схеме как идеальный "нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разрушение общины означало для них нарушение основных начал русской культуры.
В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевропейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который называл человека "двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализма, хотя и весьма скептически: "социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники".
Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
"Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опирались на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию "русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хотя несколько разными путями.
Социализм представлялся "западникам" как результат крестьянской революции, и Чернышевский зовет крестьянство "к топору", чтобы осуществить социалистический лозунг: "максимальное благо для максимального числа людей".
В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал "некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относительно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и "западники", считали крестьянство, идеализировали крестьянскую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду.
Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенничества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) главной была идея о "национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.
В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славянофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: "На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Антихриста. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ - богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога»
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1600;