ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2 страница

 

2. Переход к оседлому образу жизни обусловил появление первых в истории человечества жилых образований – неолитических поселков. Такие поселки формировались из больших и малых домов, их население составляли члены одного большого рода (до 500 человек). Место для поселка выбиралось, как правило, вблизи крупной реки или озера на возвышенном месте ( в излучине реки, на острове, в месте слияния двух рек). Примером такого поселка может служить реконструкция поселения в Приднепровье в районе пос. Коломийщина Киевской области, которое датируется 3-2-м тысячелетиями до н.э. Здесь жилые постройки располагались двумя концентрическими кругами, по внешнему кругу – «длинные дома», о внутреннему – в основном – малые. Центральная часть поселка, свободная от застройки , использовалась для загона скота, а также для собраний и празднеств. Внешних укреплений поселок не имел.

Некоторые неолитические поселки формировались вдоль реки ( поселение у села Пустынка на Днепре), или представляли из себя компактное образование «слепленное» из множества примыкающих друг к другу со всех сторон глинобитных разновысоких домиков с проходами и внутренними двориками между ними ( пос. Катал Хаюйюк в Южной Анатолии).

Родовые жилища и поселки неолитического типа сохранились у современных народов, живущих родовым бытом. Это подковообразные коллективные дома Пуэбло у индейцев на юго-западе США, «длинные дома» северных индейцев.

В период, когда началась добыча меди и производство бронзы, новые формы производства потребовали увеличения доли тяжелого физического труда. Постепенно в человеческом обществе утверждается патриархат – главенство мужчин, появляется бронзовое оружие, а вместе с ним – и необходимость защиты оседлых поселений от нападения соседей или кочевников. Укрепленные поселки эпохи бронзы называются городищами (от слов «городить, огораживать») . В УШ – У1 вв. до н.э. на территории Украины городища и пограничные с кочевниками зоны обносились «змиевыми валами». Кроме того, городища защищались рвами с водой и стенами из деревянного частокола. В застройке городищ преобладали однотипные домики полуземляночного типа, часто смыкающиеся друг с другом, образуя дугообразные или прямолинейные жилые блоки. С появлением железного топора основной конструкцией стен стал сруб из круглых бревен. Недалеко от городищ на возвышенных местах («лысых горах») возводились укрепленные капища – культовые центры, где устанавливались идолы божеств, устраивались ритуальные празднества и жертвоприношения. Как и неолитические поселки, городища занимали удобные с точки зрения обороны возвышенные места на берегах рек. Река являлась не только источником воды и рыбы, но и торговым путем. На месте удачно расположенных городищ позже возникли крупные ремесленно-торговые города, которые существуют и сейчас.

 

3. В период позднего неолита и бронзы на территории Европы и Азии появляются мегалитические сооружения – постройки из больших камней. Эти сооружения делятся на несколько типов:

Дольмены – это сооружения, состоящие из 4-х вертикально поставленных каменных плит, перекрытых пятой. Их размеры – около 2-х метров в длину и 1,5 метров в высоту, иногда и больше. Они использовались в качестве гробниц.

Менгиры – это поставленные вертикально камни продолговатой формы, высота которых достигает 20 метров, вес – до 300 тонн. Иногда они образуют параллельные ряды («аллея менгиров» в Бретани). Назначение их до конца не выяснено. Они могут быть связаны с культом плодородия или иметь мемориальное назначение (иногда рядом с ними находят захоронения людей), ими отмечались места проведения религиозных ритуалов.

Истуканы или «бабы» – разновидность менгиров, имеющих антропоморфный облик. Это стилизованные человеческие фигуры, иногда очень крупного размера, весом до 30 тонн (например, истуканы о. Пасхи у берегов Перу). Их сооружение связано, скорее всего, с культом предков.

Кромлехи – это гигантские круги из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными каменными балками. Такая конструкция называется трилит.

Лучше других сохранился кромлех Стоунхендж в Шотландии. Его диаметр около 30 метров. Ученые установили, что кромлех – это каменный солнечный календарь. Основные арки этого сооружения ориентированы на точки восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. По такому календарю древние люди определяли время начала сельскохозяйственных работ, здесь проводились ритуалы, связанные с солнечным культом, приносились человеческие жертвы. Некоторые кромлехи достигают в диаметре 45 – 65 метров.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Стоянка верхнепалеолитическая

2. Хижина древнейшая

3. Шалаш

4. Землянка

5. Полуземлянка

6. Длинное жилище

7. Длинный дом

8. Свайное жилище

9. Неолитический поселок

10. Городище

11. Пуэбло

12. Трилит

13. Дольмен

14. Кромлех

15. Менгир

16. Капище

17. Идол

 

ТЕМА N 2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

ЛЕКЦИЯ N 1: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Государственное устройство и политическая история Древнего Египта. Мировоззрение, мифология, религия.

2. Специфика древнеегипетского художественного мышления. Символ и канон в искусстве Египта.

3. Строительная техника, организация работ в государственном

строительстве Египта. Общественный статус зодчего.

4. Системы пропорционирования в архитектуре Древнего Египта.

 

1. Одна из древнейших человеческих цивилизаций – цивилизация Древнего Египта – существовала в течение 3000 лет. На северо-востоке Африки человек обитал с древнейших времен. Большинство ученых считают, что современный человек произошел от архаической формы Homo Sapiens в Африке около 100 тысяч лет назад. В это время на севере Африки климат был умеренным, вполне подходящим для жизни первобытного человека. Около 10 тысяч лет назад, с окончанием ледникового периода, началось общее потепление климата и природные условия в северной Африке изменились: на смену саваннам пришли пустыни. Люди постепенно перемещались в долину полноводной реки Нил и начали заниматься земледелием, что обусловило оседлый образ жизни.

В У1 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Африки возникли первые государственные образования. К 1У тысячелетию это были уже восточные деспотии, так называемые номы во главе с номархами – местными царьками. Между этими мелкими государствами шла постоянная борьба за лучшие земли и пастбища, более сильные номархи побеждали более слабых. Постепенное объединение номов привело к тому, что вдоль реки Нил сложились два крупных государственных образования: Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере). В Нижнем Египте были более плодородные земли, здесь река разливалась шире, почва лучше удобрялась плодородным илом, и климат был менее засушливым. Поэтому правители Верхнего Египта постоянно пытались захватить эти земли.

Предполагают, что около 3000 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нармер (или Хор Сом) захватил Нижний Египет и объединил страну. Это событие запечатлено на так называемой «Палетте Нармера» – ритуальной победной плите, найденной в одном из храмов. В это время происходил переход от каменных орудий труда к медным, следовательно, производственные возможности государства были крайне низкими. Но природные условия Египта позволяли даже тогда овладеть такой могучей производительной силой, как река Нил. Ежегодно разливаясь, Нил приносил плодородный ил. Для того, чтобы управлять процессом осушения и орошения почвы, нужны были большие затраты ручного человеческого труда для строительства дамб, каналов, осушительных систем: ведь основными орудиями труда были мотыга и корзина для переноски земли. Такое положение дел требовало высокой степени организации труда и обусловило консервативно-деспотический государственный строй. Жизнь была организована по принципу «муравейника» с жесткой иерархической социальной структурой и строгим распределением функций между социальными группами.

Власть была предельно централизованной. Фараон считался «сыном Солнца» – наместником бога на земле, однако, очень большую роль в государстве играли жречество и крупные вельможи, занимавшие высокие должности в царском хозяйстве. Страна делилась на области – управленческие округа (номы), их было несколько десятков. В этих областях были свои начальники – областные правители. В период Раннего Царства появилась небольшое войско, которое воевало иногда с соседями (эфиопами, ливийцами, азиатами), однако, постоянных границ Египет не имел, так как он был защищен пустынями.

Постепенно растет государственный бюрократический аппарат. Благополучие страны всецело зависит от степени разлива реки и полученного урожая. На почве предсказаний времени и уровня разлива реки развиваются первые науки: астрономия и геометрия.

Социально-политическое устройство Древнего Египта было стабильным на протяжении 3000лет, за исключением непродолжительных периодов распада страны, за которыми вновь следовало объединение.

В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды:

1. Додинастический период-1У т.л. до н.э. - около 3000 г.до н.э.

2. Раннее царство - 3100 – 2649 гг. до н. э.

3. Древнее царство – ХХУ11 – ХХ11 вв. до н.э.

4. Среднее царство – ХХ1 – ХУ11 вв. до н.э.

5. Новое царство – ХУ1 – Х1 вв. до н. э.

6. Поздний период – ок. 664 – 332 гг. до н.э.

7. Эллинистический период – 332 – 30 гг. до н.э.

 

2. В эпоху государственной раздробленности в каждом номе складывался свой культ богов, отождествлявшихся с небесными светилами, животными, растениями и т.п. Затем среди них выделяются главные божества нома, представленные в виде животных (бывших тотемов): зайца (Унут), коровы (Хатор), барана (Амон) и др. Из этих зооморфных божеств сформировался позже пантеон египетских богов, изображаемых чаще всего с телом человека и головой животного или птицы:

 

Анубис (с головой шакала) – бог царства мертвых Тот (с головой павиана или ибиса) – бог мудрости Сохмет (с головой львицы – богиня войны Гор (с головой сокола) – бог царства живых Амон (с головой брана) – бог Солнца

 

Божества часто группировались в триады по родственно-семейному признаку. Например, фиванская триада: бог Солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны; Осирис – бог царства мертвых, его жена и сестра Исида, их сын Гор. Культ Осириса – один из главных культов Египта – связан с распространением земледелия. Осирис отождествляется с сезонным «умиранием» и «воскресанием» природы, прорастанием зерна. Осириса, убитого его братом Сетом , воскрешает его сын Гор. Гор становится богом царства живых,, а Осирис - богом царства мертвых и верховным судьей над душами умерших. Поэтому перед именем живого фараона ставилось имя «Гор», а перед именем умершего – имя «Осирис». Погребальный обряд фараона представлял из себя театральную инсценировку мифа о смерти и воскрешении Осириса: египтяне верили,что фараон воскреснет в царстве мертвых.

Вообще, культ мертвых лежал в основе всей египетской культуры. По представлениям египтян загробная жизнь является продолжением земной. Ее необходимые условия: сохранение тела в виде мумии, обеспечение загробного жилища – гробницы, необходимых запасов пищи и утвари. В период Раннего Царства во время похорон фараона приносились человеческие жертвы – слуги фараона, воины, наложницы – люди, призванные обслуживать его в загробной жизни. Позже они стали заменяться специальными фигурками – ушебти.

Позднее появилось представление о наличии нескольких душ человека. Одна из них называлась «ба» и изображалась в виде птицы с головой человека. Считалось, что она отправляется на небо к богам и путешествует в подземное царство Дуат. Другая душа- «ка»- обитает в гробнице и ее вместилищем служит скульптурное изображение умершего – заупокойная статуя. Вот почему в Египте очень рано появился жанр скульптурного портрета. Для изготовления портретной скульптуры использовались гипсовые маски, снятые с лица изображаемого человека, но портрет не изготавливался точно по маске, а был стилизован в соответствии с определенными понятиями об идеальных пропорциях головы человека, при этом сходство с изображаемым сохранялось. Портретной скульптуре придавались отвлеченное, застывшее выражение лица и статичная поза, что должно было выражать освобожденность от земных страстей для вечной жизни. На стенах гробницы изображались сцены из жизни умершего: своеобразное повествование в рисунках.

Поскольку искусство Египта было тесно связано с религией и заупокойным культом, труд художников считался священнодействием. Большинство художников занимали в обществе положение простых ремесленников, выполнявших работу по образцам. Они передавали свое мастерство по наследству своим сыновьям и жили в специально отведенных для них кварталах невдалеке от «города мертвых». Ведущие же художники и архитекторы были очень высокопоставленными лицами и часто были членами семьи фараона (как правило, младшими братьями фараона) и получали наиболее высокое для тех времен образование. Они владели всеми секретами мастерства. Главный зодчий фараона руководил строительством всех основных сооружений: дворца, гробниц, пирамиды фараона, храмов, мемориальных комплексов.

Роль художника состояла в сохранении священных канонов искусства. Он не должен был выражать своих собственных мыслей и идей, выполняя заказ высшей власти: главная идеологическая задача состояла в закреплении существующей идеологии и социального порядка, внедрении в сознание людей идеи о божественном происхождении фараона и его власти. Именно канонический тип художественного мышления лучше всего соответствует выполнению этих задач.

Канон (от лат. canon – закон, правило) – это набор обязательных правил и приемов построения изображения, от которых художник не имеет права отступать. Складываются определенные типы канонических изображений и сюжетов, «предписанных» произведениям искусства. Канон делает художественные традиции очень устойчивыми, язык искусства становится предельно лаконичным, обобщающим, экономным в средствах выразительности, что способствует внедрению в сознание людей идеи постоянства, вечности данного уклада жизни и даже остановки течения времени. Не зря говорят: «Время боится пирамид».

В Древнем Египте сложились определенные типы канонических изображений, ярко отличающие египетское искусство от искусства других стран. Вот основные из них:

В статуарной скульптуре:

· стоящая фронтальная фигура, левая нога которой выдвинута вперед, руки опущены или одна рука согнута в локте (держит что-либо);

· сидящая фронтальная фигура, руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте;

· парные изображения мужа и жены;

В росписях и рельефах:

· отсутствие перспективы, характерный разворот человеческой фигуры:

· голова и ноги повернуты в профиль, плечи – анфас;

· окраска мужских фигур в красно-коричневый цвет, женских - в бело-розовый;

Построение изображений при помощи масштабной сетки квадратов:

- стоящая фигура вписывается в 12 квадратов, сидящая – в 9.

Градации размеров фигур соответствуют социальной иерархии людей:

- фигура фараона изображается намного выше других. Самые мелкие – фигуры рабов.

Изображения в Древнем Египте носили не только канонический, но и символический характер. Глубокое родство изобразительного искусства и письменности привело к тому, что изображение приобретало идеографическое значение – ассоциировалось со специфическим культурным значением, «прочесть» которое мог только посвященный в это значение человек. Так постепенно складывался язык символов – знаков, передающих какое-либо общеизвестное внутри данной культуры значение через закрепленное за ним изображение. Например, изображение змеи-кобры на головном уборе фараона символизирует мудрость, папирус – знак Нижнего Египта, сокол, лев, бык – символы царя, жук-скарабей – символ богатства, лазурно-голубой цвет – символ загробного мира.

 

3. Огромные размеры египетских сооружений, их крупный масштаб до сих пор поражают воображение людей. Высота пирамиды Хеопса – около 147 метров, площадь гипостильного зала храма Амона в Карнаке – 600 кв. метров, высота колоссов Рамзеса П – более 20 метров. Кажется, что все эти сооружения созданы не человеческой, а сверхъестественной силой. Но на самом деле все это делали люди, причем, при помощи самых примитивных орудий и приспособлений: Великие Пирамиды – первое из Чудес света – построены еще до наступления Бронзового века, до периода Нового Царства египетская цивилизация не знала колеса. Единственное, чем располагал Египет в те времена – это огромное количество дешевой рабочей силы, которую составляли миллионы беднейших крестьян и рабов. Десятки людей при помощи веревок, деревянных салазок и катков перетаскивали на большие расстояния каменные блоки весом от 2,5 до 30 тонн, гигантские статуи, высеченные из монолита, обелиски и детали колонн и поднимали их на значительную высоту при помощи искусственных насыпей и деревянных рычагов. Естественно, что темпы строительства при такой "технологии" были очень медленными, на сооружение большой пирамиды уходило около 20-ти лет, храм Амона в Карнаке строился и перестраивался на протяжении 1500 лет. В то же время, большинство населения Египта жило в домиках из сырцовой глины или тростниковых хижинах, а то и попросту в землянках.

Единственным человеком среди строителей, имеющим высокий социальный статус, был главный зодчий фараона. Имена многих архитекторов Египта дошли до наших дней: это Имхотеп – автор комплекса пирамиды фараона Джосера в Саккара, Хемиун – зодчий пирамиды Хеопса, Аменхотеп – автор храма Амона в Луксоре, Сенмут – придворный зодчий царицы Хатшепсут. Зодчие обучались при главном храме Амона, где овладевали глубокими знаниями в области астрономии, геометрии, математики, секреты их мастерства до конца не разгаданы до сих пор.

 

4. На рельефном изображении зодчего Хесира, найденном в его гробнице, мы видим его держащим в руке свой основной инструмент – две палочки, причем, одна из них короче другой. Эти палочки служили для разметки плана сооружения на местности, соотношение их размеров близко к золотой пропорции. Другим инструментом архитектора была веревка, очевидно, также имевшая определенную длину. Основными геометрическими фигурами, лежавшими в основе плана, были квадрат и «египетский треугольник», имеющий соотношение сторон 3:4:5. Натягивая веревку по диагонали квадрата, строители делали засечку на продолжении одной из его сторон. Если длину стороны исходного квадрата принять за 1, то его диагональ будет равна корню из 2-х, следовательно, и сторона полученного прямоугольника будет равна корню из 2-х. Отношение сторон этого прямоугольника равно 0,704. Эта пропорция часто закладывалась в размеры каменных блоков. Кроме этой пропорции, которая применяется в архитектуре и сейчас, египтяне изобрели так называемый «живой квадрат», получаемый от засечки диагонали двух квадратов со стороной, равной 1. Эта диагональ равна корню из 5-ти, а пропорция получаемого прямоугольника равна 0,809. Эта пропорция широко применялась в архитектуре эпохи Возрождения и стиля классицизм. Эта пропорция была вновь открыта известным архитектором И.В. Жолтовским и получила название «функции Жолтовского». На основе «египетского треугольника» египтянами была открыта и теорема Пифагора задолго до рождения самого Пифагора. При проектировании фасадов зданий египтяне использовали масштабную квадратную сетку. Сохранился чертеж киоска на папирусе, построенный по такой сетке. Современные исследователи предполагают, что древним египтянам были известны принцип подобия фигур и отрезков, а также число «пи», позволяющее установить взаимосвязь размеров системы вписанных и описанных кругов и квадратов. Очевидно, пропорциональные системы также являлись составной частью канона. Их смысл состоял во взаимном согласовании размеров всех частей сооружения, что превращает его в единую гармоничную систему.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Египет Древний

2. Додинастический период

3. Раннее царство

4. Древнее царство

5. Среднее царство

6. Новое царство

7. Поздний период

8. Эллинистический период

9. Ном

10. Осирис

11. Исида

12. Гор

13. Анубис

14. Тот

15. Амон (Амон-Ра)

16. Мут

17. Хатор

18. Хонсу

19. Ка

20. Ба

21. Саркофаг

22. Ушебти

23. Канон египетский

24. Символ

25. Пирамида

26. Имхотеп

27. Хемиун

28. Сенмут

29. Хесира

 

 

ЛЕКЦИЯ N2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЕГИПТА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЦАРСТВ

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Древнейшие памятники искусства Египта. Палетта Нармера.

2. Специфика градостроительства Египта периодов Древнего и среднего царств.

3. Мастаба и пирамида. Эволюция пирамиды как архитектурного типа сооружения.

4. Ансамбль пирамид в Гизе.

5. Древнейшие египетские храмы. Особенности объемно-пространст­венной композиции.

6. Особенности заупокойных сооружений и храмов Среднего царства.

 

1. Периоду Древнего царства в Египте предшествовал непродолжительный период Раннего царства, когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта (около 3000 г. до н.э.) при фараоне Нармере. Несколько позже была основана первая столица Египта – г. Мемфис (Минфи, Меннефер). Наиболее известным памятником искусства того времени является так называемая «Палетта Нармера» – победная плита фараона, посвященная им в храм бога Гора в Верхнем Египте. Этот памятник свидетельствует о том, что основные принципы изобразительного искусства Египта сложились уже 5000 лет назад.

Обе стороны Палетты, которая сделана из природного шифера и имеет высоту около 60 см., покрыты рельефными изображениями, причем, эти изображения расположены на плоскости четкими горизонтальными поясами. Лицевая сторона разделена на 4 пояса, а оборотная – на 3. Характерно то, что в те далекие времена изображение еще сохраняет характер пиктограммы: каждая фигура наделена определенным символическим смыслом. В верхнем поясе лицевой стороны изображены два лика богини Хатор с рогами коровы – матери богов , покровительнице дома фараона. Между ними – символическое изображение дворца фараона и знака его имени «Сом» – рыбы сома. Ярусом ниже изображен сам фараон в короне Верхнего Египта , сзади него идет высокопоставленный придворный – «Носитель сандалий фараона», впереди – Верховный Жрец, перед жрецом – 4 знаменосца, несущих знаки 4-х номов (областей) Верхнего Египта. Фараон изображен в 2 раза выше ростом, чем жрец и «Носитель сандалий», которые, в свою очередь, в 2 раза выше знаменосцев. Эта градация размеров четко отражает их социальный статус. Ряд завершается изображением 10-ти обезглавленных человеческих фигур, символизирующих 10 тысяч поверженных врагов. Третий, наиболее широкий пояс, заполнен изображением двух фантастических животных с переплетенными длинными шеями, символизирующих, скорее всего, объединение царств. Переплетение шей образует в центре круглую лунку для растирания ритуальной краски.

В нижнем ярусе изображен бык, разрушающий рогами крепостную стену, и под ним – фигура бегущего врага. На городской территории условно показан храм и несколько домов. Бык – это древнейший символ царя. В изображении города четко видна стена криволинейного очертания с множеством башен, планировка, построенная, скорее всего по принципу кварталов, разбитых по прямоугольной сетке.

В средней части оборотной стороны изображен фараон уже в короне Нижнего Египта. За ним идет тот же «Носитель сандалий». В правом верхнем углу – сокол Гор преподносит фараону символ Нижнего Египта – заросли папируса с мужской головой. Фараон поражает боевой палицей врага, скорее всего, фараона Нижнего Египта. Нижний пояс заполнен изображением двух бегущих фигур, а за ними – зубчатый прямоугольник – военная крепость.

 

2. Уже из древнейших изображений, подобных Палетте Нармера, становится ясным, что в период Раннего царства в Нижнем Египте существовали укрепленные города, имевшие в плане форму круга или овала с определенными принципами планировки. Сам египетский иероглиф «город» представлял из себя круг с крестом внутри, возможно, отображавшим регулярный характер планировки. Возможно, и Мемфис первоначально был крепостью, т.к. его древнее название переводится как «Белые стены». От древнейших городов Египта, к сожалению, не осталось следов. Единственная сохранившаяся в развалинах крепость Нехеб дает представление о том, что первоначально укрепления имели форму, близкую к кругу диаметром 350 м. В этот круг был встроен прямоугольник – участок храма. Позже укрепления были перестроены в форме прямоугольника с размерами сторон 500 и 600 м., так, что участок храма оказался в центре крепости. Длинные стены имели по двое ворот, одни из которых были главными и выделялись в виде отдельного объема с башенками по углам. Ориентация города была угловой (северо-восток - юго-запад). Здесь прослеживается несомненное влияние принципов градостроительства Месопотамии.

Другим типом городов Египта были города линейного типа. Примерами таких городов могут служить столицы: Мемфис, Фивы, Ахетатон. Главная улица Мемфиса, служившая основой всей его структуры, тянулась вдоль реки Нил на протяжении 13 – 14 км. Этот город не сохранился и о его планировке ничего сказать нельзя.

Г. Фивы (Уасет) – столица периодов Среднего и Нового царств также имел линейную структуру. Вдоль главной улицы, тянувшейся по восточному берегу Нила на протяжении 14 км., формировались кварталы жилой застройки. Так как дома строились в основном из кирпича-сырца, то следов рядовой городской застройки не сохранилось. О жилых домах Египта можно судить по достаточно подробным изображениям в гробницах. На одном из таких изображений показан разрез 3-х этажного богатого дома. Первый этаж занимают, по-видимому, мастерские и обслуживающие помещения, на втором, наиболее высоком этаже, находятся апартаменты хозяина дома, третий этаж занимают жилые помещения членов семьи. Этажи связаны между собой лестницей. Дом имеет плоскую, возможно, эксплуатируемую кровлю.

Особым типом древнеегипетских городов были города-поселки для строительных рабочих. Эти города существовали до тех пор, пока длилось строительство комплекса пирамиды фараона (15-20 лет). Примером такого города может служить Кахун ( Х1Х в. до н.э.), выстроенный в пустыне для строителей пирамиды фараона Сенусерта П. Город имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 360 и 280 м., ориентированного почти точно по странам света. В западной части города выделен узкий прямоугольник, расположенный по рельефу несколько ниже восточной части. Он отделен от остальной территории города глухой стеной. Здесь жили строительные рабочие и рабы. Их тесные жилища сблокированы в прямоугольные кварталы сплошной застройки, расположенные вдоль главной улицы. Восточная же часть города, по пропорции близкая к квадрату, была застроена жилыми домами привилегированных жителей: руководителей строительства. Здесь же расположена и резиденция фараона, периодически приезжавшего для наблюдения за ходом работ, а также – дома его приближенных. К восточной стороне примыкали рынок и лавки купцов. Этот город, очевидно, строился по единому плану.

 

3. В каждом большом, а в особенности, в столичном городе Египта выделялся особый участок – «город мертвых». Он находился всегда на западной окраине города, так как Запад считался страной мертвых. Культ загробной жизни обусловил появление особых сооружений – гробниц, позже получивших название «мастаба» ( от арабского «скамья»). По форме мастаба напоминали жилой дом, так как строились как жилище для загробного существования души умершего. Этот дом, так же, как и настоящий, имел несколько помещений, кладовые с запасом еды, хранилища различной утвари, которая, по мнению египтян, могла пригодиться человеку в загробной жизни. Размеры мастаба и отделка помещений зависели от уровня благосостояния хозяина. Все помещения этого загробного «жилища» находились под землей. Надземная же часть оформлялась в виде параллелепипеда с несколько скошенными гранями, в одной из которых был устроен вход в виде двери или углубленного в нишу портика. Вход вел в ритуальный зал, устроенный для отправления культа поминовения умершего. Сама гробница и сопутствующие ей помещения обычно находились значительно ниже под землей. Мастаба богатых вельмож иногда достигали в плане размеров 60 м. по длинной стороне и 40 м. – по короткой.

В период Древнего царства с появлением первых династий фараонов возникает потребность как то выделить их гробницы из общей массы мастаба. Вначале просто увеличивали размеры мастаба в плане. Затем, около 3000 г. до н.э. была построена первая из известных нам пирамид – ступенчатая пирамида фараона Ш династии Джосера в Саккара, недалеко от Мемфиса. Известно и имя автора комплекса этой пирамиды – Имхотеп.

В отличие от мастаба, имеющих сырцовое ядро, пирамида построена из каменных тесаных блоков. Возможно, форма ступенчатой пирамиды появилась в результате многократного повторения формы мастаба, как бы поставленных друг на друга. Это вполне вероятно, так как пирамида имеет не квадратный, а прямоугольный план. Ее высота около 60 м., площадь участка – 15 га. Комплекс заупокойных сооружений, в который входит пирамида Джосера, окружен каменной оградой. Здесь находятся заупокойные храмы, захоронения членов семьи фараона, площадки и дворы для ритуальных действий.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 590;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.