ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС 1 страница

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный технический университет

строительства и архитектуры

 

 

 

Курс лекций «История искусств, архитектуры и градостроительства»

Часть 1: Доисторический период и Восточные деспотии.

 

 

Харьков – 1999 г.


ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимо­связи общественного производства, социальной жизни, материальной и духов­ной культуры. Синкретизм первобытного культурно-художественного комп­лекса.

2.Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искус­ства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

3.Функции искусства в первобытном и современном обществе.

4.Виды и жанры изобразительного искусства. Место архитектуры в системе мира искусств.

 

1. Homo Sapiens как биологический вид появился приблизительно 100000 – 40000 лет назад. Антропологически самым близким к современному типу человека является так называемый кроманьонец – доисторический человек, следы культуры которого были найдены впервые на территории Франции в гроте Кро-Маньон. Вид Homo Sapiens отличается от своих предков, в частности, от вида Homo Sapiens Neanderthalensis (человека неандертальского) тем, что у него лучше развито абстрактное мышление, позволяющее узнавать подобие предметов, мысленно « строить» образ предмета, предполагаемый результат своего труда. Именно абстрактное мышление, а также труд и речь отличают человека от животных.

Благодаря этим качествам человек отделяется от природы и начинает формировать «вторую природу» – специфическую среду для человеческой жизни и деятельности. Формированию этой среды способствует и то, что люди постепенно объединяются в специфическую общность – человеческое общество. Как известно, животные тоже объединяются в стаи и стада, но, человеческое общество качественно отличается от стаи животных. Животные объединяются с целью гомеостазиса – приспособления к существующим условиям окружающей среды и возможным их изменениям. В стае существует определенная иерархия особей, распределение функций между ними, но животные ведут приспособительный образ жизни, а человек – преобразовательный.

Человеческое общество – это объединение людей, которое основано на определенных общественных отношениях: разделении труда, политических и моральных устоях, отношениях между социальными группами. Вся совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающая определенный уровень развития общества и человека – это и есть культура. Культура включает в себя как сферу духовной жизни общества, так и сферу материальной жизни, т.е. внутри культуры есть две субкультуры: духовная и материальная. Эти две субкультуры связаны между собой неоднозначно: не всегда высокому уровню развития материальной культуры соответствует высокий уровень развития духовной культуры. Примеров тому есть много, но мы сейчас не будем на них останавливаться. Это станет ясным из дальнейшего изложения.

Сфера духовной культуры включает в себя ряд форм общественного сознания: политику, право, мораль, религию и другие. Одной из форм общественного сознания является искусство.

В доисторическую эпоху, до образования государств, сфера духовной культуры была еще не зрелой, она только начинала формироваться. Поэтому, зарождающиеся формы общественного сознания представляли cобой некое единство – синкретический духовный комплекс (СДК). Религия, мораль, право, идеология,политика, философия в то время еще не выделились в самостоятельные сферы человеческой деятельности, духовная жизнь еще не отделилась от материальной. Все формы общественного сознания постоянно вступают в тесные взаимоотношения друг с другом.

2. Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством,обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит ( 35- 18 тыс. лет до н.э. ), когда ледник отступает на север. Среди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2.Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3.Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4.Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5.Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

6.Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было необходимо как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. Поэтому человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе все окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений называется «анимизм» (от латинского слова «anima» - душа). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется «антропоморфизм».

Анимизм и антропоморфизм издревле присущи всем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, например, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

1. Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

5. Об умирающем и воскресающем боге

6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали все члены общества. Ритуал психологически поддерживал «участие» человека в универсуме, в сложной жизни Вселенной, определял каждому свое место в нем. Поэтому искусство в первобытном обществе всецело было подчинено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный «язык» знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

4. Железный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век как наиболее длительная эпоха делится на такие периоды:

1. Палеолит (древний каменный век)

А). Нижний – 1.9 млн. лет до н.э. – 38 т.л. до н.э.

Б). Верхний – 38-35 т.л. до н.э. – 10 т.л. до н.э.

Верхний Палеолит подразделяется на такие периоды:

Шательперонский - 35-30 т.л. до н.э.

Ориньяк - 30-25 т.л. до н.э.

Граветтский - 25-18 т.л. до н.э.

Солютре - 18-15 т.л. до н.э.

Мадлен - 15-10 т.л. до н.э.

2. Мезолит (средний каменный век) – 10 – 5 т.л. до н.э.

3. Неолит (новый каменный век) – 5-4 т.л. до н.э.

Это временное деление на периоды носит условный характер: на разных территориях и в разных климатических зонах человеческое общество развивалось неравномерно, а многие сообщества до сих пор находятся на стадии первобытности.

В период Верхнего палеолита появляются первые изображения на стенах пещер: отпечатки рук, волнистые линии красного цвета (следы пальцев, так называемые «макароны»), на небольших кусочках камня, кости – гравюры животных и людей. Рисунки наносились с использованием природных красителей: охры, марганца, древесного угля. Наиболее богаты произведениями первобытного искусства периоды Солютре и Мадлен: появляются натуралистические изображения туров, лошадей и других животных на стенах пещер. Некоторые рисунки изображ

ают полулюдей-полуживотных (возможно, колдунов или шаманов). В основе этих изображений лежала охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых «Палеолитических Венер» с утрированными признаками женского пола.

В период Мезолита изображения все чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов. В это время люди еще занимались в основном охотой и собирательством.

В период Неолита, когда климат в Европе становится значительно теплее, люди постепенно переходят к оседлому образу жизни, появляются зачатки ремесла и торговли. Основные археологические находки, относящиеся к этому периоду: керамические и деревянные сосуды, украшенные орнаментикой бытовые предметы и рукоятки оружия. Начинается строительство жилищ оседлого типа. Изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический «предок» племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер.

 

3. С древнейших времен искусство сопутствовало человечеству, помогая ему осваивать и творчески преображать мир. Человек и искусство постоянно и активно взаимодействуют, развиваясь.Искусство формирует личное отношение человека к действительности, а человек, приобретая социально-исторический опыт, фиксирует его в произведениях искусства. Эти произведения, дошедшие до нас, дают нам представление о жизни и социальных отношениях людей, о системе их духовных ценностей. С развитием человеческого общества, по мере усложнения социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.

Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:

1.Идеологическая функция – это выражение принятого в данном обществе мировоззрения, представления о мироустройстве. В древних цивилизациях идеологическая функция искусства была одной из основных, она способствовала закреплению в обществе существующей идеологии. Чаще всего идеология внедрялась в сознание людей через мифы, поэтому можно сказать, что в первобытном обществе идеологией была мифология.

2.Социальная функция – также одна из основных функций искусства, она «идет сверху», т.е. определяется правящими группами общества и направлена на закрепление существующего социального порядка, определенной социальной иерархии людей. Эта иерархия отражается и в мире богов и духов. В религии утверждается божественное происхождение власти

3.Общеобразовательная функция – это функция, связанная с передачей знаний молодым поколениям людей. При помощи искусства знания передаются и закрепляются непосредственно в образной форме, условным языком искусства передаются идеи, понятия.

4.Коммуникативно-мемориальная функция – связана с передачей информации в пространстве и времени, с этой функцией связан знаковый характер многих изображений. Пиктографическое и идеографическое письмо, постепенно изменяясь, превратилось в письменность, буквенные знаки утратили свой изобразительный характер. Мемориальная функция связана с культом предков: культурная связь поколений осуществлялась через ритуалы, в которых фигурировали магические изображения предком, реликвии. Различные мемориальные сооружения, связанные с культом предков: дольмены, курганы, менгиры были рассчитаны на многовековое существование, благодаря чему и дошли до наших дней.

5.Познавательная функция – связана с возможностью познания при помощи эмоционального мышления, отождествления образа с предметом. В процессе создания изображения человек анализирует строение, пропорции, анатомию изображаемого предмета.

6.Магико-религиозная функция – связана со стремлением человека овладеть силами природы через художественное изображение. С этой функцией связана охотничья магия, возникновение «охранных знаков». Первобытный художник был одновременно и магом – посредником между миром земным и миром сакральным.

7.Эстетическая функция – связана с поисками «универсальных законов красоты». С самых древних времен человек пытался стилизовать природные формы, найти лучшие цветосочетания, пропорции. Психологическое воздействие искусства давно было осознано человеком: искусство участвовало в организации досуга, способствовало психологической разрядке, отдыху нервной системы. Древнегреческий философ Аристотель писал, что целью искусства является достижение катарсиса – возвышенного, очищенного состояния души.

С течением времени, начиная с времен Античности, искусство приобретает новые функции, связанные с проявлениями личности художника, его творческой индивидуальности.

8.Художественно-концептуальная функция – это активная, философская функция, направленная к осознанию состояния мира, к решению каких-либо нравственных или политических проблем эпохи. Авторская концепция может быть также связана с открытием нового стилевого направления или творческой манеры, соответствующей новым задачам искусства в меняющемся мире.

9.Функция предвосхищения – в ней проявляется индуктивность человеческого мышления – способность к логическим построениям на основе обобщения повторяющихся явлений. Эта функция проявляется в фантастических и утопических произведениях искусства, которые часто оказывали влияние на развитие общественной мысли эпохи.

10.Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-эстетическим воздействием искусства на людей с целью вовлечения их в активную социально-политическую деятельность по преобразованию общества. Эта функция характерна для кризисных, революционных эпох, она направлена на формирование «идеала» социального устройства и человека.

 

4. На ранних стадиях развития общества связи искусства с различными областями человеческой деятельности были значительно теснее, чем теперь. Античный мир еще не знал единого понятия “искусство”. Греческое слово “Techne”, которым обозначалось понятие “искусство”, понималось, как “техника”, “мастерство”. Искусствами считались также и некоторые науки: математика, астрономия, история, философия. В средние века архитектура, живопись, скульптура включались в состав ремесел. Близкое к современному понимание искусства как системы отдельных видов появилось лишь в эпоху Возрождения: предпочтение отдается живописи и скульптуре.

Впервые систему классификации искусства дал немецкий философ Г.В-Ф. Гегель (1770 – 1831). Он считал первым видом искусства архитектуру, так как она соединяет в себе духовное и материальное начала. Архитектура использует язык символов, преобразует внешнюю среду так, что она «становится родственной духу». Далее он выделяет скульптуру, в которой «внутреняя духовная жизнь … вселяется в чувственный облик, и обе стороны сливаются друг с другом так, что ни одна не преобладает над другой». Искусством, ближе всего стоящим к скульптуре, Гегель считает живопись, за ней следуют музыка и поэзия.

В зависимости от средств, с помощью которых создается произведение, искусства можно разделить на три группы:

1. Пространственные искусства (образ существует в пространстве и не изменяется во времени)

2. Временные (образ существует во времени и не изменяется в пространстве)

3. Пространственно-временные (образ существует и изменяется в пространстве и во времени)

 

К пространственным искусствам относятся изобразительные, к временным – выразительные (литература, музыка), к пространственно-временным – кино, театр, танец. Архитектуру, если ее понимать как систему неизменяемых во времени форм, можно отнести к пространственным искусствам, но если ее понимать как систему форм, изменяемых во времени (что очень характерно для архитектуры ХХ века), то ее можно отнести к пространственно-временным.

Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:

1. Знаки изобразительного типа: предполагают сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика, литература)

2. Знаки неизобразительного типа: апеллируют к ассоциативно-образному мышлению (архитектура, музыка, танец)

3. Знаки смешанного типа: свойственны синтетическим видам искусства

(словесно-музыкальным, архитектурно-живописным, музыкально-живо­писным и т.п.).

Каждый вид искусства обладает своими выразительными возможностями, имеет свой предмет и средства выразительности.

К видам изобразительного искусства относятся: живопись, скульптура, архитектура, дизайн, художественная фотография, декоративно-прикладное и театрально декорационное искусства. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется на роды, определяющиеся особенностями того или иного материала и своеобразием художественного языка. Роды живописи: монументальная, станковая, миниатюрная. Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.

Жанровое деление искусств определяется тематикой, предметом отражения и имеет межвидовой характер. Основные жанры: портрет, пейзаж, марина, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанры, ню. Четкие границы между жанрами установились в ХУП – ХУШ вв. в эстетике классицизма. В те времена художники старались соблюдать чистоту жанра и часто специализировались в одном жанре. Постепенно чистота жанров нарушается, границы между ними становятся менее четкими, разворачивается активный процесс “взаимопроникновения ” жанров.

В каждом виде искусства существуют также различные техники, которые определяются в зависимости от материала и способа его обработки. Техниками живописи являются: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, мозаика, аппликация, энкаустика, а также смешанные техники. Графические техники: рисунок, ксилография, литография, линогравюра, эстамп, офорт и др.

Наиболее синтетическим видом искусства является архитектура, она соединяет в себе другие виды искусства: графику, живопись, скульптуру, приемы сценографии и даже может апеллировать к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вобрала в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.

Термин “архитектура” происходит от греческого слова “architecton”- “главный строитель” и обозначает как систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, так и само искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты . Архитектура – это также специальность, сфера науки и образования, включающая ряд специализаций ( архитектура зданий и сооружений, реконструкция и реставрация архитектурных объектов, теория и история архитектуры, районная планировка и градостроительство, дизайн архитектурной среды).

В отличие от других видов искусства архитектура не изображает нечто, существующее вне ее. Основными средствами создания художественного образа в архитектуре являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контраста. Основные средства архитектурной композиции: цвет, светотень, фактура, соразмерность (масштаб), пропорция. Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующим времени и месту. Архитектура не только организует жизненные процессы, но и направляет их, оказывая обратное влияние на социальную сферу. Сложность творчества в области архитектуры заключается в том, что она опирается на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи стимулируют развитие новых технических средств и материалов в строительстве.

 

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Первобытное общество

2. Каменный век

3. Бронзовый век

4. Железный век

5. Верхний Палеолит

6. Шательперонский период

7. Ориньяк

8. Граветтский период

9. Солютре

10. Мадлен

11. Мезолит

12. Неолит

13. Альтамира

14. Ласко

15. Фон-де-Гом

16. Наскальное искусство

17. Петроглиф

18. Пиктография

19. Венеры Палеолитические

20. Натуральный макет

21. Корвар

22. Виды изобразительного искусства

23. Живопись

24. Скульптура

25. Графика

26. Декоративно-прикладное искусство

27. Дизайн

28. Архитектура

29. Монументальное искусство

30. Станковое искусство

31. Театрально-декорационное искусство

32. Техники живописи

33. Масло

34. Мозаика

35. Фреска

36. Сграффито

37. Темпера

38. Пастель

39. Гуашь

40. Акварель

41. Энкаустика

42. Графические техники

43. Рисунок

44. Эстамп

45. Ксилография

46. Эстамп

47. Офорт

48. Литография

49. Меццо-тинто

50. Монотипия

51. Линогравюра

52. Жанры изобразительного искусства

53. Жанр (бытовой)

54. Портрет

55. Пейзаж

56. Натюрморт

57. Исторический жанр

58. Батальный жанр

59. Натюрморт

60. Ню

61. Интерьер

62. Анималистический жанр

63. Комикс

64. Марина

65. Плакат

66. Упаковка

 

 

ЛЕКЦИЯ N2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРЕВНЕЙШИЕ ТИПЫ ПОСТРОЕК И СООРУЖЕНИЙ..

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Древнейшие жилые постройки. Эволюция первобытного жилища.

2. Типы древнейших человеческих поселений.

3. Мегалитические сооружения

 

1. В период Верхнего Палеолита, около 2-х млн. лет назад человекоподобные существа Homo Habilis (Человек Умелый) жили, передвигаясь с места на место в поисках добычи и растительной пищи. Они собирались группами на стоянках, где сооружали временные укрытия. Следы таких сооружений найдены в Одувайском ущелье в Танзании на берегу ручья, впадающего в озеро. С наветреной стороны стоянка была защищена изгородью или кустарником. Круги камней диаметром около 4-х метров поддерживали оооснование ветвей, из которых были сооружены хижины. Сверху они покрывались растительным материалом. Homo Erectus (Человек Прямоходящий), живший около 1,5 млн. – 300 тыс. лет назад также сооружал временные укрытия, но уже в более северных районах (Торральба, Амбона в Испании, Терра Амата во Франции). Сохранились следы овальных крупных хижин. Внутри хижин горели костры в очагах, защищенных от ветра каменными укрытиями. Такая хижина вмещала до 20-ти человек. Использование огня для приготовления пищи позволило человеку освоить новые, более северные районы и употреблять в пищу более широкий ассортимент растительной пищи.

В других местах укрытиями от холода являлись естественные пещеры. Здесь жили группы первобытных людей – неандертальцев и кроманьонцев - численностью до 40 человек. Вход в пещеру закрывался занавесом из шкур. Внутри для защиты от холода сооружали жилище из шкур, разделенное на две части. Большие пещеры, очевидно, были разделены на несколько зон. Одна из зон уже во времена неандертальцев имела сакральное значение: здесь в небольших углублениях в скале были замурованы черепа медведя или других животных. Другие зоны были обозначены мужскими или женскими знаками. Мужские знаки присутствуют, в основном, в зонах, расположенных ближе к выходу из пещеры, а также в зонах, расположенных на границе разных по функции пространств и, очевидно, имеют охранное значение.

В тех местах, где не было естественных пещер, строили большие шалаши или хижины из веток, покрытые шкурами, которые закреплялись костями мамонта. По мере продвижения на север, в Граветтский период, кроманьонцы строили зимние жилища в долинах рек. Для защиты от холода уровень пола был опущен в яму глубиной 60-80 см. Стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур, поддерживаемых каркасом из бедренных костей мамонта. Длина такого жилища достигала 27 м. (Длинное жилище). Здесь зимовали несколько семей, каждая из которых имела свой очаг.

Землянки и полуземлянки – типичное жилище эпохи мезолита в районах Приднепровья им долине Дона. Крыша таких жилищ делалась из нескольких слоев растительного материала.

В период неолита человек постепенно переходит к земледелию и скотоводству, что сопряжено с оседлым образом жизни. В начале этого периода люди жили большими матриархальными семьями в так называемых «длинных домах» длиной до 30 м. и площадью до 150 м. Такой дом вмещал до 20-ти – 30-ти человек и был разделен на ряд отдельных одинаковых ячеек, каждая из которых имела свой очаг. В каждой такой ячейке жила одна семья, первая ячейка служила сенями, защищая дом от холода, а последняя использовалась как кладовая для запаса пищи. Ячейки были связаны между собой сквозным проходом, образуя "анфиладу". Основу конструкции «длинного дома» составляли деревянные стойки каркаса, стены делались из переплетенных прутьев, обмазанных глиной, окна были круглыми. Пол состоял из слоя обожженной глины по деревянному настилу. Крыша была двускатной.

Позже, с переходом к патриархату, когда начинает формироваться парная семья, каждая семья строит свое собственное жилище. Появляются более разнообразные конструкции жилых построек. В зависимости от климатических условий строительства. В районах с умеренным климатом строятся деревянные каркасные или срубные дома-«пятистенки» – прямоугольные в плане с одной внутренней стеной, отделяющей сени от основного помещения. Конек крыши поддерживался центральным столбом, поэтому вход был смещен от центральной оси. Перед входом была площадка, покрытая деревянным настилом. В южных районах Европы строили дома из камня-известняка или сырцового кирпича – так называемые мегароны. Они имели при входе навес, опирающийся на выпущенные боковые стенки и деревянные опоры (столбы). Тыльная часть дома имела полукруглую форму. В тропических районах с сырым климатом применяются свайные конструкции – уровень пола поднимается высоко над землей, иногда дома строятся даже на деревьях.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 761;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.055 сек.