Причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом
В самом общем виде под причинной связью следует понимать такую связь между противоправными действиями и вредом, при которой вред является следствием этого поведения.
К числу основных признаков юридически значимой причинной связи относят (М.Г. Маркова):
1) она является объективной, материальной, т.е. существует в реальной действительности;
2) она – часть, элемент всеобщей связи и взаимообусловленности явлений материального мира;
3) она является «генетической» связью (по происхождению);
4) из множества причин, обусловливающих причинение вреда юридически значимыми являются лишь причины социального характера, т.е. поведение человека, причем противоправное.
Правовое основание для причинной связи – это использование в законодательстве термина «лицо, причинившее вред». При внедоговорной ответственности решение вопроса о наличии или отсутствии причинной связи иногда может быть осложнено тем, что ГК РФ предусматривает в ряде случаев ответственность одних лиц за действия других: в этих случаях причинная связь состоит их двух или более звеньев.
Вопрос о причинной связи является весьма сложным, дискуссионным, имеет большое практическое и юридическое значение. К числу основных теорий причинной связи, разработанных в цивилистической литературе, следует отнести следующие (О.С. Иоффе):
1) теория типичной или адекватной причинности (А.Е. Семенова), суть которой заключалась утверждении о том, что ответственность лица может основываться лишь на такой причине, которая нормально вызывает действительно возникший результат;
2) теория «необходимого условия», представленная двумя разновидностями. Авторы, отстаивающие первую разновидность рассматриваемой теории (С.И. Раевич), полагали, что доказать, что вред причинен кем-либо – значит, доказать, что лицо является одной из причин нанесения вреда, хотя бы действия его отнюдь не были достаточны сами по себе для его возникновения». Другие (В.М. Вольфсон) – исходили из того, что для установления факта, какое звено из цепи предшествующих событий является причиной ущерба, надо остановиться на каждом событии в отдельности, представить себе нормальное влияние этого события без связи с предшествовавшими ему и последовавшими за ним событиями и фактами, и если действие этого события могло вызвать тот ущерб, который подлежит возмещению, то это событие должно быть признано причиной ущерба;
3) теория необходимой и случайной причинной связи (Е.А. Флейшиц, В.А. Тархов, Г.К. Матвеев), представители которой сходятся в том, что право учитывает лишь необходимую причинную связь между неправомерным поведением и наступающими последствиями, а если причинность случайна, отсутствуют достаточные для привлечения к юридической ответственности объективные условия;
4) теория «возможного и действительного» (О.С. Иоффе), в соответствии с которой прикосновенное к наступившим нежелательным последствиям противоправное поведение иногда создает их возможность – абстрактную или конкретную, а иногда превращает уже возникшую возможность в действительность. Нарушитель должен отвечать, если он обусловил действительность результата, т.е. воплотил в отличительных особенностях последнего индивидуальные свойства причиняющей силы своего неправомерного поведения, или, по крайней мере, создал конкретную его возможность, т.е. совершил такое действие, благодаря которому дальнейшее превращение возможности в действительность ставится в зависимость от обстоятельств, и без того повторяющихся в данной конкретной обстановке;
5) теория непосредственной и косвенной причинной связи (В.И. Кофман), которая отправляется от бесспорного тезиса о том, что нельзя считать причиной поведение, без которого результат все равно бы наступил. Поведение, явившееся непосредственной причиной результата, рассматривается ею как достаточная объективная предпосылка юридической ответственности во всех случаях.
Также в юридической литературе (Н.Д. Егоров) предлагается теория прямой и косвенной причинной связи, в соответствии с которой юридически значимой является прямая причинная связь, которая имеет место тогда, когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и убытками не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1603;