Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования.
Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4 большие сферы:
1) Экономическая (материально-производственная) единство производства, потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий жизни людей:
Компоненты:
I. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы материально-производственной сферы)
II. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности человека)
III. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального производства)
2) Социальная – этнические общности людей (род, племя, национальность, нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне). Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная ф-я изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его социальной сферы.
3) Политическая: - на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. - На определенных этапах они образуют целую специфическую систему общественных институтов управления, включающие в себя самые различные органы. - Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы общества. - Социальная ф-я изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе, его связь с ним.
4) Духовное: -- она включает ф-ю, религию, художественные, правовые политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. -- все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. -- Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками:
- основываются на формах общественного сознания.
- Включают определенные типы духовной деятельности.
- Есть институтолизированные подсистемы общества.
Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру.
Производственные отношения охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства мат благ, обмена или их распределения. Люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности. характер по определяется способом соединения производителя со средствами производства, те формой собственности. Рента, владение, зарплата и др. Это есть отношения собственности. Новые - акционирование, долевое участие и др. Частная, коллективная, государственная собственность и др.
Другие общ отношения возникают на основе пр отн. Например, по - отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практической деятельности между представителями разных профессий. Отношения распределения мат благ происходят из отношений собственности и условий оплаты.
Экономическая жизнь – важнейшая сфера общества, является прародительницей всех остальных сфер. Материальное прои-во – основа общ. жизни. Материальное пр-во – общественный процесс производства социальных жизней людей, общественных связей, в которые они вступают в процессе жизнедеятельности. В мат. пр-ве выделяют две подсистемы: 1 Технологический способ пр-ва – взаимодействие людей со ср-вами труда. 2 Экономический способ пр-ва – общественный способ взаимодействия производительных сил и произв. отношений, позволяющий обществу функционировать.
Экономическая сфера включает в себя:
1 Производительные силы. Произв. силы выражают активное отношение людей к природе. Включают в себя три элемента: 1 человек; 2 средства труда; 3 предмет труда.
2 Производственные отношения. Произ. Отношения – это общественные отношения людей и их общностей в процессах экономической деятельности.
Основное содерж-е. произв. отн-ий определяет собственность на ср-ва пр-ва.
Выделяют отношения: 1 Непосредственно в сфере производства. 2 В сфере распределения. 3 В сфере обмена. 4 В сфере потребления.
Деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу хи осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать их от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. (Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Ценность – это субъективно-объективная реальность. Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности).
Принято различать материальную и духовную культуру. Хотя они цельны.
К материальной культуре прежде всего относят средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в "вещной" форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества.В истории фил мысли цив фигурирует в контексте всемирно-исторического процесса. Цивилизация есть та ступень общ развития, на которой разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе. Понятием цив охватывается природа и уровень развития мат и дух культуры, результаты соц-культурной деятельности общ, его роль в решении глобальных проблем человечества.
б) бытие объективированного духовного - Идеи (бессмертные) обособляются от индивидуального процесса сознания. К нему относятся идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искуственные языки. Самые ценные идеи отбираются, накапливаются образуя духовное богатство цивилизации. Материализация духовного через действия в предметах и процессах зависит от наличия материальных средств для реализации духовного и от правильности отражения.Самое ценное накапливается и становится богатством цивилизации. язык+ культура=(внеиндивид.) духовное;
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 746;