Инсценизация финального диалога Ларисы и Карандышева
Вопрос учащимся: «Можно ли говорить о том, что Лариса предчувствовала свой трагический финал?» (Оправдалось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите» [29, 40]. Так и случилось…
12. Ролевая игра «Я – литературовед»
В.Лакшин писал: «Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй... В смерти рядом с цыганским разгулом, в словах прощения и любви, обращенных к дурным людям, есть какое-то святотатство. Можно ли судить Ларису за горестную опустошенность, попытку цинического вызова обстоятельствам, явившуюся как выплеск отчаяния?» [23, 257].
Попробуйте дать ответ на вопрос как коллега литературного критика.
13. Вернисаж ученических рисунков «Трагедия героини в моем представлении» (Сюжеты рисунков: кукла-марионетка, чайка над пустыней, воздушный змей с гирей, препарированная бабочка под увеличительным стеклом, растение, вырванное с корнем и зажатое в кулаке, гитара-груша с изъеденной червем сердцевиной).
III. Итоги урока
Учитель. «Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл»,— писал А. Островский в одном из своих писем [23, 211].
И мы не ошибемся, если скажем, что «Бесприданница» рассказывает именно об этом «упразднении» человечности. И если ваша душа не осталась равнодушна к страданиям Ларисы, если вы переживали вместе с ней, восхищались искренностью и красотой ее чувств, значит, в вас произрастают зерна человечности. Мудрый Островский затронул струны и вашей души.
IV. Домашнее задание
Написать домашнее сочинение на одну из тем:
1. Лариса – «образ больших человеческих страстей» (А. Ревякин).
2. Мечта и действительность в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».
3. Современна ли пьеса А. Н.Островского «Бесприданница»?
Приложение
1. К структурной части урока ІІ. 5.
Текст романса на слова Е. Баратынского, используемый в пьесе Островского:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не хочу предаться вновь
Раз обманувшим сновиденьям.
Оригинал стихотворения Е. Баратынского «Разуверение».
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
2. Вопросы, на которые в течение урока нужно дать письменный ответ:
1) Изображение действительности в пьесах «Гроза» и «Бесприданница».
2) Изображение внутреннего мира героини.
3) Мотив искушения как ключ к пониманию мира Ларисы.
4) Романсовое начало в пьесе.
5) Трагедия одиночества или «драма гордости» (А. Кугель).
3. Материалы, к которым может обратиться учитель в процессе изучения пьесы А.Н. Островского:
1) Литературовед Абрам Львович Штейн назвал «Бесприданницу» «пьесой-романсом»: «Женщина с нежной и страстной душой, которую искушал овеянный загадкой и тайной обольститель, очарование и разуверение, убийство из ревности – вся сюжетная ситуация пьесы основана на мотивах и коллизиях романса. Перед нами драматизация романса, пьеса-романс. Отсюда ее музыкальное звучание» [28, 14].
2) Режиссер Э. Рязанов в 1984 году созданную им киноверсию «Бесприданницы» назвал «Жестоким романсом».
Жестокий (городской, мещанский) романс – фольклорный жанр второй половины XIX века в среде городского мещанства; это жалостливая любовная пьеса бытового содержания с драматическим сюжетом. Низовая среда, где создавались мещанские романсы, не могла придать своим творениям ни идейной глубины, ни тонкого психологизма. «Жестокими» городские романсы стали именовать за утрированно-сентиментальный характер: бушуют роковые страсти и разбиваются сердца.
Можно ли поставить знак равенства между «пьесой-романсом» и жестоким романсом?
3) А.Штейн: «Островский прочел историю женщины с романтической душой глазами реалиста. Перед нами романс с поправкой на реальность, с теми коррективами, которые вносят в романтическую ситуацию бессердечие, эгоизм и пошлость буржуазной жизни».
4) В.Ф. Комиссаржевская: «Меня хвалили в роли Ларисы в «Бесприданнице», но некоторые критики справедливо говорили, что я играю ее «по-своему», не даю того, что имел в виду Островский, что в моей Ларисе не видно ни типичного отпечатка старой провинции, ни типичных «цыганских» черт. Это произошло потому, что я уже тогда (бессознательно), по свойству своей индивидуальности, создавая образ Ларисы, не углублялась в типичность этого образа, а искала в ней обобщенную женскую душу».
5) Нина Алисова, первая исполнительница роли Ларисы в кино: «Великая ответственность перед женщиной – тема вечная. Всегда нужная. Любовь, Верность, Честность, Долг живут и всегда требуют защиты. Фильм «Жестокий романс» Э.Рязанова «Бесприданницу» приблизил к современности и заставил задуматься: а как мы живем? У нас не исчезла доброта? Всегда ли мы думаем о высоких материях и избегаем мещанства? Фильм приобщил, приблизил зрителя к истинно человеческим чувствам. Это потому, что за ним – Островский».
6) Театральный критик А. Р. Кугель: «Течение драмы в том, как сломалась гордая, самолюбивая натура Ларисы, а не в том, как вели на заклание обреченное существо... Личность – вот что главное в Ларисе. Крупное – вот что самое примечательное в ее облике. Сила, которую превращают в бессилие,– вот основная черта Ларисы».
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1490;