Проблема «частоты» и эволюционные стратегии фирм.
«Рутины» и проблема «частоты». Эволюционная теория экономических изменений обозначила проблему «частоты»: если есть набор рутин, обеспечивающих наибольшую приспособляемость применяющим их фирмам, то каков эволюционный механизм поддержания «видового» разнообразия, без которого нет развития? Возможным ответом на этот вопрос, появившимся первоначально в связи с попыткой модифицировать теорию монополистической конкуренции, может быть концепция эволюционных стратегий фирм. Её выдвинул в 1990 г. российский экономист, профессор Финансовой академии Андрей Юданов, основываясь на типологии эволюционных стратегий биологических видов, предложенной российским экологом Леонтием Григорьевичем Раменским (1884-1953).
Фирмы, действующие в рыночной экономике, можно свести к четырем основным типам:
— «виоленты» («сильные») — крупные предприятия, основным источником мощи которых являются высокая эффективность массового производства и низкие издержки за счёт экономии на масштабе;
— «патиенты» («нишевые» производители) — специализированные предприятия, в совершенстве овладевшие искусством удовлетворять запросы потребителей в какой-либо узкой области;
— «эксплеренты» («открыватели») — компании-пионеры, сделавшие ставку на открытие и создание принципиально новых продуктов и рынков;
— «коммутанты» — мелкие неспециализированные предприятия, благодаря гибкости готовые включиться в любой бизнес, приносящий прибыль.
«Системные вакансии» и жизненные циклы фирм.Типология фирм, предложенная Юдановым, соответствует новому пониманию механизма эволюции, сложившемуся к концу ХХ в. под влиянием учения великого русского учёного В. И. Вернадского о биосфере: естественный отбор действует в первую очередь как заполнение экологической ниши — системной вакансии. Это сходство усиливают определения, заимствованные у швейцарского эксперта по менеджменту Х. Фризевинкеля и дополняющие вышеприведенную классификацию фирм зоологическими метафорами: «хитрые лисы» (патиенты), «серые мыши» (коммутанты), «гордые львы», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты» (виоленты). Для эксплерентов Юданов предложил собственную метафору «первые ласточки».
В отличие от мира фауны, в мире фирм возможны превращения одних видов в другие, но не любые. Фирма-«мышь» имеет сравнительно с другими преимущества в возможности резких изменений сфер деятельности, но её подстерегает опасность стать обречённым «переростком», если не найти свою специализированную нишу, превратившись таким образом в «лису». Для «лисы» проблемой является перерастание занятой ниши — освоение массового производства; в случае успеха фирма превращается в крупную компанию-«льва». Эволюция виолентов обусловлена расширением «системной вакансии» — проникновением в новые сферы деятельности, закрепление в которых придаёт фирме устойчивость «слона»; но не исключены утрата динамизма или управляемости, а вместе с ними и прибыльности — судьба «бегемота».
Значение малых фирм-эксплерентов в развитых экономиках резко возросло вследствие структурных сдвигов последней четверти ХХ в., открывших новые возможности для мелкого и притом наукоёмкого бизнеса. «Ласточки», удачно попавшие в поток прорывного научно-технического прогресса, превращаются в «львов» и «слонов», хотя большинство эксплерентов неизбежно погибает.
Впоследствии Юданов применил также метафору «газели», введённую американским экономистом Д. Бёрчем для обозначения быстрорастущих фирм, создающих большинство новых рабочих мест. По мнению Юданова, подкреплённому анализом быстрорастущих фирм в российской экономике, «газели» воплощают целенаправленные механизмы в экономической эволюции; основатели таких фирм сознательно ищут перспективную нишу («прогнозная среда»), накапливают ресурсы и не щадят сил для её занятия (адаптация к реальной среде), ускоряя распространение удачных рутин по всей экономике.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 703;