Гении казахской степи.
Устное поэтическое творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение.
Казахский фольклор — это народное творчество, отличающееся глубоким содержанием, мастерством художественного слова, имеющее огромное воспитательное значение для молодежи. Основные жанры казахского фольклора: героический эпос, обрядовая песня, лирическая поэзия, исторические песни, пастушеские и магические, свадебные и похоронные песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки.
Пастушеские песни являются древнейшим жанром казахского фольклора. В них отражены следы первобытного культа животных, древних верований и последующих суеверий.
По народному преданию, предками четырех домашних животных были: Зенги-баба — предок коров, Жылкыши-ата — отец лошадей, Ойсыл-кара — прародитель верблюдов, Шопан-ата — отец баранов. Именно эти животные в пастушеских песнях обращаются с просьбой к пастуху или ведут между собой разговор.
Песни улусов. Началом нового года у казахов, как и у многих народов Востока, считается Наурыз — 22 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Прошла зима, наступила весна. Все живое в природе с радостью встречает перемены в жизни. Поголовье скота удвоилось, молока стало больше, земледельцы готовятся к севу зерновых. Этот день казахи называют Улус кун, т.е. Великий день. В этот день, каждая семья готовила специальное блюдо — наурыз-коже. Блюдо состоит из семи компонентов: пшеницы, мяса, масла, соли, лука, муки, курта и т.д. В чаши наливали айран, кумыс, шубат и другие напитки, туда же добавляли жареную пшеницу и пшено. Весь этот ритуал символизировал надежду на обильный урожай.
Казахский фольклор представлен песнями:
Колыбельные. Когда рождался ребенок, проводился той — шилъдехана — праздник прибавления в семье. Свадебные песни. У казахского народа свадебный обряд существует издревле и состоит из нескольких этапов, некоторые из них сопровождаются музыкой, песнями. Свадьба начинается со сватовства. Задолго до свадебного тоя невеста прощается со своими родными и друзьями. В сопровождении подруг она обходит дома своих родственников и поет песню "сынсу", которую сочиняет сама. Исполнение этой песни является своеобразным ритуалом.
Песни, связанные с магическим ритуалом и религиозной обрядностью. В казахском народе до принятия ислама в ходу были песни юродивых, шаманские речитативы, заклинания, заговоры, предсказания.
Песенные виды благословения, проклятия и др. По древнему обычаю, чтобы помочь заболевшему человеку или животному, по вечерам совершались обряды и пелись обрядовые песни-заговоры. Вечера эти назывались бадик-кеши. Люди верили, что болезнь можно отогнать.
Жоктау, плачи, оплакивания. Одним из древних обычаев казахского народа является оплакивание покойного. Плач, причитание по умершему человеку называется жоктау. Слова плача сочиняют родственницы покойного. В горестных, скорбных песнях перечисляются заслуги, возвеличиваются исторические доблести усопшего, его хорошие деяния.
К казахскому фольклору относятся и дидактические жанры. Это басни, притчи, пословицы, поговорки, крылатые слова, загадки и назидания. Большинство из них содержат наставления, поучения, глубокую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа, отражая его опыт в лаконичных, но метких и образных выражениях/
Героический эпос складывался в течение многих веков. В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю, показывающих при этом чудеса героизма и храбрости.
Устное народное творчество — неиссякаемый источник мудрости народа, его веры в добро и справедливость — передается из поколения в поколение от родителей к детям.
Акыны и жырау
Казахские жырау ведут свое происхождение от певца-импровизатора Сыпыра-жырау (XIV в.), жившего на западе Казахстана в тюркоязычном племени. Устно-поэтическая традиция сохранила толгау в различных преданиях и героических эпосах.
Одним из первых жырау в Казахском ханстве был Казтуган Суйиншиулы. Он родился в 1420 г. на берегах Волги близ Астрахани, в знатной семье. До нас дошли три эпоса жырау. В одном из них — "Беспокойся, будь бдительным, народ" — он, как и Асан Сабитулы, восторгается Едилем и Яиком. В историю он вошел как один из создателей народного эпоса.
Из жырау XVI в. особую популярность имели Доспамбет и Шалкииз. Доспамбет был родом из знатной семьи крупного военачальника, жившего в крепости Азаку в 90-х годах XV в. в нижнем течении Дона. Получил военное образование, участвовал во многих походах. В своих песнях он рисует идеальный портрет воина, отважного батыра, защищающего свою родину
Все свои песни (жыры) — "Средь ручьев, на просторе донских лугов", "В аргамака попала стрела", "О, край мой милый, Ак Жаик!", "Тугай, о тугай у излучины рек" — он посвящает все той же патриотической теме.
Актамберды Сарыулы (1675—1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в отрогах Каратау, в зажиточной семье. С 17 лет участвовал в войнах между казахским и среднеазиатскими ханствами. В 1729 г. был приговорен к смертной казни, но совершил побег из-под стражи. Жырау принимал участие и в Отечественной войне (1723—1730 гг.) против джунгар. Он был аксакалом, руководителем рода Среднего жуза. После изгнания джунгар с казахской земли Актамберды руководил размещением казахских родов на их исконных землях. Жырау умер в возрасте 93 лет в местечке Журекты Абайского района нынешней Семипалатинской области. На холме воздвигнут мавзолей, где и похоронен жырау.Актамберды был продолжателем традиций своих предшественников — жырау Доспамбета, Шалкииза. Жырау мечтает о тех днях, когда охваченные патриотическим порывом сарбазы будут биться с врагами, не жалея себя, за свободу своего народа и земли.
Бухар жырау Калкаманулы (1693—1787 гг.) был певцом и советником Абылай хана, его бием.
Размышляет жырау о многом, и главное — о единстве народа. Он имел мужество говорить об ошибках хану Абылаю прямо в глаза, но и справедливости ради хвалил принародно за его добрые дела.
Эпических поэм, созданных Бухар жырау, много. Они отлично дополняют и раскрывают историю народа.
Таким образом, в XV—XVIII вв. современники истории народа — жырау — были певцами добрых, героических дел страны, вместе с народом переживали трудности, преодолевали их. Жырау являлись не только создателями и распространителями эпических поэм, они были и аксакалами, старейшинами, батырами, полководцами. Жырау выступали также в роли советников, к мнению которых прислушивались казахские ханы. Их имена навечно сохранятся в истории казахского народа.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 2070;