ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС 4 страница

1/. Папирусообразная (в виде цветка папируса)

2/. Лотосовидная (в виде цветка лотоса)

3/. Пальмовидная (в виде финиковой пальмы)

4/. Сложная или композитная

5/. Гаторическая – с изображением головы богини Хатор

6/.Бутонообразная.

Между капителью и архитравом лежал абак – каменная плита, по высоте равная архитраву – горизонтальной балке. Антаблемент обычно состоял из архитрава, валика и выкружки. Колонны гигантских размеров обычно ставились в храмах, изображая «священный лес» загробного мира, а потолок расписывался в виде звездного неба.

 

4. Одной из ярких страниц в истории Египта был 17-летний период правления фараона Аменхотепа 1У (Эхнатона) - фараона-еретика, пытавшегося подорвать всесилие жрецов и потомственной знати. На 6-м году царствования он начинает строить новую столицу – г. Ахетатон (в современном варианте Тель-эль-Амарна). В планировке этого города хорошо прослеживаются новые, более демократичные принципы устройства египетского общества. В своей борьбе фараон опирается на средние слои населения, формируя новую знать из числа способных людей незнатного происхождения, так называемых «сирот». В новой столице строятся храмы и жилые усадьбы совершенно иного типа, чем в Фивах. Ахетатон, как и Фивы, был городом линейного типа, т.е. его застройка формировалась вдоль одной широкой главной улицы – «Дороги Процессий», которая представляла из себя пальмовую аллею. В новой столице было три дворца: Северный Центральный и Южный. Северный дворец, огражденный глухой стеной, имел очень четкую, упорядоченную структуру плана. Он был разделен на две зоны: жилую и культовую. Ядром каждой зоны был большой прямоугольный внутренний двор шириной 45 м. Во дворе жилой зоны был сделан большой бассейн. В городе нет четкого деления территории на кварталы, бедные и богатые дома соседствуют друг с другом, хотя богатые располагаются преимущественно вдоль главных улиц. Отдельные части города были заселены ремесленниками по профессиональному признаку. Один из кварталов города (восточный) был обнесен глухой стеной. Он имеет 5 узких улиц, застроенных одинаковыми сблокированными домами размером в плане 10 на 5 м. Очевидно. Этот квартал населяли рабы, занятые на строительстве гробниц.

Богатые жилые усадьбы располагались на участке размером около 70 на 70 м., обнесенном высокой кирпичной стеной. Половину участка занимал сад с бассейном или колодцем. Жилой дом был окружен хозяйственными постройками (загоны для скота, кладовые, хлебопекарня, помещение для слуг). Главный вход в дом был ориентирован на север. Уровень пола был поднят на 1м. выше уровня земли. Планировка основных помещений дома была близка к анфиладному типу: из прихожей дверь вела в приёмную, перекрытие которой опиралось на деревянные колонны. Приёмная могла быть сделана в виде открытой лоджии. Это помещение вело в главный приёмный зал или столовую. Еще одна лоджия выходила на запад. Эта группа помещений имела повышенную высоту. Крыша была плоской. Центральные помещения освещались верхнебоковым светом, (оконные проемы устраивались в верхней части стен благодаря перепаду высот помещений). С южной стороны к основным помещениям примыкали жилые помещения, комнаты для гостей, ванные и туалеты. Сточные воды собирались в сосуд, расположенный ниже уровня пола. В холодное время года главная комната обогревалась жаровней. Планировка жилого дома нашла отражение и в планировке гробниц того времени.

 

5. Уже в период правления Сети 1 и Рамзеса П появляются изменения в архитектуре храмов. Заупокойный храм Сети 1 в Абидосе, сохраняя осевую композицию и трехчастную структуру, имеет ряд отличий: последовательное расположение двух открытых дворов с односторонними портиками, гипостильный зал заканчивается рядом из 7-ми одинаковых крытых сводами святилищ, к которым ведут 7 проходов, но центральный проход всё же шире остальных. В задней части храма, врезанной в скалу, возникает поперечная ось движения и боковая юго-восточная пристройка, где располагалась гробница фараона и ряд камер.

Постепенно размеры храмов становятся меньше, их облик приобретает более светский характер. Заупокойный храм Рамзеса П (Рамессей), построенный около 1250 г., обстроен целой системой дворцовых и складских помещений и конюшен, превышающих по площади сам храм. В этих изменениях сказалось влияние архитектуры Передней Азии (Месопотамии). От которой Египет также перенял сводчатые перекрытия небольших продолговатых в плане помещений. Развитый тип дворцово-храмового комплекса представляет собой комплекс-крепость в Мединет-Абу.

В период правления Рамзеса П появился новый тип храмов – это пещерные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм был посвящен Амону Фиванскому и богу восходящего солнца Ра. Его фасад ориентирован на восток так, что первые лучи восходящего солнца проникают через всю анфиладу залов до самого святилища. Все традиционные формы египетских храмов интерпретируются здесь применительно к особенностям рельефа. Вместо дороги процессий – лестница, вырубленная в скале, пилон оформлен в виде ниши трапециевидной формы, перед которой сделана терраса. С обеих сторон от входа расположены по две колоссальных (20 м.) сидящих статуи Рамзеса П, вырубленных из монолитной скалы Первый зал, соответствующий открытому двору в «типовой» структуре наземного храма, оформлен вдоль центрального прохода двумя рядами столбов квадратного сечения, к которым прислонены осирические изображения Рамзеса П. Роспись потолка изображает небо с парящими коршунами. Второй зал, соответствующий гипостильному, имеет 4 колонны, затем следует небольшой поперечный зал и святилище, где хранилась священная ладья. Кроме того, имеются продолговатые по форме хозяйственные помещения и кладовые. Высота потолка понижается по мере приближения к святилищу.

В Поздний период, в связи с ослаблением экономической мощи Египта, уже не строились колоссальные сооружения, чаще делались лишь пристройки к существующим. Постепенно нарастает греческое влияние в архитектуре. Новый подъем храмового строительства произошел при династии Птолемеев. Наиболее известными постройками этого времени являются храм Гора в Эдфу, храм Хатор в Дендера и комплекс на о. Филе близ Асуана.

Храм Гора в Эдфу строился с 237 по 57 гг. до н.э. Он выдержан в строгих формах и имеет четкую структуру плана. Его пропорции становятся ближе к пропорциям человеческого тела. Храм полностью покрыт изображениями, как снаружи, так и внутри. Шкала переходных размеров в фигурах рельефов пилона связывает их с человеческим ростом. Новым элементом является обходной коридор между внешней оградой и наружной стеной храма, использовавшийся только жрецами. Открытый двор имеет вид перистиля, открытого в сторону входного зала – новой части храмов Эллинистического периода, расположенной перед гипостильным залом. Он имел три ряда колонн с проходом по центральной оси. Высота этих колонн превышает высоту колонн гипостильного зала. Характерно то, что колонны в одном ряду имеют разные капители, симметрично повторяющиеся относительно центральной оси.

Гипостильный зал имеет всего 12 колонн. Святилище превратилось в небольшое замкнутое помещение, имеющее один вход по основной оси движения. Центральное пространство святилища занимает помещение, где располагалось изображение главного божества. Это помещение окружено с трех сторон более мелкими помещениями, где находились статуи других божеств.

 

6. Усиление Египта и рост его богатства в период Нового царства сказались и на развитии искусства. Развивается художественная промышленность, значительно возрастает уровень художественного мастерства.

Росписи появляются теперь не только во дворцах и гробницах, но и в жилых домах зажиточных горожан. Основной темой росписей был растительный мир: потолок оформлялся в виде неба с птицами, на полах и стенах изображалась вода и болотные растения. Живопись становится более декоративной, появляются новые сюжеты (сцены пиров, изображения танцовщиц и музыкантов, военные сюжеты и сцены приношения дани иноземцами, показываются трудовые процессы: строительство, ткачество и др.). Техника росписей была близкой к темперной живописи: земляные и минеральные пигменты разводились на яичном растворе с добавлением клея. Готовая роспись покрывалась лаком, смолами, воском. Торговые и культурные связи с Крито-микенской культурой сказались в изменении стилистики изображений: господство канона перестало быть абсолютным, усиливаются реалистические черты, появляются новые ракурсы в изображении тела человека (изображения лиц анфас, сложных движений тела акробатов, танцовщиц, изображения экзотических животных в движении). Развивается декоративная орнаментика и прикладное искусство. В изготовлении мебели применяются ценные породы дерева, инкрустация, появляется необыкновенное разнообразие форм со стилизацией фигур животных. Ножки часто оформляются в виде львиных лап. Появилось многообразие и в мелкой пластике: туалетные ложечки в виде плывущих девушек с цветком или раковиной в руках, нагрудные украшения и подвески с изображениями сокола, скарабея, леопарда, деревянные гребни с фигурками негров, стеклянные и алебастровые сосуды для благовоний, мелкие ювелирные изделия из золота и бронзы.

Усиление реалистических тенденций в искусстве особенно заметно в памятниках Амарнского периода. Скульптурные портреты фараона Эхнатона и царицы Нефертити часто отступают от канона, иногда даже преувеличиваются физические недостатки тела. В рельефах появляются бытовые сюжеты из жизни царской семьи. Замечательные произведения искусства были найдены в гробнице фараона Тутанхамона – преемника Эхнатона. Настоящим шедевром мирового искусства стала его золотая маска, так же известны всему миру портретные бюсты царицы Нефертити, найденные в мастерской придворного скульптора Тутмеса.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Комплекс храмов в Карнаке

2. Аллея сфинксов

3. Пилон

4. Гипостильный зал

5. Египетский ордер

6. База

7. Ствол

8. Капитель

9. Архитрав

10. Антаблемент

11. Папирусообразная капитель

12. Лотосовидная капитель

13. Пальмовидная капитель

14. Бутонообразная капитель

15. Гаторическая капитель

16. Осирический столб

17. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

18. Ахетатон (Тель-эль-Амарна)

19. Северный дворец в Ахетатоне

20. Гробница Тутанхамона

21. Рамессей

22. Комплекс в Мединет-Абу

23. Храм Рамзеса П в Абу-Симбеле

24. Храм Гора в Эдфу

25. Комплекс храмов на о.Филе

26. Храм Хатор в Дендера

 

 

ТЕМА 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ

 

ЛЕКЦИЯ № 1: ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МЕСОПОТАМИИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Географическое положение региона, экономика и политическая история Междуречья в древности. Историческая периодизация.

2. Культура Шумера. Первые города-государства.

3. Материалы и конструкции в архитектуре Месопотамии.

4. Зиккурат как архитектурный тип сооружения.

5. Архитектура жилища и дворцов.

6. Основные типы городов и их структура. Развитие принципов градостроительства Месопотамии.

 

1. Месопотамией (в переводе с греческого – Междуречье) в древности называли низменную долину между реками Тигр и Евфрат (в настоящее время – территория Ирака). Благодаря возможности орошаемого земледелия первые государственные образования появились здесь еще в V – IV тысячелетиях до н.э. сведения о древних культурах Месопотамии мы находим в Библии, у древнегреческого историка Геродота, в период греко-македонского господства вавилонский жрец Берос написал на греческом языке «Вавилонскую историю». В середине Х1Х в. начались раскопки холмов в Месопотамии, под которыми были найдены руины городов и отдельных сооружений. С 1802 г. началась работа над расшифровкой клинописи, которая завершилась в начале ХХ в.

Месопотамия представляет из себя низменную, местами заболоченную равнину, климат здесь жаркий, осадки выпадают крайне редко (в основном, зимой), древесной растительности очень мало, почва, в основном, глинистая.

Множество кочевых и оседлых народов населяли территорию Месопотамии, множество государств существовало на ее территории, находясь в постоянном противостоянии друг другу. Многочисленные военные столкновения оказали значительное влияние на образ жизни народов этого региона, на характер архитектурных форм, структуру городов. Первые города-государства на территории Месопотамии появились уже в 1У - Ш тысячелетиях до н.э., в основном, вдоль течения реки Евфрат и на берегу Персидского залива, который в те времена вдавался в сушу на 100 км глубже, чем теперь. Самым древним народом, создавшим цивилизацию на юге этого региона был народ шумеры. Происхождение этого народа до сих пор не выяснено, его язык расшифрован не полностью. Известно, что культура шумеров была очень высокоразвитой для своего времени и легла в основу всех более поздних культур Месопотамии.

Необходимость сооружения оросительных каналов и запруд-водохранилищ требовала большого количества рабочей силы. Уже в период перехода от первобытности к образованию первых городов-государств шумеры использовали рабский труд населения покоренных общин, рабов приносили в жертву богам и умершим царям. Управление племенными делами постепенно захватывает в свои руки племенная аристократия, стремящаяся к захвату лучших земель. Государства возникают из необходимости обеспечения для рабовладельческой знати господствующего положения в обществе. Храмовое хозяйство было государственной собственностью, его доходы шли на содержание государственного аппарата и жречества. Каждый город-государство имел свой главный храм, посвященный одному из богов. Все государственные посты и жреческие должности занимали представители знати – крупные землевладельцы. Большинство населения составляли земледельцы-общинники, т.е. земля принадлежала не отдельным крестьянам, а общинам. В течение длительного времени сохраняется народное собрание, но постепенно социальная роль свободных общинников снижается и племенные вожди превращаются в царей.

Севернее народа шумер жили пастушеские племена семитов, постепенно, по примеру шумеров они начали строить города. Крупнейшим из них стал Аккад. В ХХШ в. до н.э. аккадский царь Саргон 1 объединил Шумер и Аккад в единое государство. Его сын Нарам-Син продолжил политику отца и в процессе своих завоевательных походов вышел к Средиземному морю. Это государство просуществовало около 100 лет, а после было разгромлено кочевниками–кутиями. Но в конце ХХII в. до н.э. Вся Южная Месопотамия снова объединилась в государство под властью III династии города Ур. Наступает период недолгого расцвета восточной деспотии: производится бронзовое оружие, сооружаются богатые гробницы, строятся храмы и зиккураты. В начале II тысячелетия до н.э. эта держава распалась под натиском амореев и эламитов, появляются мелкие государства Исин и Ларса, а также царства Эшнунна и Мари, Где утвердились аморейские династии, которые постепенно ассимилировались с местными народами. Позже, в ХIХ в. до н.э. на основе ассимилированной культуры Шумера и Аккада возникает более высокая культура – культура Вавилона, который на два тысячелетия станет одним из крупнейших центров в этом регионе.

Около 1895 г. одна из аморейских династий обосновалась в небольшом городе Вавилоне, находившемся в северной части государства Исин. Расцвету Вавилона способствовал приход к власти шестого царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Вавилон стал столицей государства, объединившего почти всю южную Месопотамию. В это же время на севере Месопотамии возникает мощное государство семитских племен Ассирия со столицей г. Ашшур. Ассирия занимала выгодное географическое положение на пересечении караванных путей. Царь Вавилонии Хаммурапи вел захватнические войны. Чтобы укрепить свое положение на захваченных землях, он построил большой оросительный канал. Наиболее крупными победами Хаммурапи были захват царства Мари с разрушением столицы и дворца до основания и подчинение Ассирии и Элама. Хаммурапи создал первый в мире свод законов, зафиксированный на специальной плите из черного базальта, которая называется Стела Хаммурапи. Так образовалось Старовавилонское царство – мощное централизованное государство, первое в Западной Азии. Но оно просуществовало недолго: наследники Хаммурапи не сумели укрепить свои позиции, на территорию. Царства стали вторгаться кочевники (касситы, эламиты). В ХУ1 в. до н.э. нашествие хеттов и касситов на 400 лет прерывает развитие Вавилонского государства, на арену истории выходит другое мощное царство – Ассирия. Вавилония еще долгое время была полунезависимым государством, однако, Ассирия постоянно посягала на власть в ней. В феврале 702 г. до н.э. войска ассирийского царя Синаххериба разбили войска халдейско-эламского союза и Вавилон был покорен. Сын царя Синаххериба был назначен царем Вавилона, но вскоре был захвачен эламитами. К 691 г. до н.э. была создана антиассирийская коалиция: Вавилон, Элам, арамеи, мидийцы, персы. В результате восстания этой коалиции против царя Синаххериба была предпринята осада Вавилона в 689 г. до н.э., Вавилон был полностью разрушен, его улицы – затоплены водами Евфрата.

В ХIV – VIII вв. до н.э. происходит превращение Ассирии в сильную военную державу. Роль царя – военачальника в государстве усиливается, ассирийские войска стремятся захватить земли вдоль течения Евфрата – основные торговые пути. В 1116 – 1090 гг. до н.э. царь Тиглатпаласар значительно расширил пределы Ассирии (до Ливанских гор и Финикии и до Черного моря) и фактически не имел соперников в Передней Азии. Во второй половине ХШ в. до н.э. Ассирия достигла наивысшего могущества, ассирийцы разграбили Вавилон, осуществляли удачные набеги на хеттов. В Х1Х в. ассирийская территория подверглась набегам арамеев, государство временно ослабло. В Х в. до н.э. Ассирия восстановила свою военную мощь и в Х1 в. до н.э. возобновила завоевания. Ассирийца перешли к изготовлению железного оружия, начали употреблять стенобитные метательные орудия (баллисты и катапульты). Ассирийский царь Ашшурнасирапал II (883 - 859 гг. до н.э.), прославившийся необыкновенной жестокостью, безжалостно разрушил города Месопотамии и Сирии, население обращалось в рабство и переселялось на другие территории. На переселенцев-рабов возлагалась строительная повинность.

В 722 – 705 гг. при царе Саргоне II Ассирия еще более усилила свое влияние в регионе. Саргон II разрушил столицу Израильского царства Самарию и выселил из Израиля 27000 жителей. Территория Израиля была включена в состав Ассирии. На Северо-востоке Саргон II разгромил царство Урарту, в 710 г. до н.э. он покорил Вавилон, но позже вернул Вавилону автономию. В 707 г. до н.э. Саргон II построил новую столицу-резиденцию г. Дур – Шаррукин. При царе Синаххерибе (705 – 681 гг.) столицей Ассирии стал город Ниневия, где царь построил новый дворец. При царе Ашшурбанапале Ниневия достигла расцвета. В результате раскопок Ниневии, предпринятых в 1849 г., были обнаружены руины дворца, множество рельефов и скульптур, изразцовые стены, мозаики. Ниневия была богатым торговым городом, политическим и хозяйственным центром Ассирии, центром науки и искусства. Здесь была самая большая в Месопотамии библиотека - хранилище “глиняных книг” (клинописных таблиц, сложенных в корзины).

В 671 г. до н.э. Ассирия захватила Египет, не него была наложена дань в 180 кг. Золота и 9 т. серебра ежегодно. Таким образом, Ассирия постепенно превратилась в империю.

В 626 г. власть в Вавилонии захватил халдейский вождь Набопаласар, одновременно усиливается государство Мидия. Набопаласар и Киаксар (правитель Мидии) объединяются в борьбе против Ассирии. В июле 614 г. до н.э. мидяне проникли в Ассирию и достигли Ашшура, котороый был взят штурмом и разграблен. Весной 612 г. до н.э. Набопаласар и Киаксар направились на Ниневию.

После трехмесячной осады Ниневия была взята, дворец царя сожжен. В 605 г. до н.э. вавилонский царевич Навуходоносор в союзе с мидянами разгромил объединенное ассирийско-египетское войско и существования Ассирийской державы прекратилось.

После разгрома Ассирии вновь усиливается Вавилония. Город Вавилон заново отстраивается и превращается в блестящую столицу, крупнейший религиозный, политический и культурный центр региона. Этому способствует его удачное географическое положение на пересечении водных и караванных торговых путей. Могущество Вавилона продолжалось до 539 г. до н.э., когда он был захвачен персами.

В сложной, запутанной истории Месопотамии современные исследователи выделяют 4 основных периода:

1. Шумеро – Аккадский - ХХХII –ХVII вв. до н.э.

2. Старовавилонский - ХIХ – ХVI вв. до н.э.

3. Ассирийский - ХV-ХII, IХ – VII вв. до н.э.

4. Нововавилонский - VII – VI вв. до н.э.

 

2. Шумерские города-государства начали возникать уже в конце IV тысячелетия до н.э. Древность культуры шумеров и то значительное наследие, которое она оставила, позволяют отнести её к числу базовых мировых культур: её влияние ощущается во всех последующих культурах всего региона Передней Азии, а через эти культуры оно распространяется далее, в культуры европейские. От шумеров соседние с ними народы переняли прежде всего письменность – клинопись на глиняных табличках, а также пантеон основных богов, стилистику и жанровое разнообразие форм искусства. Шумерские города Лагаш, Ур, Киш, Ниппур, Шуруппак, Эриду и другие постоянно соперничали между собой за власть в регионе. У власти в городах-государствах стояли вожди-жрецы (энси). Ирригационное хозяйство принадлежало храмам. Энси также руководили производством строительных работ. Правитель крупных городов или их объединений – лугаль – был также крупным военачальником. Народное собрание и совет старейшин контролировали его деятельность. Усиление военной мощи правителя и ослабление демократических начал в обществе позже привели к возникновению государств-деспотий.

В 1927 – 1928 гг. английский археолог Леонард Вуллей начал раскопки г. Ура – одной из древних столиц шумеро-аккадского государства. Здесь были обнаружены остатки дворцов, зиккурата, царские гробницы. В дальнейшем были найдены и другие города: Урук, Лагаш, Мари, Ниппур, Ларса. В них также были найдены остатки дворцов, зиккуратов, крепостных и ирригационных сооружений, жилых и общественных построек, библиотек, некрополей. В гробницах г. Ура было найдено множество золотых ювелирных украшений, медных, серебряных и керамических чаш и кубков, статуэток , музыкальных инструментов, головных уборов, фигурок «золотого тельца» Изделия свидетельствуют о высоком уровне мастерства обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе авторов. Наиболее известные находки в гробницах Ура: ювелирные украшения и золотой головной убор царицы Шуб-ад, инкрустированный перламутром и ракушками на синем фоне «штандарт» с изображением сцен войны и мира, футляр для арфы с объемным изображением головы быка, царский шлем из сплава золота и серебра в виде сложной прически. В городе Лагаш были найдены глиняные таблички с изображением фантастических животных: птиц с львиными головами, быков с человеческими головами, змей с крыльями. Некоторые из этих животных позже стали использоваться для обозначения созвездий Зодиака (например – Козерог_с туловищем козы и хвостом рыбы). В городе Лагаше было найдено несколько статуэток вождя - энси Гудеа, который активно руководил строительством. На одном скульптурном изображении он держит на коленях глиняную табличку с чертежом плана здания.

В каждом городе был зиккурат, на вершине которого был храм, посвященный богу города. Основные боги были персонифицированными явлениями природы:

Ан (Ану) – бог неба;

Энлиль – бог воздуха;

Энки – владыка подземных вод и бог мудрости;

Наннар (Син) – бог Луны;

Уту – бог Солнца;

Инанна – богиня Утренней звезды Венеры и богиня любви.

Остатки наиболее ранних храмов были найдены в г. Уруке. Первые постройки из сырцовой глины были непрочными и строились на месте старых. Необходимость защиты от наводнений обусловила сооружение храмов на платформах, облицованных обожженным кирпичом. Так как дерева было мало, обжигать большое количество кирпича в Шумере не могли, поэтому ядро построек было сырцовым и они почти не сохранились. Есть несколько реконструкций храмов в Уруке, Эриду, Тепе-Гавра. Они имеют симметричный план, вход заглублен в нишу, главное пространство храма имеет форму квадрата или прямоугольника и расположено в центре, вокруг него – вспомогательные помещения. Освещались помещения через небольшие проемы в верхней части наружных стен. Снаружи стены храма были украшены выступающими лопатками или нишами. Поверхность стен сохранила следы окраски в белый или красный цвет, платформы иногда покрывались природным битумом и поэтому были черными. Стены храмов и внутренние столбы опор украшались цветной мозаикой из керамических «гвоздей», шляпки которых были покрыты цветной глазурью, такая поверхность напоминала ковровый узор.

 

3. Основным строительным материалом в Месопотамии была глина. В большом количестве изготавливался кирпич-сырец, из которого строились жилые дома. Нижние части зданий иногда обкладывались обожженным кирпичом, но его было мало, т.к. для обжиговых печей требовалось много дерева. Позже, когда была обнаружена нефть, производство обожженного кирпича увеличилось: из него стали строить дворцы, оборонительные сооружения, храмы, но ядро толстых стен и башен оставалось сырцовым. Для укрепления кладки из сырцового кирпича через 5-6 рядов кладки прокладывались пропитанные природным битумом «коврики». Самой значительной заслугой архитектуры Месопотамии было изобретение арочно-сводчатых конструкций для безбалочного перекрытия больших помещений. Своды в Месопотамии сооружались как ложные, так и клинчатые. Ложные своды – это такие своды, которые образуются при помощи сдвижки параллельных рядов кладки. При этом внутри помещения на потолке образуются ступени от сдвижки блоков камня или кирпича. Такими сводами можно перекрывать лишь небольшие пространства (пролётом до 5-6 метров). Клинчатые своды сооружались на основе пересекающихся клинчатых арок. Клинчатые арки выкладывались при помощи вспомогательных деревянных конструкций – кружал, имеющих форму полукруга. Камни или кирпичи клинчатой формы выкладывались по внешней форме кружала. Нижние кирпичи жестко закреплялись в кладке, а самый верхний кирпич (замковый) вбивался с усилием, создавая напряжение, гасящее силы распора в арке. Дальнейшее развитие арочно-сводчатые конструкции получили в архитектуре Древнего Рима, где при их помощи удалось перекрыть пролеты до 30 м. (арки) и до 43 м. (своды). В Месопотамии кроме простых сводов, образуемых на основе арочных конструкций, применялись также более сложные типы сводов (бескружальные своды, своды «балхи»). В этих сводах ряды кладки укладываются по линии, наклонной к основанию или кирпичи кладутся «в ёлочку», что позволяет распределить силу тяжести, направленную вертикально вниз, мимо швов кладки и, таким образом, предохранить свод от разрушения под давлением собственного веса. Дальнейшее развитие такого типа сводов в архитектуре средневекового Ближнего Востока привело к появлению разнообразных декоративных сводов, украшающих интерьеры мечетей и мавзолеев.

Непрочность глины как строительного материала обусловила необходимость защиты внешних и внутренних поверхностей стен. Нижние части стен парадных залов дворцов облицовывалась плитами из природного алебастра или песчаника и покрывалась декоративными рельефами, а верхняя часть штукатурилась и расписывалась. Месопотамии также принадлежит первенство в изобретении керамической цветной глазури – стекловидной массы, которая после обжига приобретает определенный цвет. Цветные глазурованные кирпичи, плитки и «гвозди» широко применялись в архитектуре Ассирии и Вавилонии для отделки стен дворцов, ступеней зиккуратов, верхних частей оборонительных стен и башен. Таким образом, можно сказать, что Месопотамия впервые применила цвет как средство архитектурной выразительности. Вместе с тем архитектурная отделка в Месопотамии не является органической частью конструкции здания, а носит «накладной», декоративный характер, что закрепилось в архитектуре Передней Азии на долгие времена.

 

4. Зиккурат – это культовое сооружение, которое получило распространение по всей территории Месопотамии. Слово «зиккурат» происходит от шумерского «э-кур» - «дом горы». Первые зиккураты строили шумеры еще в Ш тысячелетии до н.э. Они представляли из себя храмы, поставленные на одну или несколько платформ. Обычай строить храмы на одном и том же месте с течением времени обусловил «рост» количества платформ. Иногда на одном и том же месте строились последовательно 16-20 храмов. Насыпи позже оформлялись в виде ступеней, снаружи пластически обработанных нишами и выступами. Каждая ступень окрашивалась в свой цвет. Сложилась определенная символика цветов. Храм на вершине зиккурата был голубого или синего цвета с золотом, нижние ступени были красного, черного, желтого цветов (земные цвета), верхние – белого, голубого (небесные цвета). Ступенчатая форма постепенно приобрела смысл «лестницы в небо», связывающей мир богов с миром людей.

В период III-ей династии Ура (Шумеро-Аккадское государство) - самый большой зиккурат был в г. Уре. Он имел высоту более 20 м., его внутреннее монолитное ядро было выложено из сырцового кирпича, а наружный слой – из обожженного кирпича. Нижняя ступень имела размеры основания 63 и 43 м. Над ней возвышалось ещё два яруса, наверху стоял храм бога Луны Сина. Стены ступеней имели небольшой наклон внутрь и несколько выпуклую в плане форму, что усиливало впечатление монументальности. Три нижних лестницы сходились на высоте 15 м., не имея промежуточных площадок. Этот узел был подчеркнут кубическим объёмом – павильоном-воротами.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.