Церковь после войны и до наших дней.
Русская Православная церковь в СССР.
РПЦ после революции.
В годы ВОВ.
Церковь после войны и до наших дней.
1.РПЦ после революции.Русское патриаршество – независимая РПЦ – была провозглашена в 1589г. После смерти последнего патриарха Иоакима в 1700г., данная должность была упразднена Петром I, и был создан Святейший Синод, управлявшийся светским лицом – обер-прокурором. Тем самым церковь была поставлена под жесткий контроль абсолютистского государства. После отречения Николая II, который, согласно коронационному манифесту Павла I от 5.04.1797г. имел статус главы церкви, возникла необходимость в организации нового порядка церковного управления. В сентябре 1917г. был созван Всероссийский Поместный собор, заседавший до сентября 1918г. Собор восстановил в РПЦ патриаршество, избрав патриархом Московским и Всея Руси святителя Тихона (Белавина). Т.о., русское Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917г.
До 1918г. Русская церковь имела статус государственного института в Российской Империи и выполняла ряд связанных с ним функций. Но 1.07.1917 публикуется закон «О свободе совести», провозглашавший свободу религиозного самоопределения граждан по достижении 14-летнего возраста, делавший преподавание Закона Божия необязательным. 5.08. была упразднена должность обер-прокурора Синода и учреждено Министерство исповеданий, в компетенцию которого входили отношения государственной власти со всеми религиозными общинами России.
Положение дел кардинально переменилось после Октября, т.к. большевики провозгласили курс на непримиримую борьбу с церковью, замену религии атеизмом и уничтожение церкви как института общества. Согласно декрету «О земле», все монастырские и церковные земли были объявлены гос. достоянием, что позднее было подтверждено декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 20.01.1918г. Церковь была лишена движимого и недвижимого имущества, запрещалось преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях. Т.о., декрет, национализировав имущество религиозных организаций, лишил их прав юридического лица и заложил правовую базу для подавления религии и религиозных объединений. В мае 1918г. был создан Особый (8-й) отдел Наркомата юстиции с широкими полномочиями относительно реализации данного декрета.
14.02.1919г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей, а 29.07.1920г. последовало постановление СНК РСФСР о ликвидации мощей, в т.ч. Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Планомерное изъятие ценностей было положено декретом ВЦИК от 23.02.1922г., согласно которому было разрешено изъятие всех драгоценных вещей, в т.ч. священных сосудов и иных предметов, задействованных в проведении богослужений. Письмо Ленина в Политбюро ЦК от 19.03.1922г. напрямую требовало объявить войну духовенству, устранить институт церкви как таковой, изъять церковные ценности для мировой революции: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». В этот период погибло 8 тыс. священников.
Важным инструментом разгрома Православной Церкви стало искусственное инспирирование расколов, наиболее крупным из которых был «обновленческий», с последующим установлением полного контроля над структурами Патриархии со стороны 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, возглавлявшегося Е. Тучковым. Поддержку органов ГПУ получило обновленчество, которое было официально признано органами государственной власти как Православная Российская Церковь. На своём соборе в апреле 1923 обновленцы приняли резолюцию в поддержку советского социалистического строя, осудили «контрреволюционное» духовенство, Патриарха Тихона объявили низложенным. После легализации Временного Патриаршего Синода при митрополите Сергии (Страгородском) в 1927г. влияние обновленчества шло неуклонно на спад. Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943г.
В 1925г. была основана (до 1947г.) массовая общественная организация «Союз воинствующих безбожников», во главе которого стал Емельян Ярославский (Губельман); функционировало издательство «Безбожник».
В условиях гражданской войны РПЦ оказалась в разделенном состоянии. В ноябре 1918г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, учредившее Временное высшее церковное управление Сибири и Приуралья (упразднено после разгрома Колчака). В мае 1919г. в Ставрополе состоялся Юго-Восточный церковный собор, создавший Юго-Восточное ВВЦУ, поддерживавшее Деникина. В эмиграции создается Русская Зарубежная церковь, воссоединение которой с РПЦ произошло лишь в 2007г. После смерти патриарха Тихона в 1925г., избранного на этот пост на переломе исторических эпох, выборы всех остальных патриархов происходили по рекомендации советского руководства и Совета по делам РПЦ, поэтому кардинальных изменений в государственно-церковные отношения внести не могли. Тем не менее, патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) наотрез отказывался сотрудничать с советской властью. Поэтому, в конце 1925г он был арестован и содержался в местах заключения вплоть до расстрела в октябре 1937г. Важную роль в поисках компромисса между церковью и гос-вом, чтобы спасти хотя остатки ее, сыграл патриарший местоблюститель Сергий (Иван Николаевич Страгородский), который до революции являлся архиепископом Финляндским. Местоблюститель в 1937-1943гг., затем, в 1943-1945гг. – патриарх. Именно Сергий, чтобы спасти Церковь, в Декларации 1927г. объявил о лояльности церкви: «мы хотим быть православными, и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной».
В начале 1929г. был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию. 15 мая 1932г. Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Это привело к массовым расстрелам, арестам и заключению в концлагеря священнослужителей, закрытию и уничтожению церквей (Храм Христа Спасителя в Москве в 1931г.), закрытию монастырей и созданию в их стенах спецтюрем НКВД (Соловки, Оптина Пустынь). Помимо попыток открытого сопротивления представителям власти, одной из форм сохранения религиозной практики стал уход в катакомбы – тайное совершение богослужений в закрытых православных центрах и на частных квартирах. В 1937г. было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них 85 300 – расстреляно. В 1939г. – 1500 и 900, в 1940г. – 5100 и 1100, в 1941г. – 4000 и 1900. Все изменила ВОВ.
2.РПЦ в годы ВОВ. В первый же день ВОВ, глава РПЦ – Патриарший Местоблюститель Сергий опубликовал свое воззвание ко всем верующим нашей страны, призвав их к исполнению священного долга перед Родиной, освящая этот патриотический порыв первосвятительским благословением. Главным стал сбор средств на нужды фронта. По 1.10.1944г. верующими было перечислено более 13,5 млн. руб., не считая средств, собранных церковью. У деревни Горелки в 5км северо-западнее Тулы, 7.02.1944г. состоялась церемония передачи РККА танковой колонны «Дмитрий Донской» (40 танков Т-34-85), построенной на средства собранные церковью. В условиях вынужденного военно-политического союза с Великобританией и США И. В. Сталин стал перед необходимостью прекратить антирелигиозную и антицерковную кампании в СССР, которые имели крайне негативное воздействие на общественное мнение союзных держав; Рузвельт прямо обусловил оказание помощи ослаблением репрессий против религии в СССР. Политика признания РПЦ со стороны властей во многом стала следствием и политики фашистов, пытавшихся найти одну из опор на оккупированной территории в церкви. Например, в 1942г. в Пскове действовало 11 православных церквей, открытых немцами.
8 сентября 1943 в резиденции бывшего германского посла в Чистом переулке, состоялся Собор епископов, избравший Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Патриаршая Церковь была легализована де-факто и получила своё нынешнее официальное наименование — Русская Православная Церковь. Патриаршество было воссоздано без предусмотренного Собором 1917—1918 годов Высшего Церковного Совета, но Священный Синод как орган был сохранён и его существование закреплено в Положении об управлении РПЦ, принятом на Соборе 1945г. Новый Синод отличался от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя тем, что становился органом власти, а не являлся только совещательным органом при Первоиерархе. Для осуществления контактов между государством и религиозными объединениями, контроля за применением и исполнением советскими органами и религиозными организациями законодательства о культах, вместо Постоянной Комиссии по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме СНК СССР, 14.09.1943г. был создан Совет по делам РПЦ.
3.Церковь после войны и до наших дней.Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения её деятельности вне стен храмов встречали отпор, вплоть до административных санкций. Так, 1958г. ознаменовался новым наступлением на РПЦ, которое напрямую было спровоцировано лозунгом построения коммунистического общества к 1980-м гг. Теперь упор был сделан на физическое устранение влияния церкви на население страны через закрытие храмов, изоляцию духовенства и верующих от активного участия в общественной жизни. Вместе с тем власти стремились использовать авторитет Церкви для укрепления позиций СССР в международном сообществе, с целью чего в 1961 году было инициировано вступление РПЦ (и ряда других христианских религиозных организаций) во Всемирный Совет Церквей. Период 1965-1985 был временем относительной стабильности во взаимоотношениях государства и церкви при появлении некоторых признаков её внутреннего укрепления и роста. Началось омоложение кадров духовенства, рост их образовательного уровня и богословской подготовки; в связи с миграцией населения из сельской местности в города увеличивался удельный вес городских общин. В 1983г. Патриархии был передан комплекс Данилова монастыря в Москве для размещения в нем духовно-административного центра.
Переломным стал год тысячелетия крещения Руси – 1988-й. Сигналом к изменению и обновлению курса в отношении церкви и религиозных организаций послужила встреча генсека ЦК КПСС М. С. Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и членами Синода РПЦ в апреле 1988г. Происходит постепенная реализация принципа свободы совести, который нашел свое выражение в законе «О свободе вероисповеданий» 1990г. Статус юридического лица был получен в полном объёме 30 мая 1991г. на основании Закона СССР от 1 октября 1990г. «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви.
1991-1997гг. – время становления вероисповедной политики, которое выразилось в постепенном включении государства в религиозную сферу. В конституции РФ утверждается принцип свободы совести, государство провозглашается отделенным от церкви, а все церкви получают равные права. В трудные годы становления новой российской государственности, РПЦ выступила в качестве консолидирующей силы и поддержала новую власть, явившуюся законным изъявлением нации. Тем самым церковь выступила в качестве духовной власти и опоры власти светской. В 1997г. был принят новый вероисповедный закон, который положил начало кооперационной модели государственно-церковных отношений. В настоящее время РПЦ занимает важнейшее место в российском социуме, выступая в качестве духовного гаранта общественной стабильности, что подтверждается опросами общественного мнения, в котором институтами, пользующимися наибольшим доверием населения, являются церковь и армия.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Азиатский соцлагерь. | | | Перестройка: 1985-1991. |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 627;