Культура как объект философского изучения
В самом общем смысле под культурой понимается всё, что сделано человеком в отличие от естественных, природных образований. В переводе с латинского термин «культура» означает «возделывание, обрабатывание». Первоначально имелось в виду «возделывание земли».
В настоящее время в литературе можно найти около пятисот определений культуры.
В философском смысле культура – это выражение деятельной природы человека, способ жизнедеятельности человека и общества. В этом смысле культура является мерой развития самого человека. При таком понимании культуры история общества превращается в историю человеческой жизнедеятельности, в историю культуры. Техника и научные трактаты, политика и моральные нормы, живопись и космические корабли, правительства и суды – всё это мир человеческой культуры.
Культура имеет два способа своего бытия: субъектно-личностный и объектно-предметный.
Субъектно-личностное бытие культуры представляет собой бытие человека в окружающем его предметном мире, его отношение к этому миру. Личностное бытие человека в мире культуры предполагает усвоение им накопленного человеческого опыта. На философском языке этот процесс называется распредмечиванием наличного мира культуры. Распредмечивание, или раскрытие для человека содержания существующей культуры, происходит на основе человеческой субъективности. Следовательно, культура общества находится в тесной зависимости от того, что человек думает о себе и окружающем мире. Культура – это не просто производство каких-то полезных для человека предметов, но это и реализация самого человека как субъекта культурно-исторического процесса.
Центральным в постижении культуры является понятие духовности, с которым связана система ценностей и идеалов. Человек с момента своего рождения живёт в определённой культурной среде, которая задаёт ему нормы поведения, ценности, жизненные установки, систему идеалов. Таким образом, культура общества оказывается некой надындивидуальной реальностью и представляет собой мир человеческих ценностей, смыслов, которыми люди наделяют создаваемый ими предметный мир.
Понятие культуры позволяет раскрыть особенности и своеобразие жизни отдельных народов, стран, регионов, соотнести их с особенностями жизни других народов. Для каждого типа культуры характерны определённый образ человека и представление о его месте в мире, об окружающей природе и строении объектов, наличие определённой системы ценностей и идеалов.
К проблеме типологии культур существует несколько подходов. По различным основаниям выделяют разные типы культуры (прилож.: рис. П.18).
Материальная и духовная культура. В соответствии с подразделением человеческой деятельности на материальную (предметно-практическую) и духовную выделяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура всегда включает в себя духовное начало, так как является воплощением знаний, целей, человека. А духовная культура в бóльшей своей части овеществлена, то есть имеет материальную форму выражения. Поэтому в реальном процессе жизнедеятельности общества эти два типа культуры находятся во взаимодействии. В структуре материальной культуры выделяют следующие элементы:
- предметно-практическую деятельность;
- производство и воспроизводство общественной жизни;
- совокупность материальных ценностей.
Предметно-практическая деятельность складывается из средств производства, технических сооружений, технологий, форм общения людей в процессе производства.
Производство и воспроизводство общественной жизни включает в себя социальные институты, системы власти, здравоохранения и т.д.
Мир материальных ценностей представляет собой весь предметный мир, созданный человеком и характерный для определённой ступени развития общества. Сюда входит архитектура, формы жилища, принятые в культуре, памятники, предметы домашнего обихода и т.д.
Духовная культура связана со сферой сознания общества и духовным производством. Сюда включают познание, нравственность, воспитание и образование, право, религию, философию, искусство, литературу и т.д. Составной частью духовной культуры являются ценности. Их освоение человеком позволяет ему ориентироваться в мире и обществе, в котором он живет.
Восточная и западная культура. Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и другим землям, находившимся к востоку от греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было гораздо шире, чем просто географическое положение. Восток издавна олицетворял для европейца иной тип жизнеустройства, чем тот, к которому принадлежал он сам. В Древней Греции разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, т.е. цивилизованности и дикости.
Такое деление имело отчётливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Однако далеко не всё, что не понято и не принято нами, является ложным и должно быть отвергнуто. Разница культур предполагает множество несовпадений и существенных отличий. Среди этого множества различий между западной и восточной культурами часто выделяют несколько принципиальных:
- отношение к человеческой личности;
- основные принципы познания, характерные для Востока и Запада;
- отношение к социальной активности человека.
Для европейской культуры характерно глубокое уважение к личности, индивидуальности. Европейская культура выдвинула идеал гармоничной всесторонне развитой личности. Восток культивировал идею отказа от личного «Я» в пользу безличного коллективного начала. Человек в восточной культуре растворяется в коллективе, обществе, государстве или теряется в едином потоке бытия Вселенной, подчиняется целому.
В познавательной деятельности Европа в основном обнаруживала тенденцию рационального и прагматического познания, видя в таком познании истинную ценность. На Востоке же рациональное познание считалось ниже по уровню, чем интуитивное. Высвобождение интуиции осуществляется в результате достижения изменённого состояния сознания, когда разум и чувства молчат. Поэтому Восток обладает большим разнообразием приёмов медитации и самовнушения.
С такой концепцией познания связана и практика обучения, которая состоит в передаче ученику не информации, а личных качеств учителя. Трансляция традиционной культуры Востока состояла в том, что с помощью специальных приёмов духовная личность учителя возрождалась в его ученике. На Востоке, по существу, исключается западная проблема «отцов и детей», потому что «дети» становятся не другим поколением, а продолжением своих «отцов» и сохраняют с ними духовную связь на протяжении всей жизни.
При всей своей иррациональности восточная культура стремилась к воспроизведению во времени огромного количества подробностей. Это приводит к системе иероглифов, которые фиксируют массу сведений. В отличие от Востока древнегреческая культура избирает иной путь: всё богатство знаний она сводит к небольшому количеству постулатов (исходных положений). Такие постулаты, или исходные принципы познания мира, заложены, например, в Евклидовой геометрии и в аристотелевской логике. На место запоминания древние греки поставили диалог и состязание умов, тем самым, развивая рациональное познание.
По отношению к социальной активности Восток и Запад также проявляли себя по-разному: в восточных культурах присутствует принцип недеяния, согласно которому существующее положение дел определяется высшим законом мироздания и никто не в праве нарушать этот закон, изменяя что-либо. Европейская культурная традиция ориентировалась на активное действие человека по совершенствованию условий своего бытия.
Массовая и элитарная культура. При анализе культурных процессов в современном обществе пользуются подразделением культуры на массовую и элитарную.
Феномен массовой культуры получил своё распространение в эпоху научно-технической революции в связи с развитием коммуникационных систем и глобализацией информационного обмена.
Массовая культура оказывает огромное воздействие на поведение, чувства, настроения людей. Временем рождения массовой культуры принято считать 1870 г., когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. В результате всем стал доступен главный вид художественного творчества той эпохи – роман. Вторая веха в развитии массовой культуры связана с изобретением кинематографа в 1895 г. Для восприятия движущейся на экране картинки не требуется даже элементарной грамотности, поэтому кинематограф значительно упрощает культуру. Третий этап развития начинается с появления рок-н-ролла в 1954 году и группы «Биттлз» в начале 60-х годов ХХ века.
Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Её продукция предназначена для широких масс. Это искусство для каждого, и оно должно учитывать вкусы и запросы различных слоёв населения.
Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу усреднения человеческой личности, её потребностей и интересов. Серийный характер произведений массовой культуры имеет несколько специфических признаков:
- примитивизацию человеческих отношений;
- развлекательность, забавность, сентиментальность;
- культ успеха, сильной личности, вещизм;
- культ посредственности.
Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она ориентирована на рыночные отношения. Произведения массовой культуры являются товаром, который должен приносить доход. Поэтому эти произведения зачастую ориентируются на неразвитый вкус большинства, способствуют стандартизации и массовизации личности. С другой стороны, массовая культура представляет собой форму демократизации общества и открывает возможности приобщения широких слоев населения к мировому культурному наследию.
По своему содержанию массовая культура очень разнообразна: она включает в себя примитивные формы (комиксы, дорожные романы, «мыльные оперы», «блатные песни» и т.д.) и достаточно сложные формы, требующие от потенциального потребителя напряжения духовных сил, работы интеллекта (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный детектив» и др.).
В качестве оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, ориентированная не на всех, а на духовную элиту.
К высокой элитарной культуре относится классическая литература, философия, живопись, классическая музыка, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки. Предназначение высокой культуры состоит в постоянном осмыслении гуманистических идеалов и духовно-нравственных ценностей. Однако для массового сознания такие идеалы обычно оказываются слишком сложными и ненужными.
Диалог высокой культуры с повседневностью складывается трудно, но жить без идеалов человек не может. Вакуум, который создается при невосприятии и отторжении элитарной культуры, заполняет массовая культура, формирующая свои идеалы и ценности, доступные каждому. Она снимает с простого человека давление высоких идеалов и одновременно является способом преодоления отчуждения человека от высокой культуры.
В рамках массовой культуры возникают субкультуры и контркультура. Субкультуры характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры).
Контркультура возникает как протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека. Контркультурой часто ставятся серьезные проблемы, существующие в обществе, но замалчиваемые официальной властью. Молодежная контркультура обратила внимание общества на глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения «зеленых», активно выступает против войны, за разоружение и т.д.
Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами.
Однако между массовой и элитарной культурой нет никакой пропасти. Элитарная культура может со временем расширять границы своего влияния. Это связано с общими духовными процессами, происходящими в обществе и с повышением культурного уровня людей. Культурный уровень показывает степень освоения человеком наличного мира культуры общества и его приобщение к высоким идеалам и духовно-нравственным ценностям, возвышающим человека над миром повседневности и обыденности.
Культурный уровень человека зависит от условий воспитания, то есть от той среды, в которой человек вырос, от образования, которое он получил и от тех целей, которые каждый человек ставит перед собой. Любой человек способен подняться над обыденностью и попытаться войти в мир высокой культуры.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1641;