ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС 3 страница
Однако, ступенчатая форма пирамиды существовала в Египте не долго, хотя она очень удобна с точки зрения технологии возведения. Очевидно, египтяне стремились к максимальной монументальности формы, а членение объема на ступени измельчает его масштаб. Поиски более монументальной формы демонстрирует более поздняя пирамида фараона Снофру в Медуме. Она имеет всего 3 ступени, причем, нижняя намного выше остальных, и угол наклона граней круче, чем в пирамиде Джосера.
Но, очевидно, такая форма обладала низкой самонесущей способностью: на нижней ступени появились глубокие трещины и осыпания углов. Тяжесть монолитной массы камня не позволяла увеличить высоту пирамиды. Другая пирамида фараона Снофру в Дашуре имеет форму шатра,– в верхней части наклон ее граней меняет угол. Но и такая геометрическая форма оказалась неподходящей: со временем грани у основания пирамиды обрушились. На рубеже Ш – П тысячелетий оптимальная форма пирамиды была наконец найдена, что позволило значительно увеличить высоту сооружаемых пирамид.
4. Около 2900 – 2700 гг. до н.э. начинает складываться комплекс пирамид фараонов 1У династии – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) недалеко от современного селения Гиза в нескольких десятках километров к северу от Мемфиса. Они по праву стали позже считаться первым из семи чудес света. В этих сооружениях, как в настоящих произведениях архитектуры, были решены все поставленные задачи: художественно-образная, функциональная и конструктивная.
Геометрия пирамиды предельно проста. В основании ее лежит квадрат, четко ориентированный по странам света. Грани пирамиды сходятся под углом около 51 градуса. Очевидно, этот правильно найденный угол наклона граней и явился залогом их небывалой долговечности. Этот угол соответствует углу естественного осыпания материала с определенным удельным весом, он образуется под действием естественной силы земного притяжения и способствует оптимальному распределению нагрузки на основание пирамиды. Кроме того, если в более древних пирамидах погребальная камера находилась, как и в мастаба, глубоко под землей, то в пирамидах Гизе погребальные камеры и коридоры, а также ложные ходы были расположены непосредственно в массиве пирамиды.
Самая большая пирамида фараона Хеопса имеет высоту около 147 м., сторону квадрата основания – 230 м. На ее сооружение в течение 20-ти лет пошло около 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом в среднем 2,5 т. каждый. Блоки эти вырубались вручную в каменоломнях, находившихся на другом берегу Нила. Сверху пирамида была облицована отполированными плитами из белого камня. Известно имя автора пирамиды Хеопса – это зодчий Хемиун (Хемон), сохранился его скульптурный портрет.
Планировка комплекса пирамид в Гизе построена по единому, геометрическому плану, несмотря на разновременность строительства самих пирамид (на протяжении жизни трех поколений одной династии). Прямая, соединяющая юго-восточные углы пирамид, имеет угол наклона 45 градусов к направлению восток-запад. Длины сторон квадратных оснований используются как модули при разбивке плана композиционных осей пирамид.
Кроме больших пирамид в комплекс входят также заупокойные храмы, малые пирамиды и мастаба приближенных и членов семьи фараонов, а также – большой сфинкс Хефрена высотой около 20 метров.
5. Древнейшие египетские храмы - это заупокойные сооружения, входящие в комплекс пирамиды фараона. Из-за несовершенства орудий труда (железо еще только начало появляться) строительство больших сооружений из обработанного камня было затруднено, архитектурные формы еще были несовершенны.
В комплексе пирамиды Джосера в Саккара кроме пирамиды есть целая система взаимоперетекающих пространств: большой двор перед пирамидой, двор храма Хеб-Сед, дворы пред гробницами двух дочерей фараона. Заупокойный храм фараона занимает в композиции комплекса малозаметное и подчиненное положение. Это абсолютно глухой снаружи прямоугольный в плане объем, примыкающий к пирамиде, имеет внутри сложную, запутанную планировку, лабиринтообразные, узкие коридоры и явно не был предназначен для большого количества людей. Внутреннее пространство здесь еще не подчиняется каким-либо композиционным закономерностям, в то время, как композиция всего комплекса построена вполне продуманно. Это свидетельствует о том, что принципы организации внутренних пространств появились в Египте значительно позже, чем композиционные приемы организации больших объемов в открытом пространстве.
Следующим шагом в развитии принципов планировки заупокойного храма стал сохранившийся храм Хефрена в Гизе. Храм этот, так же, как и храм в комплексе пирамиды Джосера, представляет из себя плоский параллелепипед, примыкающий к пирамиде строго по центральной оси. Но его пропорции значительно вытянуты в направлении примыкающего к нему длинного и узкого крытого коридора. Этот коридор соединяет храм с пропилеями или входным залом, который во время разливов Нила служил пристанью. Эта пристань символизировала собой «пункт прибытия» мифической ладьи с душой умершего «на Запад» – в страну мертвых. Длинный темный коридор – это, очевидно, символ перехода из земного мира в потусторонний. Только через этот коридор можно было попасть в заупокойный храм. Здесь уже есть основная композиционная ось, вдоль которой расположена анфилада помещений: первый маленький зал с двумя колоннами, за ним – еще два зала (один поперечный, другой продольный). Эта система неосвещенных залов раскрывается в прямоугольный внутренний открытый двор, со всех сторон окруженный статуями фараона Хефрена, высеченными из базальта. За этим залом спрятана группа из пяти одинаковых продолговатых ниш, за которыми следует группа запутанных в плане узких помещений, предназначенных, очевидно, для жрецов. В планировке храма уже заметен характерный для Египта принцип контраста, ставший основным в создании интерьерных пространств: вход в основные помещения раскрывается не сразу, он как бы замаскирован в изломах коридоров, это создает у посетителя впечатление таинственности и неограниченности лабиринтообразного пространства. Продольные по конфигурации пространства чередуются с поперечными, темные – с ярко освещенными. Все формы геометрически просты, монументальны и величественны, они внушают чувство устойчивости, вечности и незыблемости силы фараона даже после его смерти. Отсутствуют какие-либо украшения на стенах и столбах, камень отполирован и подчеркнута его естественная текстура. Но внутренние пространства совершенно не согласованы с внешними формами, здание не имеет оконных проемов, фасад его никак не решен, общая масса каменных стен превышает намного площадь внутренних пространств.
Более поздний заупокойный храм фараона Сахура в Абусире имеет более четкую композиционную структуру плана. Здесь уже нет изломов на главной оси движения, сохраняется лишь принцип контраста пространств. Открытый внутренний двор окружен галереей, перекрытие которой опирается на колонны с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями – это ранний прототип египетского ордера. Капители были окрашены в зеленый цвет, потолок был синим с голубыми звездами. На стенах были росписи, изображающие фараона в виде победоносного завоевателя, охотника и т.п. На стволах колонн появились рельефы. Постепенно, как в архитектурных формах, так и в декоре вырабатывается ряд художественных приемов, получивших дальнейшее развитие в культовом зодчестве Египта.
Новым типом храмов в период У династии стали Солнечные храмы, посвященные культу бога Ра. Здесь используются как традиционные архитектурные элементы (пристань-пропилеи на берегу Нила, длинный крытый коридор, входной зал), так и новые: большой прямоугольный открытый двор, окруженный глухой стеной, внутри которой был обходной коридор, гигантский культовый обелиск на постаменте, стоящий в глубине двора, и жертвенник перед ним. С северной стороны двора находились амбары, кладовые и бойни жертвенного скота. Примером Солнечного храма может служить храм в Абусире, сооруженный фараоном Ниусерра около 2560 – 2470 гг. до н.э. Солнечные храмы возводились по соседству с «городом мертвых» – комплексами пирамид – и, обычно, посвящались тридцатилетию царствования фараона.
6. В период правления У династии власть фараона в Египте постепенно ослабляется, подлинными хозяевами страны становятся люди знатного происхождения: они постепенно заняли все основные государственные должности вместо родственников фараона. Пирамиды фараонов становятся все меньше, а гробницы знати – все больше и богаче. Постепенно страна распадается на отдельные полунезависимые области. Ослаблению страны способствовало также вторжение в дельту Нила ливийцев и «азиатов». Социальные противоречия оказались наиболее сильными на севере страны. Но разобщенность ирригационной системы приводит к голоду: в Верхнем Египте начинается засуха, а в Нижнем – заболоченность земель. Необходимость восстановления ирригационной сети способствует объединению страны. Новое объединение Египта в период правления Х1 династии начинается с юга. Столицей объединенного государства стал г. Фивы (Уасет). Фараоны ХП династии перенесли свою столицу в г. Птауи, построенный в Фаюмском оазисе.
Экономическое ослабление государства отразилось и в строительстве. Главным материалом стал кирпич-сырец, из которого невозможно было строить монументальные и долговечные сооружения. Исчезают исполинские пирамиды. Гробницы знатных людей оформляются в виде мастаба длиной до 15 м. и увенчиваются небольшой пирамидой, внутри которой остается пустое пространство, перекрытое ложным сводом. Таким образом, пирамида превращается в символ – знак гробницы. В Верхнем Египте в период Среднего царства появляются богатые гробницы номархов (правителей номов -–областей). Эти гробницы вырубались в скальной породе и представляли из себя сложный лабиринт помещений и переходов . Для установки заупокойных статуй делались специальные ниши в стенах. Вход в гробницу выделялся навесом-портиком с установленными перед ним обелисками.
Стены гробниц обильно украшаются жанровыми росписями, появляются новые красители, которые привозили из других стран. Композиции росписей становятся все более сложными, многофигурными, мастерство художников совершенствуется. И в живописи, и в скульптуре большое внимание уделяется точности изображения всех деталей одежды и обстановки, но, в то же время, встречаются работы, выполненные на недостаточно высоком профессиональном уровне, что говорит об ослаблении подготовки художников в то нестабильное время.
Храмовые постройки в период Среднего царства были невелики, в них появляется новый элемент входной пилон (ворота из двух башен).
Города, находящиеся на окраинах страны, строятся в виде крепостей с двойными стенами и с башнями. Примером может служить крепость фараона Сенусерта Ш в районе вторых порогов Нила. Центр государственной жизни переносится в Файюмский оазис. Этот район благоустраивается путем осушения болот и устройства ирригационных систем. Ведется ряд завоевательных войн в Ливии, Нубии (Эфиопии), соседней Азии и на Аравийском полуострове. На захваченных территориях строились военные крепости (вдоль течения Нила), при помощи которых контролировались торговые пути.
Принципиально меняется архитектура заупокойного храма. Самым значительным памятником периода Среднего Царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа Ш (Х1 Династия) в Дейр-эль-Бахри (Долине Царей) в окрестностях г. Фивы. В этом сооружении осуществлен переход от горизонтального развития объемно-пространственной композиции к вертикальному путем изменения взаимного расположения пирамиды и храма. Вместо входного зала появился открытый портик, над которым на втором уровне помещался гипостильный (многоколонный) зал, окруженный обходной галереей с двумя рядами колонн. Над гипостильным залом возвышалась небольшая символическая пирамида. Сзади пирамиды располагались небольшой открытый двор, окруженный с трех сторон колоннами и следующее за ним святилище. Подъем на уровень гипостильного зала осуществлялся по наклонному пандусу. Такая многоярусная композиция хорошо сочеталась с окружающим горным пейзажем. В сооружении появляется две композиционных оси: традиционная продольная, соответствующая направлению движения к святилищу, и вертикальная, зафиксированная вершиной пирамиды, которая придает мемориальному сооружению статичность и торжественность. Огромный открытый двор перед храмом был озеленен и имел искусственные водоемы: среди каменистого и пустынного пейзажа создавался своего рода «оазис» со своим микроклиматом. По сравнению с памятниками Древнего Царства здесь сделан значительный шаг вперед в разработке как наружного объема здания, так и его интерьера. Основным элементом фасада становится открытый портик, а не глухая стена.
Фараоны ХП династии делают попытку вернуться к сооружению пирамид, но материальные затруднения не позволяют им сооружать такие грандиозные постройки в полном объеме. В качестве основного материала используется кирпич, камень употребляется только для наружной и внутренней облицовки. Пирамиды в период Среднего Царства сооружались совершенно иным способом: они имели внутренние стенки в виде ребер жесткости, между ними засыпали щебень и песок. Снаружи эта «ложная пирамида» облицовывалась плитами известняка. Система запутанных подземных ходов предохраняла царскую гробницу от разграбления.
В период Среднего Царства возводились также обелиски, но они уже утратили доминирующую роль в композиции, хотя по-прежнему были связаны с культом Солнца и символизировали своей формой солнечный луч. Они стали применяться как фланкирующие элементы у входа в храмы. По пропорциям обелиски стали выше и стройнее. Их высота могла составлять от 30 до 57 м., а отношение ширины основания к высоте – 1 : 10.
Около 1750 г. до н.э. мощное восстание бедноты в Египте привело к новому распаду страны, что положило конец периоду Среднего царства. Это облегчило проникновение в страну кочевников – гиксосов, которые захватили власть в стране на 110 лет.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:
1. Палетта Нармера
2. Мемфис
3. Фивы
4. Кахун
5. Дейр-эль-Бахри (Долина Царей)
6. Комплекс пирамид в Гизе
7. Мастаба
8. Пирамида Джосера
9. Пирамида Хеопса
10. ПирамидаХефрена
11. Пирамида Микерина
12. Пирамида Снофру в Медуме
13. Пирамида Снофру в Дашуре
14. Храм Хефрена
15. Большой сфинкс Хефрена
16. Солнечный храм в Абусире
17. Обелиск
18. Гипостильный зал
19. Храм Ментухотепов
ЛЕКЦИЯ N 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Основные исторические события эпохи Нового царства и их влияние на развитие искусства и архитектуры Древнего Египта.
2.Время Хатшепсут: основные постройки, сложение типа гипостильного храма. Ансамбли Карнака и Луксора.
3.Особенности «Египетского ордера».
4.Амарнский период в истории Египта: отличительные особенности архитектуры и градостроительства.
5.Египетские храмы Позднего и Эллинистического периодов.
6.Искусство периода Нового царства.
1. Период Нового царства длился около 500 лет (ХУ1 – ХП вв. до н.э.). Это был период наиболее высокого развития культуры Древнего Египта, за которым последовал длительный период упадка. Начинается период Нового царства с изгнания иноземных завоевателей – гиксосов первым фараоном ХУШ династии Яхмосом 1. Его внук – Тутмос 1 начинает серию завоевательных походов, положивших начало созданию огромной империи. Начинается период экономического расцвета страны. Этому способствовал приток богатств и рабочей силы из завоеванных стран, широкое применение металлов: бронзы, железа, появление плуга и ткацкого станка, колесного транспорта, расширение торговли и обмена с соседними странами. Появляется производство стекла (непрозрачного). Территория Египта значительно расширилась: были присоединены Сирия и Палестина, страна Куш до 4-го порога Нила, расширены связи с Вавилонией, Митанни и Хеттами.
В 1525 г. до н.э. власть в Египте захватила дочь фараона Тутмоса 1 Хатшепсут, объявившая себя фараоном вместо своего умершего мужа Тутмоса П. Она находилась у власти около 22 лет и активно занималась строительством, снаряжала морские экспедиции в Южное Красноморье (страну Пунт).
После ее смерти фараон Тутмос Ш – сын Тутмоса П от наложницы- приступил к завоевательным походам и расширил границы Египетской империи до реки Евфрат. Труд пленных и огромная военная добыча позволили ему широко развернуть строительную деятельность: он хотел превзойти Хатшепсут масштабами своей деятельности. Развернулось строительство гигантских храмов Амона, памятных обелисков, пилонов, гигантских изваяний. Царствование Тутмоса Ш длилось 54 года, в этот период произошло образование и укрепление “мировой” египетской державы.
Апогей могущества Египта приходится на время правления Аменхотепа Ш. Храмовое строительство развернулось в невиданных доселе размерах не только в самом Египте, но и на завоеванных территориях. Огромное количество материальных ресурсов получал Египет в виде дани: из Сирии-Палестины и Кипра – медь, из Эфиопии – золото, полудрагоценные камни и слоновую кость, из Двуречья – лазурит, из царства Хатти – серебро, из Ливана и Финикии – строевой лес, платили также дань и людьми. Началось освоение новых каменоломен в Южном Египте: добыча бурого песчаника, красного и черного гранита.
В период Нового царства рабовладение в Египте достигло невиданного распространения. Даже люди скромного достатка: пастухи, ремесленники, садовники, корабельщики, воины, слуги, певцы могли иметь рабов и невольниц.
Основной мерой стоимости было серебро, иногда золото или медь. Золото у египтян ассоциировалось с вечностью, нетленностью. Поэтому мумии фараонов клали в золотые или обшитые золотом гробы, пальцы оборачивали золотым листом, лицо покрывали золотой маской. В гробнице фараона Тутанхамона, открытой английским археологом Г. Картером в 1917-1922 гг. было 6 гробов, вставленных один в другой, причем, внутренний саркофаг был сделан из чистого золота и весил 450 кг. К концу ХУШ династии Египет обладал фантастическим количеством золота. Золотом обшивали скамьи, носилки, колесницы, храмовые ладьи, обелиски, колонны и стены храмов. Золотыми и серебряными плитами выстилали полы. Постепенно храмы стали обладателями огромных богатств, и роль религии в египетском обществе усилилась.
Около 1424 г. до н.э., после смерти Аменхотепа Ш к власти пришел его сын Аменхотеп 1У, известный в истории под именем Эхнатон. Новое имя этот фараон принял в связи с попыткой проведения религиозной реформы. Главным богом он объявил Атона – видимое Солнце. Атон. Изображался в виде солнечного диска с лучами в виде протянутых рук. Главным жрецом нового бога фараон провозгласил себя. Эта религиозная реформа, очевидно, была вызвана тем, что в период правления Аменхотепа Ш храмы приобрели огромные богатства и владения, жречество усилило свое влияние в обществе и превратилось в мощную политическую силу в союзе со старой знатью. Желая подорвать эту силу, Эхнатон строит новую столицу – г. Ахетатон и начинает создавать социальную группу новой знати, приближая к себе людей незнатного происхождения. Однако, в отдаленных от столицы областях местная знать и местное жречество сохранили свою силу. За 17 лет своего правления Эхнатон не успел радикально реформировать египетское общество, и после его смерти прежние порядки были восстановлены, город Ахетатон опустел, столица снова была перенесена в Фивы.
За время правления Эхнатона ослабились связи Египта с соседними государствами, Сирия была захвачена царством Хатти. Потерянные владения были возвращены Египтом лишь во время царствования Сети 1 и Рамзеса П , и то – не полностью. Во время царствования Рамзеса Ш в Египет неоднократно вторгаются ливийцы со своими союзниками – «народами моря», юг страны постепенно снова обосабливается и попадает под власть верховного жреца Амона – Херихора. На севере столицей стал г. Танис. Государство ослабело, и провинции отказались подчиняться ему.
Около 1071 г. власть в Египте захватили ливийцы, в УШ – УП вв. до н.э. в страну вторгаются эфиопы, затем – ассирийцы, в 525 г. до н.э. Египет захватили персы. Позже он вошел в состав империи Александра Македонского, а после его смерти – вошел в систему эллинистических государств (династия Птолемеев, 332-30 гг. до н.э.). С 30 г. до н.э., после поражения флота Антония и Клеопатры Октавианом Августом у мыса Акций, Египет вошел в состав Римской империи. С 395 г. он стал частью Византийской империи, а в 639-642 гг. – был захвачен арабами.
2. Со времени правления женщины-фараона Хатшепсут (1525-1503 г. до н.э.) в Египте начинается активное строительство культовых сооружений. Особое внимание уделяется строительству храмов: значительно увеличиваются их размеры, изменяется структура плана. Изменяется и тип царского захоронения: пирамиды исчезают, гробницы высекаются в монолите скалы. На западном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс царских скальных гробниц, получивший название «Долина Царей» (современное арабское название – Дейр-эль-Бахри). Здесь было обнаружено около 60 погребений фараонов и членов их семей. Некоторые из них представляют из себя целые подземные дворцы. Стены гробниц покрыты росписями и рельефами, которые дают представление о жизни, быте, верованиях и обычаях египтян эпохи Нового царства. Заупокойные храмы здесь уже отделены от захоронений: они строились в долине реки.
Время Хатшепсут ознаменовалось появлением талантливого архитектора – Сенмута, который занимал высокое положение при дворе. Он носил титулы «Великого начальника дома фараона», «Начальника всех работ царя», «Домоправителя Амона», и вдобавок был назначен «Отцом-воспитателем царевны Нефру-Ра» – дочери Хатшепсут. Сенмут руководил строительными работами в столичных храмах Амона (в Карнаке и Луксоре), в храме Мут в Карнаке, высечением обелисков для храма Амона в Карнаке ( их вес – 323 т., высота – 29,5 м.). Главным его произведением стал заупокойный храм Хатшепсут в Долине царей. Это выдающееся произведение архитектуры открывает новый этап в развитии древнеегипетского зодчества.
Находясь рядом с храмом Ментухотепов, построенным в период Среднего царства, храм Хатшепсут удачно согласован с ним композиционно, и в то же время, его решение во многом отличается от храмов этого периода. Повторяя общие принципы композиции, связывающие его с храмом Ментухотепов, в храме Хатшепсут зодчий развивает их в более грандиозных масштабах. Храм Хатшепсут построен на основе открытой системы террас, связанных между собой пандусом, подчеркивающим основную ось композиции. Ттеррасы опираются на подпорные стены, оформленные открытыми галереями-портиками. Подготовка к восприятию главного объема идет постепенно в процессе движения: вначале зритель вступает в открытый двор, огражденный глухими стенами. Двор представлял из себя как бы «оазис в пустыне»: он был озеленен, и, возможно, в нем были искусственные водоемы. Вдоль главной оси движения стояли сфинксы. Вторая терраса представляет собой открытую площадку, оформленную с северной гористой стороны колоннадой. Слева к ней примыкает святилище Хатор, справа – святилище Анубиса. Следующий уровень занимает ограниченный со всех сторон двухрядными колоннадами открытый двор прямоугольной формы, к которому примыкают: капелла Тутмоса 1, зал Амона, культовые помещения Хатшепсут. Архитектор сумел органически связать сооружение с окружающей природной средой: широкие террасы постепенно подходят к обрывам скал. Горизонтальные линии рельефа масштабно согласованы с размерами террас, вертикальные трещины скал находят свою аналогию в интерколумниях колоннад. Постройка вписывается в ландшафт как органическая его часть, что создает впечатление величия и спокойствия. Кроме скульптуры для украшения храма используются раскрашенные рельефы, повествующие об исторических событиях периода правления Хатшепсут.
Храм Хатшепсут свидетельствует о переходе к строительству нового типа храмов. Композиция его продолжает традиции Среднего царства, однако, пирамида уже исчезает и продольная ось становится направлением последовательной смены различных пространств. Такое расположение всех основных частей храма закрепляется как композиционный прием в храмах Нового царства.
На восточном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс культовых сооружений, который складывается на протяжении 1500 лет. Это комплекс храмов в Карнаке. Самой значительной постройкой здесь был храм главного бога Фив – Амона. На его примере можно понять все основные особенности храмовой архитектуры периода Нового царства.
Храм осмысливался, прежде всего, как земное жилище бога. Он, как и жилой дом, делился на три основные части: открытый двор, приемный зал и внутренние жилые покои, только место приемного зала занял так называемый гипостильный зал – зал со множеством колонн, а место внутренних покоев заняло святилище. Храм, как и жилой дом обносился глухой стеной и имел парадный вход, оформленный монументальными воротами-пилоном. Боковые входы вели в хозяйственные помещения. Но храм существенно отличается от жилого дома. В основу композиции храма положен принцип строгой осевой симметрии, и все в нем рассчитано на создание особого впечатления у зрителя. От пристани у реки к храму вела мощеная дорога, вдоль которой стояли сфинксы (аллея сфинксов). Этот длинный ряд одинаковых фигур настраивает на торжественный лад и подготавливает зрителя к восприятию храма. Аллея завершается у ворот, представляющих из себя две массивные башни, расширяющиеся к основанию. Наклон стен ворот усиливает впечатление монументальности. Далее следовал открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, за ним – гипостильный зал, который в храме Амона в Карнаке имеет ширину 103 м., глубину – 52 м. Его перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн, имеющих диаметр 3,4 м. Вдоль центральной оси колонны имели высоту 20,4 м., остальные – 12,4 м. Таким образом, в перекрытии потолка образовывался перепад высот, позволяющий осветить естественным светом центральный проход в зале. В остальном пространстве гипостильного зала царил полумрак и колеблющееся пламя факелов высвечивало таинственные письмена и изображения на колоннах. Огромные размеры зала и колонн производили подавляющее впечатление на человека, как бы затерявшегося в этом фантастическом каменном “лесу”.
Третья часть храма – святилище бога – была доступна лишь фараону или жрецам. По мере приближения к святилищу пространство храма становится все ниже и уже. Храм Амона в Карнаке начал строиться при Тутмосе 1 в ХУ1 в. до н.э., а завершен был при Птолемеях в Эллинистический период (332- 30 г. до н.э.). Каждый фараон стремился добавить к нему что-то своё. В композицию включены три малых храма: храм Тутмоса Ш, храм Рамзеса Ш, храм Сети П. В процессе расширения храма вдоль центральной оси последовательно появились 5 пилонов. Между третьим и четвертым пилонами появилась боковая ось, связывающая храм Амона с храмом Мут. В ХП в до н.э. фараон Рамзес Ш построил храм Хонсу, который аллеей сфинксов был связан с дорогой в Луксор. Этот храм включен в ограду, окружающую храм Амона. Территория храмов была озеленена, здесь было два священных искусственных озера.
Храм Амона в Луксоре был построен, в основном, Аменхотепом Ш в ХУ в. до н.э. Храм строился по традиционной схеме, но не был завершен в части гипостильного зала: была построена только его центральная часть с двумя рядами колонн высотой 20 м. Этот незаконченный зал превратился в галерею с двором Рамзеса II, построенным позже. Этот двор получил угловой поворот по отношению к главной оси, т.к. вблизи главной оси была ранее поставлена часовня Тутмеса III. В результате храм приобрел удлиненный и искривленный план. Главное внимание переключается на интерьер, фасад имеет упрощенный монументальный характер. Глухая наружная стена не имеет членений. Мощный пилон контрастирует с бесконечным рядом сфинксов.
В архитектуре храмов Нового царства формы становятся массивнее и тяжелее, колонны - толще, а расстояние между ними – меньше. Внешние формы монументальны, а внутренние производят впечатление колоссальности и таинственности, как бы выражая тем самым идею недосягаемости божества для простого смертного.
3. Стоечно-балочная конструктивная система появилась в архитектуре ещё в период Неолита. Однако, тогда она ещё не была осмыслена художественно: не имела никакого культурного смысла. В ранние периоды развития архитектуры Египта конструкциям придавались определенные геометрические очертания: опоры приобретают в сечении форму квадрата, круга, многоугольника. В период Древнего царства появляются столбы квадратного сечения без капители, покрытые рельефами. Их пропорции составляли отношение стороны основания к высоте = 1:4, 1:5. В Поздний период перед такими столбами ставили статуи фараонов в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками. Такие столбы получили название Осирических. Распространены были также колонны в виде граненого или каннелированного цилиндра, суживающегося кверху. Позже колонны усложняются и их формы начинают приобретать изобразительный характер. Прототипами форм колонн были природные формы простых болотных растений: тростника, папируса, лотоса, так как эти растения считались священными и их формы связаны с религиозной символикой египтян.
Колонна приобретает трехчастное деление: она имеет базу, ствол и капитель. База оформлялась в виде круглого плоского диска, иногда с закруглением торцов. Были также базы, состоящие из двух ступеней или трапециевидной формы. Ствол колонны осмысливался как стебель гигантского растения. Сечение его могло быть круглым, или состояло из 4-х, 6-ти или 8-ми полуокружностей, имитирующих пучок стеблей. Ствол сужается кверху, иногда закругляется снизу, примыкая к базе. Формы капителей имели несколько разновидностей:
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 484;