Понятие нематериального блага. Соотношение с понятием личного неимущественного права
В юридической науке в содержание понятия «нематериальное благо» вкладывается разное значение. Нематериальными благами в широком смысле этого слова принято считать информацию[1], результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага, перечисленные в ст.150 ГК РФ, такие как жизнь, честь, здоровье и др. Все эти блага называются нематериальными в силу своей идеальной природы. Благодаря ей они отличаются от других, материальных, благ, называемых в ст. 128 ГК РФ: имущества, работ и услуг.
Среди всех этих нематериальных благ в особую группу можно выделить нематериальные блага, перечисленные в ст.150 ГК РФ, в силу присущих им специфических черт. В юридической науке обращается внимание на следующие отличительные черты указанных благ. По мнению Л. О. Красавчиковой, данные блага имеют внеэкономическую природу, самостоятельную ценность, не зависящую от ценности других благ, они не являются товаром, и к тому же неразрывно связаны с личностью носителя. М. Н. Малеина называет среди свойств нематериальных благ только их неотчуждаемость и непередаваемость.
Т.А. Фаддеева к числу признаков нематериальных благ относит отсутствие материального (имущественного) содержания, неотделимость от личности, а также индивидуализацию личности их обладателя. Однако большинство перечисленных признаков, раскрывая то или иное свойство нематериального блага, тем не менее, не позволяют выявить его сущность. Так, нематериальные блага действительно являются духовными ценностями, но этот признак не позволяет отграничить их от других ценностей, также не имеющих экономического содержания. Право и мораль, например, также являются духовными ценностями. Ряд нематериальных благ опосредованно участвуют в экономическом обороте, например, право на использование деловой репутации может быть внесено в качестве вклада при создании простого товарищества. Многие нематериальные блага переживают своего носителя. Как пишет М. Н. Малеина, честь, имя, индивидуальный облик, изображение существуют сами по себе и после смерти их обладателя. Поэтому нематериальные блага отличаются от иных благ именно тем, что в них воплощаются черты, свойства и характеристики самой личности[2]. Жизнь, здоровье, деловая репутация лица, его частная жизнь позволяют индивидуализировать его, выделить среди других лиц. Именно поэтому некоторые исследователи, стремясь подчеркнуть то, что в этих благах проявляются черты и свойства личности, называют их личными нематериальными благами. Иначе эти блага можно просто называть нематериальными благами, имея в виду узкое значение термина «нематериальное благо»[3].
В ст.150 ГК РФ названы различные нематериальные блага. К примеру, нематериальными являются жизнь, достоинство, доброе имя лица. В то же время нематериальными благами, по мнению законодателя, являются и личные неимущественные права: право на имя, право авторства и др. В связи с этим, Т. Фаддеева различает нематериальные блага первого и второго уровня. К нематериальным благам первого уровня она относит собственно нематериальные блага, тесно связанные с личностью. Нематериальные блага второго уровня составляют личные неимущественные права, корреспондирующие нематериальному благу или существующие отдельно от него. Данная точка зрения была справедливо раскритикована М.Н. Малеиной, отметившей, что само личное неимущественное право и его объект не тождественны друг другу.
Действительно, это приводит к тому, что единым понятием нематериального блага обозначаются разные явления. Поэтому необходимо разобраться в том, что представляет собой нематериальное благо, а что – личное неимущественное право. Ст.128 ГК РФ называет нематериальные блага в числе объектов гражданских прав. Если предположить, что нематериальное благо все-таки является собирательным понятием и включает в себя личное неимущественное право, это приведет к тому, что объектом личного неимущественного права придется признать само же личное неимущественное право. Очевидно, что применительно к личным неимущественным правам это утверждение лишено какого-либо смысла. Если, например, исключительные права участвуют в гражданском обороте и потому могут быть объектом права в правоотношении, то к личным неимущественным правам это совершенно неприменимо. Поэтому понятием нематериального блага личные неимущественные права не охватываются. Личные неимущественные права представляют собой самостоятельное понятие гражданского права, за которым стоит самостоятельное явление реальной действительности. В юридической науке понятие личного неимущественного права стало предметом глубокого и внимательного изучения. Согласно одному из определений личного неимущественного права, предложенного в цивилистической науке, личным неимущественным правом является предоставленная управомоченному лицу юридически обеспеченная возможность требовать от всех окружающих его лиц воздержания от любых действий, препятствующих правильной оценке его индивидуальных особенностей как личности в обществе (Н. Д. Егоров).
Таким образом, личные неимущественные права обеспечивают индивидуализацию лица. В юридической литературе личные неимущественные права зачастую называются неимущественными правами. На эту ошибку справедливо обращает внимание В.А. Белов. В действительности понятие неимущественного права по своему содержанию шире понятия личного неимущественного права. Далеко не все неимущественные права обеспечивают индивидуализацию лица. К примеру, право потребителя на информацию о товаре или право акционера на получение информации о деятельности общества, будучи неимущественными по содержанию, такую функцию не выполняют. Поэтому в рамках единого понятия неимущественного права следует различать личные неимущественные права и неимущественные права, не имеющие личного характера.
Содержание личного неимущественного права в цивилистике понимается по-разному. Одни авторы переносят акцент на позитивное содержание права, на возможность совершения активных действий правообладателем (Л. О. Красавчикова). Другие, напротив, отмечают, что содержание данного права, как правило, не включает совершение положительных гражданско-правовых действий (Б. Б. Черепахин, Т.А. Фаддеева). В любом случае обладатель личного неимущественного права несомненно заинтересован в том, чтобы другие лица воздерживались от поведения, препятствующего реализации данного права. В силу этого личное неимущественное право всегда осуществляется в рамках абсолютного правоотношения.
Нематериальное благо является объектом личного неимущественного права. Однако вопрос о том, любое ли нематериальное благо является объектом соответствующего личного неимущественного права, вызвал дискуссию в юридической науке. К настоящему времени в ней сложилось два основных подхода к его решению.
Согласно одному из них любое нематериальное благо является объектом соответствующего личного неимущественного права. Поэтому выделяются права на жизнь, на честь, на достоинство, на физическую и психическую неприкосновенность и пр. (М.Н. Малеина, Л.О. Красавчикова). В соответствии с другим подходом, если нематериальное благо не выражено в какой-либо объективной (материальной) форме или неотделимо от личности его носителя (жизнь, честь, достоинство), то в отношении такого нематериального блага невозможно совершать какие-либо действия. Следовательно, по поводу данных благ не могут складываться и общественные отношения, которые можно было бы регулировать гражданским законодательством (Н. Д. Егоров, М. Л. Нохрина). Таким образом, представители второго подхода склонны полагать, что многие из нематериальных благ не являются объектом личных неимущественных прав, и не существует права на жизнь или права на достоинство; только по поводу некоторых нематериальных благ действительно возникают личные неимущественные отношения (например, в отношении имени). В обоснование данного подхода можно привести и иные доводы. Субъективное право предоставляется лицу для того, чтобы обеспечить ему юридическую возможность пользоваться тем или иным благом. Однако пользоваться многими нематериальными благами можно и, не имея на них субъективного права. Нет нужды предоставлять субъективное право только для того, чтобы защитить нематериальное благо в случае его нарушения. Нематериальное благо вполне может защищаться непосредственно. Это в полной мере согласуется с положениями ст. ст. 2, 150 ГК РФ, в соответствии с которыми нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из их существа. И лишь в том случае, когда поведение заинтересованного лица действительно должно быть обеспечено посредством личного неимущественного права, появляется смысл в его предоставлении.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 3424;