IV. Обобщение содержания первого действия. Составление опорного конспекта.
В последнее время появилось необычное словосочетание: «Новые русские». Так обычно называют людей, которые в условиях рыночной экономики сумели подняться наверх (не исключено, что с помощью не совсем законных средств). Они не только не скрывают (как это было ранее) высокий уровень своего благосостояния, но, напротив, всячески бравируют им, а вместе с тем не обладают признаками высокой культуры, нередко презрительно относятся к общепринятым нормам поведения и т. д.
Однако такой стиль жизни проявился не только в конце ХХ века. Он был характерным и для пореформенного периода в России, когда тоже происходила решительная ломка как экономического уклада, так и морально-этических норм и представлений. Можно ли назвать Дикого «новым русским»? Да ни в коем случае! Он-то как раз самый типичный «старый» (речь идет не о возрасте). А Кнуров? Вожеватов? Паратов?
Напомним, что в перечне действующих лиц Островский характеризовал Кнурова как крупного дельца последнего времени. Так с самого начала вводится указание на новое время, порождающее новых героев. Когда речь заходит о них, у содержателя кофейной мгновенно исчезает пренебрежительный тон. Вот сумрачно- молчаливый Кнуров ходит по пустому бульвару «для моциону», вот и Вожеватов приближается. Правда, в отличие от Кнурова, он все же разговаривает с местными жителями, но это по молодости. А когда станет старше, такой же будет. В каких-то мелочах новые хозяева жизни вынуждены лицемерить, учитывая общественное мнение. Например, нехорошо утром шампанское пить. Шампанское маскируется под чай. На самом же деле общественное мнение дельцы нового времени открыто презирают. И если уж надо, то пренебрегают им с таким цинизмом и наглостью, что обыватели уже не смеют их открыто осуждать.
Патриархальные быт и нравы еще сохраняются в Бряхимове, но теперь не они определяют развитие сюжета, психологию, поступки персонажей.
В «Бесприданнице» появляется принципиально новый мотив – деньги. Именно они определяют теперь все – и положение человека в обществе, и его судьбу, и уровень морали.
Познакомившись с героями пьесы, попробуем теперь составить схему образов драмы и характер ее конфликта.
Схема составляется совместно с учащимися и записывается в тетради.
Система образов. Суть конфликта.
|
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 2497;