Экскурсия по Бряхимову.
Проводит заранее подготовленный ученик. (Сопоставление начальных авторских ремарок в «Грозе» и «Бесприданнице», обращение к эскизу декорации (первому действию).
Действие в «Бесприданнице» начинается на высокой площадке над Волгой. Автор, судя по ремарке, словно стремится преодолеть плоскость декорации и дать глубокий трехмерный фон: река с плывущими по ней судами, заволжские дали, деревни и поля. Это то место, где можно рассказать о страданиях поэтической души, побыть с нею на её духовных вершинах. Но на этой же площадке – кофейня: суетная жизнь губернского города, болтовня слуг, праздные разговоры. Ширь, размах, простор, в котором могла бы парить Лариса – Чайка, ограничивается небольшой площадкой на берегу реки.
Критики отмечают, что в сюжете «Бесприданницы» есть вариации на тему «Грозы». «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой – сельский вид. Городской бульвар, узкая галерея со сводами старой постройки, на стенах которой сохранилась фреска Страшного суда», – так обозначено место действия в «Грозе» [28, 210].
Теперь обратимся к «Бесприданнице»: «Городской бульвар на высоком берегу Волги...» [29, 8]. При совершенно очевидном внешнем сходстве – какое различие!
В «Грозе» действие как бы вознесено над ширью Волги, перед нами – сельский простор, откуда в Калинов доносятся запахи цветущих лугов Заволжья. И чувствуя это, главная героиня Катерина протягивает навстречу ветру руки в своем желании полететь.
В «Бесприданнице» Лариса смотрит на Волгу в бинокль через ограду чугунной решетки. Вместо духовной окрыленности Катерины – бинокль и решетка. «Тут можно ушибиться?» – спрашивает Лариса у Карандышева, который отвечает: «Ушибиться! Тут верная смерть: внизу мощено камнем. Да, впрочем, тут так высоко, что умрешь прежде, чем долетишь до земли» [29, 78]. Мотив полета сменяется другим – трагическим мотивом падения.
На городском бульваре Бряхимова — не полуразрушенный храм с фрескою Страшного суда, перед которым упадет на колени с покаянием Катерина, а кофейня, вокруг которой в момент гибели Ларисы разнесется громкий хор гуляющих цыган. Между «Грозой» и «Бесприданницей» – двадцать лет. Но как разительно изменилось время, какие драматические принесло перемены! Создателю декорации удалось в цветовой гамме отразить то напряжение, которое возникает в драме. Синий фон реки, такое же предгрозовое небо рождает ощущение тревоги, предчувствие беды, и белым пятном на этом фоне выделяется фигура Ларисы – поистине Чайка среди волн и небесной шири. Возникший зрительный образ, на мой взгляд, нуждается в дополнении слуховым образом: шум набегающих волн, крики чаек создают представление о месте, где происходит действие, обстановке, в которой разыграется драма Ларисы.
2. Сопоставление настроения пьесы с настроением репродукций И. Левитана «Вечерний звон» и Б. Нестерова «За Волгой».
Учитель. Можно ли говорить о созвучности атмосферы, мотивов, настроений пьесы с переданной на картинах?
Мне кажется, что ни одна из репродукций не может быть прямой иллюстрацией к «Бесприданнице». У Левитана в картине «Вечерний звон» –гармония природы. Храм – символ духовности – в единстве с умиротворенной окружающей обстановкой.
В пьесе нет такой гармонии. И духовный мир Ларисы – скорее контраст окружающему миру, чем гармония с ним.
И картина Нестерова «За Волгой» не созвучна с пьесой. Паратов и Лариса, гуляя по Волге, переживают сильное потрясение, им некогда любоваться ее красотой. Но в картине, мне кажется, чувствуется какой-то надлом в сидящей женщине. Какая-то подавленность во всей её фигуре, взгляде, устремленном вдаль. Как страж, возвышается над нею мужчина, словно бы пытается придавить к земле. И этим настроением, на мой взгляд, картина перекликается с «Бесприданницей», в которой мир Ларисы будет тоже ломаться от неосторожного и неделикатного вторжения в него людей.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1676;