II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе проверки домашнего задания
Беседа с учащимися, запись определений в тетради.
1) Какие толкования слова «драма» даются в словаре? Сколько их?
Первое: драма – род литературных произведений, написанных в форме диалога без авторской речи для постановки на сцене.
Второе: драма – произведение этого рода литературы серьезного, но не героического характера.
Третье: драма – тяжелое событие, несчастье, переживание, являющееся причиной глубоких нравственных страданий.
2) Какие из приведенных значений слова «драма» имеют отношение к пьесе «Бесприданница»?
Учитель дополняет ответы учащихся, цитируя А.Н.Островского.
А.Н.Островский о драме: «Драматический писатель менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, – это дает жизнь, история, легенда; его главное дело – показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» [23, 140].
3) В основе любого драматического произведения лежит конфликт.
Конфликт – (от лат. conflictus) – столкновение, противоборство противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций.
По воспоминаниям современников, первоначальный план «Бесприданницы» виделся Островскому совсем иным, чем в окончательном тексте пьесы. Но характерно, что с самого начала на первый план выдвигается тема денег, чего не было в «Грозе».
А.Н.Островский работал над «Бесприданницей» несколько лет: начал в 1874, закончил в 1878 году – срок для него очень большой. Обычно он писал свои драматические произведения гораздо скорее.
Сам драматург был доволен своим произведением. Он писал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений» [22, 619]. Но почему же новая пьеса не имела успеха? Почему никто из критиков не понял замысел автора? В «Бесприданнице» увидели банальное воспроизведение старой, неинтересной истории о глупенькой обольщенной девице… и ничего больше!
Давайте попытаемся разобраться.
4) Как строится драматическое произведение? Каковы основные его части? а) экспозиция; б) завязка; в) развитие действия; г) кульминация; д) развязка. Любое драматическое произведение начинается с «афиши» – перечня действующих лиц. Итак, перед нами «афиша» «Бесприданницы».
5) Что читатель может узнать из нее о пьесе? Отмечается место и время действия, подчеркнуто, что это современная пьеса, «действие происходит в настоящее время» [29, 8], то есть в конце 70-х годов ΧІΧ века. Это было время острейшей ломки и экономического уклада, и нравственных устоев, и общественных взглядов. В разговорах действующих лиц неоднократно упоминается выставка в Париже, куда собираются Вожеватов и Кнуров (последний надеется поехать туда с Ларисой). А Всемирная выставка в Париже и в самом деле состоялась в 1878 году.
Впрочем, изменения, происходящие в пореформленный период, затронули далеко не всех. В «Бесприданнице», как и в «Грозе», фон действия какой-то застойный, сонный. Гаврила, содержатель кофейной, объясняет Ивану, что они по старине живут.
Однако же есть некий круг в городе, который живет по-другому. В Калинове все жили и одевались одинаково – за исключением одного Бориса; в Бряхимове происходят все же заметные изменения. И дело даже не только в том, что это, по авторской ремарке, «большой город». Само время стало иным, и люди стали иными.
В «афише» указано социальное положение героев – значит, пьеса имеет социальную направленность; особое значение Островский придает костюмам героев. О многом говорит и смысл имен персонажей: Лариса означает – чайка, Харита – прелестница, Игнатий – цыганское имя и т. д.)
ІII. Работа над темой урока.
Работа над «афишей» (коллективная работа, в которой должно участвовать как можно больше учеников).
«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам».
Прежде всего, обращает внимание необычное имя: Харита (что означает в переводе прелестница). А не цыганского ли рода Харита Игнатьевна? Известный исследователь творчества Островского Филиппов пишет, что Харитами «обычно называли цыганок; а по-отчеству она Игнатьевна – сильно распространенное среди цыган прозвище… Отец Ларисы, принадлежащей к дворянской «порядочной фамилии», женился – что в те годы было нередким явлением – на цыганке, выкупив ее из табора. От этого брака и родилась Лариса…» [27, 404.]. Тогда становятся понятны цыганские мотивы, которые пронизывают всю пьесу: не только песни, но и сам быт огудаловского дома, который неоднократно сравнивается с цыганским табором.
«Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно».
Обратите внимание на авторскую подсказку.
Вопрос учащимся: разъяснить, как, по их мнению, можно одеваться «богато, но скромно» (как велика в данном случае роль противительного союза!).
«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием».
Имя и отчество Кнурова не дворянские, но это не простой купец (типа Дикого из «Грозы»). Нет, это именно делец, причем делец последнего времени. Причем подчеркивается его громадное состояние. Так читатель получает представление о тех возможностях, которыми обладает Кнуров. О костюме автор не упоминает, полагая, что и без того все понятно.
«Василий Данилыч Вожеватов, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
В «Грозе» только один Борис одет по-европейски. В «Бесприданнице» уже все действующие лица носят европейскую одежду. Но это обстоятельство подчеркнуто только по отношению к Василию Данилычу Вожеватову. Какова же скрытая авторская ирония! Да, внешне, казалось бы, европеец. А по сути? Вопрос пока остается без ответа.
«Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник». По наблюдению Б. Кастелянца, в данном случае имя, отчество и фамилия «образуют нарочито гротесковое сочетание… Имя римского императора дано человеку с очень обиходным, прозаическим отчеством. А фамилия? У В. Даля карандыш – коротышка, недоросток» [21, 33].
И, наконец: «Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Так кто же таков Сергей Сергеевич? Барин или делец, владелец пароходов, барж и т. д.? Ответ на этот вопрос мы получим позже.
Работа над текстом первого действия. Беседа с учащимися.
1) Какую роль в композиции пьесы вы отводите первому действию? (В нем дана экспозиция, происходит знакомство с персонажами, завязка событий.)
2) Как представлены в первом явлении Кнуров и Вожеватов? (выборочное чтение 2-го явления).
3) Кто их представляет? (Второстепенные герои.) Почему?
4) Как автор знакомит читателя с Паратовым? (Сначала мы узнаем о герое, затем появляется сам герой.) Что мы узнаем о нем?
5) Какой момент первого действия можно считать завязкой? (Сказанные слова: «Лариса Дмитриевна замуж выходит»).
6)Почему сообщение о замужестве Ларисы вызывает недоумение?
7) Как вы понимаете реплику Вожеватова: «Не то время. Сколько приданных, столько и женихов. Лишних нет»?
8) Как автор продолжает представлять своих героев? (Через уже представленных.)
9) Чтение по ролям явления 3.
10) Что вы узнали о доме Огудаловых, Ларисе, ее матери?
11) Есть ли в первом действии прогноз дальнейшего развития действия, судьбы Ларисы? (Конец явлений 2 и 4.)
12) Прав ли Кнуров, говоря, что Карандышев Ларисе не пара?
13) Чтение по ролям диалога Ларисы и Карандышева (явление 4).
14) Как автор передает нарастающую напряженность, драматизм событий?
15) Какое впечатление произвел на вас Паратов? Найдите в явлениях 6 и 7 реплики героя, характеризующие его наиболее ярко.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 3048;