Понятие недействительных сделок и их место в системе юридических фактов
В современной литературе вопрос о правовой природе недействительной сделки является одним из наиболее дискуссионных. В этом смысле указание в ст.167 ГК РФ о том, что недействительная сделка «не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью», ничуть не способствует решению этого вопроса. Буквальное толкование данной статьи позволяет предположить, что даже недействительная сделка порождает некоторые гражданско-правовые последствия, хотя бы и «ненормальные» (не те, к которым стремились стороны сделки).
В литературе по-прежнему дискутируется принципиальный вопрос о том, насколько корректно словосочетание «недействительная сделка», не лучше ли российскому законодателю перейти к используемому в немецком праве термину «недействительное волеизъявление». В свое время, в пользу сохранения термина «недействительная сделка» высказывались В.П. Шахматов, Н.В. Рабинович (полагавшая, что термин совершенно верно отражает динамику явления – действия «в виде сделки» - по содержанию, форме и направленности), И.Б. Новицкий (апеллируя к примерам оспоримых сделок, которые порождают правовые последствия подобно нормальным сделкам, хотя и неустойчивые).
Другая группа ученых, напротив, стремилась к более жесткому разграничению сделок и неправомерных действий, напоминающих сделки. Так, И.С. Перетерский, О.А. Красавчиков, М.М. Агарков полагали, что понятие «сделка» может употребляться в отношении исключительно правомерных юридических действий (каковыми недействительные сделки не являются).
По замечанию некоторых современных ученых (М.А. Блиновой, Ф.С. Хейфеца) недействительная сделка может быть определена как особое неделиктное правонарушение (поскольку в отличие от обычного деликта воля лица, совершающего сделку, направлена в первую очередь на позитивные правовые последствия, а не на причинение вреда).
Статья 168 ГК РФ объясняет нам причину, в силу которой возникает такое явление как недействительная сделка - это несоответствие сделки требованиям закона или иных правовых актов. Правда, в ст. 168 ГК РФ содержится важное уточнение о том, что законом может быть установлено, что некоторые сделки, не соответствующие правовым требованиям, считаются оспоримыми (порождают правовые последствия, хотя и неустойчивые, поскольку сделки могут быть оспорены в суде) или могут быть установлены иные последствия нарушения правовых требований. Таким образом, недействительные сделки выступают лишь частью более широкого понятия - сделок, не соответствующих требованиям закона и иных правовых актов (незаконных сделок).
Следует также уточнить природу оспоримых сделок. Очевидно, что оспоримость не лишает сделку юридической силы, по крайней мере, до вынесения судом решения о её недействительности. Этим оспоримые сделки существенно отличаются от ничтожных, которые недействительны с самого начала (с момента совершения).
В литературе также проводится разграничение между сделками недействительными и несостоявшимися. Если первые имеют все внешние атрибуты сделки (волеизъявление, форму и пр.), хотя и содержат некоторые пороки. То вторые (несостоявшиеся) не содержат в себе всех необходимых элементов сделки, например, в договоре отсутствуют существенные условия. К несостоявшимся сделкам предлагается применять положения гл. 60 ГК РФ (о возврате неосновательного обогащения), а не положения § 2 гл. 9 кодекса о последствиях недействительности сделки.
Впрочем, некоторые авторы (Г.Ф. Шершеневич, Д.О. Тузов, Ф.С. Хейфец) полагают, что «несостоявшиеся» сделки есть лишь разновидность ничтожных, поскольку закон не устанавливает для них специальных последствий. Кроме того, частным случаем «несостоявшейся» сделки является несоблюдение простой письменной или нотариальной формы сделки, которое по прямому указанию закона влечет недействительность сделки.
4.2. ничтожные и оспоримые сделки: вопросы соотношения
До принятия ГК РФ в отечественном законодательстве не использовались термины «ничтожная» и «оспоримая» сделка (ни в ГК РСФСР 1922 года, ни в ГК РСФСР 1964 года, ни в Основах гражданского законодательства СССР 1991 года). Однако, по существу, в теории и в законодательстве среди незаконных сделок выделялись те, что признавались недействительными независимо от судебного решения и те, которые требовали подачи иска о признании сделки недействительной (ст.32, 33 ГК РСФСР 1922 г.; ст.54-58 ГК РСФСР 1964 г.).
Что лежит в основе научного деления недействительных сделок на ничтожные и оспоримые?
Ряд авторов считают, что это характер интересов, нарушаемых той или иной сделкой. Сделки, нарушающие публичный интерес, нормы публичного права, должны быть отнесены к ничтожным, а нарушающие частные интересы - к оспоримым (Г.Ф. Шершеневич, И.Б. Новицкий). Государство, полагают они, выделяет в одну группу более важные случаи, когда сделка нетерпима с точки зрения интересов государства (например, сделка, направленная к явному ущербу для государства), и относит в другую группу случаи, признаваемые государством менее важными с точки зрения интересов общества (например, сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения).
Сторонники другого подхода не считают ничтожные сделки более порочными и противозаконными, чем оспоримые. В основе деления недействительных сделок на ничтожные и оспоримые лежат не значимость или характер интересов, нарушаемых сделкой, а специфика самой сделки, ее особые свойства. Только эти особенности той или иной сделки позволяют отнести ее к разряду ничтожных или оспоримых. Так, Н. В. Рабинович пишет: "Оспоримые сделки по существу также являются противозаконными в том смысле, что условия их заключения и самое их существование не соответствуют закону. Они столь же недопустимы, как и любая ничтожная сделка. Выделение оспоримых сделок объясняется тем, что признание их недействительными, в силу особых присущих им свойств, не может иметь места без соответствующего заявления потерпевшей стороны (или заинтересованного лица)."
Необходимо отметить, что нормы ГК РФ о ничтожных сделках более четко, чем прежние кодифицированные акты, указывают участникам гражданского оборота на юридические (материальные и процессуальные) характеристики подобных сделок (иначе говоря, как вести себя после совершения подобной сделки):
- ничтожная сделка сама собою считается лишенной нормальной (позитивной) юридической силы, для лишения её силы не требуется заявления с чьей-либо стороны. Суд обязан принять во внимание ничтожность сделки, едва обнаружив её при разбирательстве любого дела.
- требование о применении последствий (санкций) недействительности ничтожной сделки может быть заявлено любым заинтересованным лицом или применено судом по собственной инициативе – абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ.
В отличие от ничтожных, оспоримые сделки:
- являются действительными, порождают гражданские права и обязанности;
- для того чтобы не исполнять оспоримую сделку, потерпевшему или иным лицам, прямо указанным в законе (это не обязательно должны быть стороны сделки: так, при совершении незаконных сделок организацией-«банкротом», такая сделка может быть оспорена в суде арбитражным управляющим или конкурсными кредиторами) предоставляется право в течение очень небольшого срока - 1 года с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав сделкой, или с момента прекращения негативного воздействия на него (угрозы, насилия и т.д.) оспорить данную сделку в суде по самостоятельному (или встречному) иску.
- недействительность оспоримой сделки не безусловна: в ряде случаев для признания сделки недействительной потерпевшему требуется доказать недобросовестность другой стороны по сделке (ст. 173, ст. 174, п. 3 ст. 253 ГК РФ). В этих случаях интерес гражданского оборота (добросовестных участников) явно перевешивает частный интерес пострадавшего от сделки.
К сожалению, законодатель далеко не всегда прямо говорит о ничтожности или оспоримости той или иной незаконной сделки. Часто в законе есть лишь общее указание о «недействительности» сделок, совершенных с нарушением данного закона (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и пр.). В таких случаях необходимо проверить наличие некоторых признаков (атрибутов) оспоримости сделки (поскольку ничтожность любой незаконной сделки презюмируется по ст. 168 ГК РФ):
- указание на признание сделки недействительной в судебном порядке;
- указание на конкретных лиц, по иску которых сделка может быть признана судом недействительной.
В новейшем законодательстве, как правило, довольно определенно указывается на характер сделки (ст.1124 ГК РФ о случаях оспоримости и ничтожности завещания).
Для признания сделки недействительной требуется подтвердить наличие в сделке какого-либо порока. Для признания сделки недействительной достаточно установить наличие хотя бы одного порока. В некоторых случаях оспаривание сделки предполагает установление дополнительных обстоятельств, например, недобросовестности в действиях другой стороны сделки: ст. 173, ст. 174, п. 3 ст. 253 ГК РФ и др.
Для применения основных последствий недействительности сделки (реституции, конфискации), как правило, требуется подтвердить факт исполнения такой сделки, хотя бы частичного. Исключение составляет применение санкций к притворной сделке – в этом случае для переквалификации сделки заинтересованному лицу необходимо доказать перед судом наличие признаков другой, подлинной сделки между сторонами притворной сделки (ст. 170 ГК РФ).
Что касается применения дополнительных санкций по недействительной сделке – возмещению реального ущерба или убытков – в этих случаях, как правило, требуется установить вину или недобросовестность одной из сторон сделки.
4.3. последствия недействительности сделки: общие, специальные, дополнительные
Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке в натуре, либо возместить стоимость полученного в деньгах при невозможности возврата (например, если имущество, полученное по сделке, отчуждено третьим лицам). Указанное последствие, означающее, по сути, восстановление сторон в первоначальное положение, получило в цивилистической литературе название «двусторонней реституции»: устраняются абсолютно все имущественные последствия совершенной сделки с момента её возникновения.
Иные последствия совершения недействительной сделки согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ должны быть прямо оговорены законом. Следует заметить, что сам ГК РФ довольно часто прибегает к иным последствиям:
Во-первых, может быть предусмотрено восстановление имущественного положения лишь одной из сторон («односторонняя реституция»): согласно ст. 179, ст. 169 ГК РФ имущество, переданное виновной стороной, обращается в доход государства, то есть подлежит конфискации.
Во-вторых, может быть предусмотрено обращение в доход государства вообще всего переданного или подлежащего передаче по сделке (конфискация) - при исполнении, хотя бы частичном, сделки, направленной против основ правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).
В-третьих, согласно п.3 ст.167 ГК РФ из содержания некоторых оспоримых сделок может вытекать лишь возможность их прекращена на будущее время. Иначе говоря, все исполненное по сделке до момента вынесения решения суда сохраняет юридическую силу.
В судебной практике подобное последствие часто используется судами для:
- прекращения действия кабальной сделки;
- для прекращения сделки по пользования имуществом или потреблению каких-либо услуг; иначе говоря, когда возврат имущества в натуре не возможен и полученное сторонами по сделке равноценно.
В-четвертых, в отношении притворных сделок в законе предусмотрены специфические последствия недействительности. В этом случае закон считает целесообразным произвести лишь юридическую «переквалификацию» отношений сторон по сделке. Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ к сделке, которую стороны прикрывали (действительно имели в виду), с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. То есть, стороны могут и не возвращать друг другу все полученное по сделки, если их волеизъявление и действия по исполнению сделки окажутся соответствующими правилам о другой сделке.
В-пятых, в ст.180 ГК РФ предусмотрена возможность признания недействительной лишь части (условий) сделки, с сохранением юридической силы за оставшимися условиями сделки - если и без дефектного условия данная сделка удовлетворяет интересам сторон. Очевидно, что подобное последствие возможно лишь применительно к пороку содержания сделки, но не другим дефектам (субъектного состава, волеизъявления, формы).
Указанные выше последствия в литературе принято именовать основными. Другие последствия совершения недействительной сделки носят факультативный характер: предусмотрены и применяются лишь в отдельных случаях, прямо предусмотренных в законе; как правило, применяются наряду с основными.
Что касается дополнительных последствий недействительности сделки, в некоторых случаях представляющих собой меры ответственности (применяемые к виновной стороне), то они, как правило, направлены на защиту интересов граждан (несовершеннолетних, недееспособных и пр.).
Общие правила на этот счет сформулированы в п. 1 ст. 171 ГК РФ (о последствиях совершения сделки с недееспособным гражданином) - дееспособная сторона сделки обязана, помимо реституции полученного, возместить другой стороне (недееспособной) понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. К этому правилу содержатся отсылки и из таких составов недействительных сделок, которые совершены: несовершеннолетним до 14 лет (ст. 172 ГК), несовершеннолетним от 14 до 18 лет (ст. 175 ГК), ограниченно дееспособным (ст. 176 ГК), невменяемым (ст. 177 ГК).
Кроме того, возможность возмещения реального ущерба добросовестной стороне (невиновной) предусмотрена применительно к сделкам, совершенным под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), а также сделкам, совершенным под влиянием насилия, угрозы, тяжелых жизненных обстоятельств и т.д. (ст. 179 ГК). Ущерб от недействительной сделки часто состоит в том, что одна или обе стороны в преддверии исполнения сделки производят трату собственного имущества: закупают сырье и др. материалы, производят транспортные, представительские, канцелярские и иные расходы.
Как уже отмечалось, нормы о недействительности определенных категорий сделок, не соответствующих требованиям законодательства, помимо ГК РФ, содержатся во многих других законах РФ. Некоторые из этих законов определяют и так называемые специальные последствия недействительности сделок.
Следует также иметь в виду субсидиарное применение к иску о возврате исполненного по недействительной сделке норм о неосновательном обогащении (ст. 1103 ГК РФ). Согласно п. 7 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении, утв. Президиумом ВАС РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 г. №49), неосновательное обогащение имеет место лишь в том случае, когда одна из сторон сделки либо вообще не производила встречное исполнение (если имел место возмездный договор), либо её предоставление по сделке было явно неравноценно с полученным от другой стороны - с точки зрения обычных условий оборота.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2118;