Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса

Итак, различия между женщинами и мужчинами существуют, имеют эволюционное обоснование и во многом инстинктивную природу. К настоящему времени существует также и физиологическое, построенное на изучении действия половых гормонов объяснение особенностей поведения человека. Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин – эстрадиол. Существует 2 стадии влияния половых гормонов на мозг: первая, «организационная» имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая, «активационная» – во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучение поведения до и во время, во время и после пубертата. В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем). Соответственно, типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения (Кон И.С., 1982; Русалов В.М., 1993).

1. Наступательное эротическое поведение: от мужчин ждут инициативы, в то время как женщинам проявление эротических инициатив противопоказано, ибо оно приходит в противоречие с инстинктом. К. Лоренц в условиях эксперимента вынудил самку одной из рыбок плыть навстречу самцу, что привело последнего в состояние стресса, а половая щель у него надолго закрылась.

2. Агрессивное поведение[1]: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое.

3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины, воспринимают пространство, удаленность, скорость. Поэтому они и более чувствительны к этим измерениям.

4. Территориальное поведение: мужчинам свойственно «помечать» и проверять свою территорию, а также охранять ее границы, поэтому «Кто сидел на моем стульчике?» – типично мужская реакция, равно как разбрасывание и «забывание» вещей и пр.

5. Выносливость к боли: у мужчин изначально ниже болевой порог, чем у женщин, подготовленных природой к родам, поэтому они вынуждены прикладывать больше усилий, чтобы справиться с ней.

6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, в связи с чем у мальчиков часто отмечаются проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении, либо в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость, или персистентность, при выполнении задания без подкрепления: мужчинам ввиду их слабой обучаемости свойственно наступать на одни и те же «грабли» и ломиться в закрытые ворота.

9. Слабая связь с ближайшими родственниками: мужчины, как правило, меньше скучают по членам своей семьи, чем женщины, реже вспоминают о родителях.

10. Периферизация: тяга к созданию «групп» по интересам у взрослых и, особенно, подростков (клуб, гараж, рыбалка). Женщинам от этого отказаться намного легче.

11. Поиск приключения, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от монотонности и поэтому иногда бывают склонны хорошее, но уже известное, променять на непонятное и новое, отсюда – секрет их неожиданных на первый взгляд увлечений.

12. «Хищническое» поведение, связанное с охотой: тяга к соперничеству и опасностям, в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти в этом процессе соперников; победа без борьбы не приносит удовлетворения.

Конечно, не обязательно все программы проявляются у мужчин, но то, что перечислено, относится к сфере полового дипсихизма.

Этология пола

Изучение половых различий, помимо научной, преследует еще и прагматическую цель: вопреки этим различиям, достигнуть взаимопонимания мужчин и женщин, особенно в области объяснения репродуктивного поведения, потому что у человека, как это ни удивительно, сосуществует несколько форм брачных отношений (в то время как у любого другого биологического вида форма брачного поведения является системообразующим признаком). Попытки в этом направлении предпринимались видным отечественным этологом В.Р. Дольником (Дольник В.Р., 2003). Сравнительная этология, наука об инстинктивных основах поведения, использует метод сравнения программ между неродственными формами животных, родственными видами и между прямыми родственниками, что дает богатый сопоставительный материал, потому что эволюция брачного поведения человека, по-видимому, шла зигзагами, включая групповые и моногамные формы семьи (Хрестомат. 10.3).

У людей присутствует четыре формы брачных отношений:

· групповой брак

· полигиния (один мужчина и много женщин);

· полиандрия (одна женщина и много мужчин);

· и моногамия (один мужчина и одна женщина).

В последнее время, кроме того, все более распространенной оказывается одиночная материнская семья или непожизненные браки по любви.

В чем причина этого многообразия?

Программы, которыми у животных руководствуется самка в своем родительском и брачном поведении, могут не совпадать: так, ей не всегда удается получить самца с элитным генным набором, потому что он может быть уже занят. Однако потомство нужно воспитывать. И в таких случаях иногда получается, что, например, самка гнездового вида имеет детей вовсе не от того самца, с которым вьет гнездо, что и было обнаружено лишь недавно благодаря методам биохимического анализа.

Размножение в человеческом сообществе имеет несколько важных отличительных особенностей. Если в мире животных способность к спариванию у самок обнаруживается один-два раза в год, активируя репродуктивное поведение до того спокойных самцов, а в другое время интереса полов друг к другу нет, то у людей все происходит иначе. Самка животных демонстрирует свою готовность к копуляции посредством увеличения молочных желез; женщины же способны вести половую жизнь непрерывно с момента полового созревания, не прерывая ее во время беременности или менструального цикла. При этом момент созревания яйцеклетки (овуляция) остается скрытым не только от других, но и от нее самой. Для чего нужна такая избыточная с точки зрения задач размножения сексуальность?

По-видимому, ответ на этот вопрос выводит за пределы интересов отдельного индивида. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Вот для этого, по-видимому, и существует механизм избыточной гиперсексуальности женщины, благодаря которому она может использовать половую жизнь для поощрения и удержания мужчины (Моррис Д., 2001). По мнению этнографов, впрочем, избыточная гиперсексуальность принесла также много вреда, в силу чего и возник запрет на демонстрацию сексуальных достижений (что распространено в мире животных).

Таким образом, чем медленнее взрослеют дети, тем сильнее выражена потребность в социальной жизни, и опыт групповой (приводящий в конце концов к возникновению культуры) начинает преобладать над семейным опытом. И человек вышел из-под действия естественного отбора, потому что главным фактором выживания стала не генетическая информация, а внегенетические знания (Дольник В.Р., 2003; Кон И.С., 1982).

Этология изучает и проблему доминирования полов. В мире животных равноправия полов практически не существует, что способствует четкому разграничению ролей и функций. Если же, например, это иногда встречается, то влечет за собой противоборство полов. Так, например, у птичек ремезов насиживать яйца способны и самка, и самец, но каждый старается взвалить эту обязанность на другого. В результате их «переговоров» треть кладок погибает, в десяти процентах случаев яйца насиживает самец, а в почти двух третях случаев самцы пересиливают самок. Поэтому этология относится к идее равенства полов с большим сомнением, обращая внимание на то, что в истории культуры это всегда вело к снижению стабильности брака, потому что ради него нужно подавлять древние инстинкты.

Таким образом, можно сказать, что отношения между полами «обслуживают» не только задачу размножения, но и установление и поддержание социальной иерархии. Эта задача также переходит из животного мира к людям, что и порождает отношения специфической зависти, отмечаемые в рамках психоанализа. Так, А. Адлер, вслед за К. Хорни, также утверждал, что существует очень много женщин, стремящихся стать мужчинами, а связано это в основном с тем, что «мужчины и мальчики чувствуют себя в семье гораздо комфортнее, их не утомляют мелочами, они намного свободнее в различных жизненных ситуациях, и эта высшая свобода мужского пола заставляет девочек чувствовать неудовлетворенность своей ролью» (Адлер А, 1997. С. 107).

А в античные времена, как отмечает исследователь древней культуры М. Фуко, отношения между полами символизировали также еще и имущественные отношения, что закрепилось в лексике, относящейся к половой жизни: так, женщины «отдаются», а мужчины «овладевают», соответственно, потеря и обеднение для одних сопутствует символическому обогащению других, а их интересы переживаются не как взаимные, а как антагонистические (Фуко М., 1998). Согласно же другой точке зрения, античные мужчины в процессе ухаживания часто прибегали к дарению, то есть вступали в диалог с женщинами и уговаривали их, тем самым демонстрируя уважение к их личности (История женщин, 2005).

Д.Моррис выделяет 10 функций секса, которые имеют преимущественно социальное содержание. «В этой области мы терпим серьезный крах в попытке отделить основную, репродуктивную, функцию сексуальных отношений от второстепенных, и все же в условиях людского зверинца это не помешало превращению секса в многофункциональный суперсекс, несмотря на подчас катастрофические последствия для самих людей» («Людской зверинец»).

1. Секс для воспроизведения потомства

2. Секс для создания пары

3. Секс для сохранения пары

4. Физиологический секс

5. Секс ради эксперимента

6. Секс ради удовольствия

7. Секс как способ времяпрепровождения

8. Успокаивающий секс

9. Коммерческий секс

10. Секс ради статуса

 

Три первые связаны с репродуктивными задачами, остальные – с познавательными, психотерапевтическими и социальными потребностями. Все вместе эти функции обеспечивают использование секса как орудия манипуляций и ценность.

 








Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1432;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.