Феодальная раздробленность Киевского периода.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. на Руси начинается период политической раздробленности (удельный период) и непрестанные междоусобицы, которые в 12в. заканчиваются феодальной раздробленностью. Этот период выразился сначала в княжеско-владельческой, а затем и военно-политической разделенности древнерусской территории, существовании целого ряда независимых княжеств.
После смерти Я. Мудрого окончательно устанавливается династический порядок наследования по старшинству в роду. Княжения распределялись по иерархии, и после смерти какого-либо князя все прочие сдвигались по лестнице владений. Только три старших сына Ярослава получили право претендовать на Киевское княжение. Такой порядок был заложен еще Святославом, который стал давать своим сыновьям отдельные владения. При этом, киевский князь сажал своих сыновей на «столы» в Турово-Пинской земле, Коростене и Новгороде. Второй по значению – Чернигов – в Северской земле, Рязани и Тмутаракани. Третий – Переяславль – в Ростовской земле и Курске. 4-й сын Игорь получил Владимир-Волынский, 5-й – Вячеслав – Смоленск. В то же время, полоцкие князья династии Рогволодовичей продолжали владеть своим княжеством.
Считается, что период феодальной раздробленности начинается с эпохи правления сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода. Некоторое время братья жили в согласии, однако в 1073г. между ними произошла первая усобица.
Но и в целом власть киевских князей к концу 11 века постепенно ослабевает, в связи с чем активизируется киевское вече. Так, в битве 1068г. с впервые пришедшими на Русь половцами, Ярославичи были разбиты, после чего началось восстание в Киеве, и князем был выбран сидевший в темнице полоцкий князь Всеслав (Волхв Всеславович). То есть, киевское вече, изгоняя или пытаясь приглашать князей, тем самым фактически играло заметную роль в жизни всего, к тому же все еще единого, Русского государства. После разгрома половцев и возвращения Изяслава из Польши с войсками, Всеслав бежал.
С 1072г. прошло несколько княжеских съездов («снемов»), на которых Ярославичи пытались договориться об основных принципах разделения власти на Руси, и одновременно о взаимодействии в борьбе с общими противниками. Именно тогда, в частности, были внесены дополнения и изменения в Русскую Правду. Однако, в 1074г. противостояние между братьями стало открытым, и развернулась борьба за киевский престол, что было связано со слабоволием и негативными качествами личности старшего Ярославича – Изяслава.
Как раз с этого момента старшинство тем самым перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой и перемены власти на периферии Киевской Руси, т.к. каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города и прежде всего – в Новгород.
После смерти Всеволода Ярославича в 1093г., при котором Русь находилась 15 лет в состоянии единства, борьба за власть ведется уже между внуками Ярослава Мудрого. Ситуация оказалась усугублена тем, что каждая ветвь претендовала в первую голову на те земли, которые принадлежали их отцам, согласно разделу Руси Ярославом Мудрым. Воевали Святополк Изяславич Киевский, Олег Святославич (Гориславич) Черниговский и Владимир Всеволодович (Мономах) – вот основные претенденты на власть после 1093 года.
Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри- и внешнеполитическое положение русских земель, что заставило русских князей приступить к поискам политического компромисса. В 1097г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава Мудрого провозгласили новый принцип взаимоотношений между правителями русских земель: «каждый да держит отчину свою». То есть – Русь была вновь переделена между наследниками и превращена в их наследственные владения.
С этого времени «отчина» (земля, в которой княжил отец) стала передаваться по наследству сыну. Тем самым отменялась «лествичная» система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. На смену ей пришло династическое правление – русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. В отличие от установлений Ярослава Мудрого, теперь гарантом соблюдения новых норм отношений, выступал не старший, киевский князь, а все князья, их съезд.
Хотя княжеские съезды 1097, 1100, 1101, 1103 и 1110гг. не смогли предотвратить междоусобиц, именно на них были заложены юридические основы существования суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси. Окончательный распад Древнерусского государства принято связывать со смертью последних князей единой страны – Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). С распадением Киевской державы, Русь представляет собой средневековую федерацию – союз князей, оформленный договорными отношениями на началах суверенитета – вассалитета.
Феодальная раздробленность – это закономерный и прогрессивный этап развития средневековой государственности. К сер.12в. на Руси было уже 15 княжеств, в нач.13в. – около 50.
Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение территории Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярославича. Правда, Киевский, Переяславский, Новгородский и псковский престолы не закрепились в 12 веке за какой-то определенной княжеской ветвью. Переяславль являлся владением Мономаховичей как всего рода; Киевское княжество было коллективным владением, на которое имели право князья сильнейших ветвей Рюриковичей; Новгород, а затем и Псков вскоре эволюционирую в боярские республики.
Вновь образованные государства по территории и системам управления были сопоставимы с западноевропейскими раннесредневековыми государствами. Князь считался собственником земли, а не верховным правителем как в киевские времена, поэтому крестьяне и дворяне имели право в любое время покинуть территорию удела и переселиться в другой, т.к. князь не являлся волостелем. На Руси не произошло слияния служебных отношений с поземельными, а потому право боярина или дворянина на владение землей закреплялось в договорах с князем. Упадок торговли стал причиной господства натурального хозяйства, что проявилось уже в 13в. В итоге, основным способом вознаграждения за службу, становится «кормление» как пожалование доходных административно-судебных должностей, что заменяет непосредственные денежные выплаты со стороны князя. Главным источником дохода служилых людей становится землевладение.
Даже в «лоскутном» состоянии Русь продолжала сохраняться как единое целое, а процессы этнической и культурной консолидации в период феодальной раздробленности лишь нарастали. Связующим звеном выступала церковная организация во главе с митрополитом Киевским и «всея Руси». Наличие в Киеве резиденции митрополита способствовало сохранению за ним статуса столицы всех русских земель.
Значение роли церкви заключалось в том, что церковь, не обладая властно-принудительным аппаратом, имела колоссальную власть, т.к. издавала законы, которым подчинялись все русские княжества без исключения. Церковное землевладение в различных княжествах, духовное единство, единая религия – все это позволяло церкви удерживать хрупкое единство, которое определялось словосочетанием «Русская земля».
Русская земля, как нераздельное целое, находившееся в общем держании князей-родственников, с рубежа 11-12вв. перестает быть политической реальностью. Смягчение внешней опасности и смещение торговых путей привели к распаду военно-административного союза племен Восточной Европы. На обломках Киевской Руси возникают десятки самостоятельных государственных образований. Условно эти государства моно разделить на три типа:
- раннефеодальная монархия,
- феодальная республика и
- деспотическая монархия.
Сам Киев еще десятилетия сохранял свое значение как номинальная столица государства; князья продолжали бороться за киевский престол, т.к. обладание им давало право титуловаться великим князем, формально стоявшим над всеми прочими (удельными) князьями. Здесь вплоть до монгольского нашествия сохранялись традиции управления, сложившиеся в Киевской Руси: власть князя опирается на силу дружины и контролируется городским вечем. Это и есть раннефеодальная монархия.
Начало крушению Киеву как общерусской столицы положил Юрий Долгорукий (1125-1157), основавший Владимиро-Суздальское княжество – сильнейшее на Руси. Его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) окончательно перенес столицу во Владимир, а свой дворец отстроил в селе Боголюбово, где и был убит. В 1169г. Андрей Боголюбский разграбил Киев, пытавшийся выйти из-под его контроля, причем он организовал общерусский поход против «матери городов русских», как это ни парадоксально. Как раз Андрей Боголюбский заложил основы деспотической монархии, и этот тип государственности в связи с нашествием монголов и потерей русскими землями суверенитета, в 15-16вв. стал в России определяющим.
Во Владимирском княжестве исчезает принцип великокняжеского старшинства (действительного или договорного) и устанавливается новая система, при которой младшие князья подчиняются владимирскому великому князю как вассалы сюзерену. Андрей стремился править самовластно, т.е. лишил братьев уделов, а сыновей держал при себе. После смерти Андрея Боголюбского младшие князья стали превращаться в собственников своих уделов, которые они имели право по своей воле и личному распоряжению передавать по наследству. Характерно, что в 1162г. вместе с 3 братьями и 2 племянниками, из Ростово-Суздальской земли князем Андреем была изгнана и отцовская дружина. Тогда же столица переносится во Владимир-на-Клязьме, а Андрей принимает титул «царя и великого князя».
Образование дворянства – жалованье князем земли за службу – поместье. В отличие от дружинников, дворня (дворяне) не могли считаться ровней князю, ранее бывшему лишь первым среди равных. Теперь князь был их господином, а не товарищем. Если отношения князя и дружины можно сопоставить с западноевропейской системой вассалитета, то служба дворни князю строилась на основаниях, близких к понятию подданства-министериалитета. В отличие от вассала, слуга находился в прямой и безусловной зависимости от господина, хотя им мог занимать высокие посты и иметь большие владения.
Соответственно, власть административного аппарата, набиравшегося преимущественно из слуг, постепенно возрастала, превосходя власть боярства. Ведь во Владимирском княжестве и без того не существовало старой боярской аристократии (Юрий Долгорукий умер как киевский князь) и крупных земельных вотчин, которые могли бы экономически конкурировать с землевладельческой собственностью князей. Поэтому, поместное землевладение стало основной формой феодального ленного пожалования. Это и есть укрепление социальной основы такой системы государственной власти как деспотическая монархия, базировавшейся на прямом подчинении подданных-холопов своему господину-князю. Правда, в русском обществе употребление этого термина вовсе не говорит о стремлении превратить знать в что-то вроде «невольников», но лишь о попытке найти в собственной традиции способ обозначения форм отношений между правителем-сеньором и подданными-вассалами, когда зависимость, в отличие от Европы, не имеет черт договора.
Посредством жалованных грамот князья передавали своим вассалам ряд прав: на исполнение судебной власти, право суда в отношении всех проживающих на данной территории, право сбора с них налогов и пошлин. Жалованные княжеские грамоты обеспечивали независимость боярских и монастырских вотчин от местных властей, формируя иммунитетное право. Неопределенность и постоянная изменчивость границ все более и более дробившихся уделов, способствовали тому, что служилые люди – дворяне, не считали себя обязанными держаться за очерченную, определенную территорию, рассматривая себя как честь сословия, что формировало корпоративное единство. Служебные обязанности связывались не с землей, а с личными отношениями к князю на основе присяги, договора, личной верности.
Усиление центральной власти за счет усиления дворянства происходило в ущерб родовому боярству, убившему Андрея в заговоре 1174г.
Право периода феодальной раздробленности.
Традиции древнерусского права, дополненные судебной практикой периода феодальной раздробленности, стали фундаментом правового творчества времени становления единого русского государства. Нормы Русской Правды широко использовались как в местных законодательных актах (уставные грамоты), так и в церковных.
Уставные грамоты – дополнение государственного законодательства, регулирование земельного права. Зарождение феодального иммунитета (системы привилегий и неприкосновенности частного земельного владения).
Церковные грамоты – передача церкви права десятины и определенных земель.
Характерной чертой законодательной деятельности этого периода было обобщение судебной практики в особых памятниках, отражавших новые социальные и государственно-правовые отношения, в 1-ю очередь, в княжеских духовных и договорных грамотах, уставных, а также правовых и иммунитетных. Тем не менее, чем дальше, тем больше Русская Правда становилась образцом, которым надлежало руководствоваться в повседневной практике скорее следуя ее духу, нежели букве. Наряду с памятниками церковного права, Русская Правда входила обычным компонентом в состав сборников, которые являлись руководством для отправления правосудия только в самой общей форме.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Законы геополитики. | | | Государство франков. |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1366;