А.Н.ОСТРОВСКОГО В 10 КЛАССЕ
Работа над творчеством писателя может быть эффективной лишь в том случае, если его классное изучение сочетается с самостоятельной работой учащихся. В школьной программе для работы в классе рекомендованы драмы «Гроза» и «Бесприданница» (по выбору учителя). В учебнике дан материал по этим двум драмам. Учитывая, что на изучение А.Н.Островского дано только 5 часов, учитель сам определяет, какое произведение изучать в классе, а какое рекомендовать для самостоятельного изучения. Переносить эту работу на занятия факультатива нельзя, поскольку в факультативе участвует весьма ограниченное число учеников. Приступая к работе над творчеством писателя, учитель назовет те его произведения, которые следует прочесть, а завершая изучение писателя, проведет обсуждение хотя бы одного из этих произведений. Для внеклассного чтения рекомендованы такие произведения А.Н.Островского: «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники».
Очень интересны уроки-путешествия по России, по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя. Например, урок-путешествие в Щелыково, усадьбу драматурга А.Н.Островского, урок-путешествие по Замоскворечью. Обычно такие занятия факультатива доставляют удовольствие всем: и ученикам, и учителю, и тем, кто приходит на такие занятия по своему желанию.
Наиболее приемлемой формой факультативных занятий по драматургии Островского можно считать литературный монтаж, включающий небольшие доклады и сообщения учеников, прослушивание звуковых записей, просмотр фрагментов учебного кинофильма, чтение по ролям отдельных сцен. Слово учителя соединяет эти части в единое целое.
Очень интересной формой работы являются литературные встречи. Встречи содержат элементы соревнования: они проводятся между командами одного класса или между двумя классами; оценивает ответы жюри. Цель факультатива – углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень усвоения и осмысления материала, а главное – вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой.
Работу над творчеством А.Н.Островского можно вести в историко-литературном плане. Останавливаясь на отдельных проблемах, образах, особенностях мастерства Островского, ученики рассмотрят связи писателя с предшествовавшей литературой – прежде всего с творчеством Н.В.Гоголя. Приведем пример план проведения одного из занятий факультатива. Тема занятия: «Комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и А.Н.Островского «Доходное место». На это занятие можно пригласить всех учащихся, так как комедия «Доходное место» входит в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Учитель поручит нескольким ученикам (наиболее сильным) подготовить сопоставительный анализ комедий «Ревизор» и «Доходное место», предложив при этом план анализа:
1. Что общего в изображении чиновничества в комедиях Н.В.Гоголя и А.Н Островского (нравственные принципы, служебная практика, взаимоотношения чиновников и т. п.).
2. Каково различие в группировке образов комедий? С какой целью вводит Островский в комедию образ положительного героя – Жадова?
3. Можно ли считать Жадова передовым общественным деятелем.
4. Какое место в комедиях занимает любовная интрига? Как показано влияние семейных отношений на деятельность чиновников?
5. Как раскрывается в комедии «Доходное место» проблема воспитания?
6. В чем сходство и в чем разница развязок комедии?
План
1. Прослушивание звуковой записи разговора городничего и судьи о «грешках» (первое действие, явление первое) комедии «Ревизор» и разговора Вышневского и Жадова (первое действие, явление восьмое).
2. Сопоставительный анализ комедий.
3. Связь комедии «Доходное место» с демократическим искусством 50-60-х годов XIX века.
а) Карикатуры Н.А. Степанова «Начальнику кланяйся ниже пояса», «Подчиненного гни в дугу».
б) Картина А.Л. Юшанова «Проводы начальника».
Характеризуя жизненные принципы чиновников, учащиеся сопоставляют высказывания героев в отрывках, которые ученики только что прослушали и просмотрели:
Городничий. Нет человека, который Вышневский. Вот тебе обществен-
бы за собою не имел каких-нибудь ное мнение: не пойман – не вор.
грехов. Это уж так самим богом устроено,
и вольтерианцы напрасно против этого
говорят.
Городничий … я, по крайней мере, в вере Вышневский. Какое дело общест-
тверд и каждое воскресенье бываю в ву, на какие доходы ты живешь, церкви. лишь бы ты жил прилично и вел
себя как следует порядочному
человеку.
Выводы: В репликах героев раскрывается лицемерная, ханжеская мораль сквозник-дмухановских, вышневских, юсовых, белогубовых. Эта мораль вполне допускает взятничество, казнокрадство и другие преступления, но требует соблюдения внешних приличий (показная религиозность, «трепет» перед начальством и т. п.).
В зависимости от содержания доклада ученика и от подготовленности участников факультатива учитель внесет в свое сообщение те или иные коррективы. Материалы, которые может использовать учитель при подготовке к занятию, приводятся в приложении. Обзорно могут быть рассмотрены комедии «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Лес». Во всех этих пьесах отразился демократизм писателя. Но, говоря о народности писателя, нельзя обойти его весенней сказки «Снегурочка».
Школьная программа по литературе построена так, что отдельные произведения устного народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки) изучаются преимущественно в 5-6 классах. Там же даются и общие понятия о различных фольклорных жанрах. Ученики знакомятся и с такими литературными произведениями, которые используются на основе фольклора («Сказка о семи богатырях» Пушкина, «Мороз, Красный нос» Некрасова, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова и др.). Последней по времени изучения в этом ряду оказывается «Снегурочка». В «Снегурочке» отображена мечта о светлом царстве – в отличие от темного царства, о котором писал в своих статьях Н.А.Добролюбов. Поэтическая красота сказки явно противопоставлена у драматурга пошлой прозе обыденного существования, миру дельцов, где все продается и покупается. В данном дипломе приведем пример сценария литературного вечера, посвященного весенней сказке «Снегурочка». Этот вечер может быть проведен как в восьмом классе (он будет заключительным этапом знакомства с фольклором), так и в десятом классе, потому что весенняя сказка «Снегурочка» продолжает тему «горячего сердца», так ярко раскрывшуюся в драмах «Гроза» и «Бесприданница».
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1797;