Особенности советского тоталитаризма.
Тоталитарное государство.В свое время Г. В. Плеханов писал, что если кучка революционеров захватит власть, минуя необходимый период буржуазной республики, «революция может привести к политическому уродству, к обыкновенному царскому деспотизму на коммунистической подкладке». Лидер меньшевизма, к сожалению, оказался пророком в своем отечестве. Великая Красная Смута привела к радикальной перестановке слоев российского социума, утвердив новую, советскую, власть.
С помощью революции был сделан первый шаг в разрешении накопившихся в России к началу 20в. противоречий. Сняты были лишь те из них, которые касались насущных, злободневных потребностей и интересов беднейшей части населения и не требовали мобилизации значительных средств – решались простейшие задачи захвата, раздела, принуждения, борьбы за власть. В ходе этой борьбы были понесены громадные материальные и людские потери, вытеснена в эмиграцию интеллектуальная элита, большинство населения было отторжено от собственности и предпринимательства, с большим трудом налаженные в последние десятилетия перед революцией. Во всех областях общественной жизни страна была отброшена назад.
В связи с материальными и идеологическими затруднениями «на потом» были оставлены наиболее сложные проблемы, затрагивающие интересы государства и общества, преследующие крутую модернизацию всех областей общественной жизни, имевшие целью цивилизационный скачок. Все эти проблемы пришлось решать в десятилетие, предшествовавшее 2-й мировой войне, с неизбежными огромными издержками в виде, прежде всего, миллионов человеческих жизней.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые системы. Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение существовании «железного занавеса» в отношениях между СССР и Западом. Известный социолог К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия «открытое» и «закрытое» общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым – тоталитарные системы, для которых характерен догматизм и мышление магического типа.
Столь же скрытно менялась и природа большевистской партии, являвшейся единственной правящей партией. Широко используя репрессивные меры по подавлению инакомыслия и недовольства, опираясь на армию и карательные органы, т.е. на методы силового характера, партия становилась оторванным от народа социальным слоем. Став после Октября партией власти по своей функции, она затем становилась ей и по составу, по теории и методам управления. Подпитываясь корпоративными интересами нового элитарного слоя, большевистская партия попадала в заложницы данного слоя и данного интереса. Попытки В. И. Ленина как-то воспротивиться этому процессу с помощью партийных чисток, изменения правил приема в партию, системы выдвижения рабочих «от станка», были обречены на поражение, т.к. не учитывали неизбежной тенденции смыкания правящего класса и правящей партии. С другой стороны, сам Ленин делал все, что в России более никогда не было гражданского общества.
Во всех этих не только скрытых по существу, но и тщательно скрываемых от самих участников революции характерных чертах возникающей общественной системы, были заключены ее базовые черты. В России возникло никем не предвиденное, никем не учтенное и не предсказанное, никому неведомое в рамках предшествующего опыта мировой истории, тоталитарное государство. За ширмой народности скрывался узкий интерес тех, кто присвоил себе результаты революции: вместо общенародной демократии, о которой в 1917г. говорили большевики, установился режим диктатуры. Вместо единения трудящихся, согласно теории социализма – антагонизм как города и деревни, так и номенклатуры и трудящихся в целом. Вместо личной свободы – система глобального принуждения в интересах нового государства и новой элиты, пиком чего стало создание системы рабского труда – ГУЛАГа.
Власть в СССР не обеспечивала неприкосновенность элементарных основ гражданской свободы, в первую очередь, личной безопасности. Граждане СССР не имели права заниматься частным предпринимательством, не пользовались свободой передвижения даже внутри страны. Их жизнь, собственность, трудовые усилия оставались объектом репрессий и беспощадной эксплуатации со стороны государства, потерявшего право на юридическую лояльность собственных граждан.
Соответственно, количество противников режима исчислялось миллионами, и для борьбы с ними был придуман такой термин как «изменник Родины». Советский термин «изменник родины» имеет не юридический, а политический характер, отождествляя нравственное понятие «родина» с юридическим понятием «государство». Характерными признаками тоталитарного государства являются узурпация полноты власти, материальных благ и результатов экономической деятельности правящей партийной номенклатурой, внесудебные репрессии и террор, а также фиктивность существующего законодательства. Порядок управления в тоталитарном государстве осуществляет бюрократический аппарат партии-монополиста и ее персонифицированного вождя. Профессор И. А. Ильин справедливо считал, что тоталитарный режим не является правовым в своей сущности, т.к. отношения со своими гражданами тоталитарное государство строит не на признании взаимных прав и обязанностей, а на основе грубого произвола. Человек здесь уподобляется расходному материалу и не существует как частное неприкосновенное лицо.
Номенклатура.
Доступность власти позволила нахлынуть в органы управления самым разнообразным категориям людей. Безграничная власть – диктатура, объявленная правящей большевистской партией – естественно влекла к себе переходные группы общества – маргиналов, находивших в сфере управления наиболее легкий путь быстрого и радикального изменения своего социального статуса, перемещения в среду элиты. Ожесточенная борьба вокруг и внутри новой системы управления, специфические критерии отбора кадров (степень преданности идее, партийность, социальное происхождение) – быстро формировали у представителей всех властных структур дух замкнутости, корпоративности. Идея мировой революции усиливала настроения особой исторической миссии, избранничества, жертвенности.
В итоге, представители партийных, советских, военных, карательных, комсомольских и прочих начальствующих органов, откуда рекрутировались представители власти, сплачивались в своеобразный орден. Еще в 1921г. И. В. Сталин в одной из своих работ определил роль правящей партии в Советской России: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность». Подпитываемый из всех слоев населения, этот орден постепенно обрывал обратные связи, выводя своих членов из-под контроля масс.
Власть в руках новой элиты, определяя материальный достаток в разоренной стране, формировала привилегии, перспективы на будущее, авторитет в глазах населения. по своему фактическому положению из этой, партийной, группы формировался новый господствующий класс, который скреплялся до конца 30-х гг., и получил наименование номенклатуры. Номенклатура – это господствующий социальный слой в СССР, перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось исключительно партийными органами. Одновременно термин «номенклатура» распространялся на людей, которые занимали данные посты и тем самым превращались в особую социальную группу со своими интересами, образом жизни, идеологией.
В попытках наладить всеобщий ленинский учет и контроль, централизованный распределительный механизм, партия последовательно дробила и упрощала функции управления, чтобы они стали доступны элементарно грамотному рабочему или крестьянину. Итог – увеличение управленцев в 2-3 раза. Номенклатура явилась становым хребтом партийно-советской государственности. В результате, в партаппарате сложился механизм назначений и перемещений в противовес принципу выборности кадров. Этот механизм все шире использовался как инструмент проведения партийной политики, особенно с того момента, когда партаппарат в качестве его генерального секретаря возглавил Сталин. Тем самым он сосредоточил в своих руках, по выражению Ленина, «необъятную власть».
Советское общество 30-х гг. в основе своей, так или иначе, является закономерным результатом реализации идей Маркса-Ленина о бестоварном социализме, осуществляемом через революцию и диктатуру пролетариата. Предполагавшееся «классиками» упразднение товарного производства, рыночных отношений, отрицание правового государства и парламентской демократии, на практике не могло обернуться ничем иным, как лишением экономической и политической свободы всех членов общества, формированием тоталитарного режима. Вместе с тем, невиданная степень жестокости политического режима была обусловлена и результатами внутрипартийной борьбы, завершившейся победой Сталина и несшей на себе отпечаток его личности.
Формирование в СССР тоталитарного режима в широком историческом контексте вписывалось в переживавшийся миром болезненный, переломный этап глобальной структурной перестройки – перехода к регулируемому рыночному хозяйству, представляя собой один из экстремальных вариантов общемирового общественного развития. На выбор Россией наиболее жесткого варианта социально-политического развития повлияли не только конкретная обстановка в войне и мире, но также революционные и многовековые российские традиции, связанные с ведущей ролью государства, несформированностью гражданского общества, преобладанием в массовом общественном сознании уравнительно-коллективистских начал. По существу, на новом витке развития были воспроизведены характерные черты государственного феодализма как деспотической власти, опирающейся на бюрократию, господство марксистской идеологии, фактически заменившей собой религию, и культ личности лидера государства, играющего определяющую роль в жизнедеятельности общества.
Сфера управления.
Массовая национализация промышленности, транспорта, торговли, банков, жилого фонда, привели к концентрации в руках советского государства неисчислимых богатств. Всевластным распорядителем государственной собственности, над которой не существовало никакого контроля со стороны общества, становился новый, сравнительно узкий по отношению ко всему населению страны, слой управляющих. Его права были жестко закреплены системой государственных монополий на важнейшие отрасли экономики, произведенные продукты, средства обращения. Трудовая повинность, разверстка, дисциплинарные суды и ревтрибуналы, карточное нормированное распределение – все эти меры уже в период Гражданской войны противопоставили новый социальный слой всем категориям трудящихся.
Теории социализма, всенародного кооператива (коммуны), диктатуры пролетариата, профсоюзов как «школы коммунизма», соцсоревнования – рождали миф об «общенародной» собственности. Полная национализация и передача средств производства в руки государства, чрезвычайно повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы всячески ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через свои комиссии.
Централизация и бюрократизация привели к кризису самой основы новой власти – советской представительной системы. К концу 20-х гг. численность госслужащих превысила 3,5 млн. чел., причем в 1928г. в СССР на всю страну приходилось всего 233 тыс. специалистов с высшим и 228 тыс. с законченным средним образованием. Т.о., в управлении государством брали числом, а не умением, откуда вытекали такие последствия как некомпетентность, боязнь ответственности, волокита, бумаготворчество.
Хронической болезнью советского госаппарата стал бюрократизм. Государственная бюрократия становилась прочной социальной опорой правящего режима, т.к. именно с ним было связано ее благополучие, продвижение по служебной лестнице, привилегии. Дефицит образования, культуры, опыта управления, характерные для основной массы советской бюрократии, способствовали культивации директивно-приказных методов руководства. К этому побуждали и установки партийного руководства, стремившегося поставить на ответственные политические посты исполнителей директив партии.
Слепая вера в директивы «сверху» и способность выполнять их любыми средствами были мерилом соответствия руководителей всех уровней своим должностям в госаппарате. Со становлением широкого слоя партийно-государственной бюрократии формировались социальная среда и политическая сила, наиболее заинтересованные в режиме личной власти, ибо культ вождя расширял и укреплял власть тех, кто служит ему в государственных и партийных структурах.
В 30-е гг. на сферу государственного управления решающее воздействие оказывали задачи социально-экономических преобразований, которые решались через механизм административно-силового принуждения. Это неизбежно вело к формированию мощного репрессивного аппарата, внесудебных учреждений, к усилению централизации в управлении страной, прочному внедрению административно-директивных методов управления, повышению роли партийно-государственного аппарата в организации политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни страны.
Советские общественные организации (комсомол, профсоюзы) лишались даже формального права влиять на политические процессы в стране. Свою главную задачу они видели в тесном сотрудничестве с партией и государством. К этому обязывала политика правящего режима. В государстве рабочих и крестьян, согласно теоретическим представлениям большевизма, должен действовать такой политический механизм, который вбирает в себя все общественные организации трудящихся, т.к. они по своей классовой природе идентичны собственно государству, являющемуся также одной из форм организации людей труда.
Юридически высшим органом государственной власти в СССР, согласно Конституции 1936г., являлся Верховный Совет СССР, а высшим органом государственного управления – СНК. Однако, высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б). Именно Политбюро, которое формально по партийному уставу формировалось ЦК партии, и было ему подотчетно, определяло не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и рассматривало массу второстепенных проблем, выступало главным арбитром при сглаживании ведомственных противоречий, непосредственно организовывало исполнение многих своих постановлений и старалось контролировать всю пирамиду власти. Политбюро осуществляло свою власть как через партийные, так и через органы государственного управления и общественных организаций. Сложилась такая практика, когда обязательному обсуждению и утверждению Политбюро подлежали все сколько-нибудь значительные инициативы и решения государственных, партийных, комсомольских, профсоюзных и иных инстанций.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Новая правовая система. | | | Создание советской милиции. |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1471;