Востояний, способный привести к столкновениям, смертельным

для homo sapiens.

Н.Н.Моисеев. Экологический кризис и цивилизационные конфликты//проблемы глобальной безопасности

М.РАН,1995, 126

 

Культурология изучает мир в контексте его культурного существования, т.е. со стороны того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она изучает системный объект - культуру как человеческое оформление существования. Культура включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры.

Мы привыкли к выражениям: «Мир озабочен судьбой цивилизации». Об этом много говорят и пишут, но вопрос о трактовке определения цивилизации остается открытым для дальнейшего обсуждения.

Что же такое цивилизация, как она связана с культурой и сопровождающими ее социальными процессами, включающими в себя и материальную и духовную стороны общественной жизни, образуется ли с ее помощью органическое единство социального и культурного начал общественной жизни?

 

1.Если начать ab ovo, то следует обратиться к франко- и англоязычной литературе эпохи Просвещения, когда возникло и начало входить в употребление само слово « цивилизация». Истоки, видимо, исходят из распространенных тогда концепций общественного договора формирования гражданского (civilis) общества и государства. Такова позиция Фергюсона А, шотландского просветителя 18 века, согласно которому «цивилизация» есть «способ существования» человеческих сообществ после их выхода из примитивного первобытного состояния (в работе «Очерк истории гражданского общества», опубликованной в 1767 году).

Вильгельм фон Гумбольдт считал, что материальная, техно-экономическая сфера относится к культуре, а духовная – к цивилизации. Альфред Вебер рассматривал цивилизацию как технологическую и информационную сторону деятельности общества, а культура, с его точки зрения воплощается в религии, философии, нравственности, искусстве. Иначе говоря, цивилизация рассматривается как внешний мир человека, а культура как внутренний мир человека.

 

Существующая полисемантичность понятия « цивилизация» - следствие использования различных концептуальных схем, каждая из которых вносила свое в толкование термина. Обратимся к некоторым из них.

- Цивилизация как синоним культуры: цивилизация как степень развития культуры, как противостояние «варваризации».

- Цивилизация как степень развития личности и межкультурных отношений. Вольтер говорил о цивилизованном поведении как о хороших манерах и навыках самоконтроля. Но как явление цивилизация есть определенный этап в развитии культуры.

- Цивилизация как уровень, ступень развития материальной и духовной культуры(античная, современная цивилизация и т.п.), или общество на определенном историческом этапе культуры.

 

- Цивилизация как степень общественного развития: Л.Морган («Древнее общество», 1874), позже Ф.Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности, государства»,1884) представляли как новый этап в развитии человечества, пришедший на смену первобытному варварству. Возникновение цивилизации Энгельс связывал с разделением труда, появлением обмена, товарного производства, классов, государства. Позже на основе его развился формационный подход, основанный на экономической основе общественной жизни, в марксистской литературе термин «Цивилизация» растворился в формационном подходе к истории. Методология формационного подхода основывается на развитии формаций как естественноисторического процесса, т.е. объективного и закономерного.

 

- Цивилизация как совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех или иных общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

 

- Цивилизация – это материализованное человеком состояние области обитания общества - это отпечаток деятельности человека. Это все созданные объекты материального, интеллектуального и духовного характера- орудия труда, машины, здания, сооружения разного характера, продукция, образцы искусства, информация на любых носителях, это сам человек и общество. То есть «цивилизация»- определенное состояние процесса развития, а культура – сам процесс развития на определенно стадии. Культура создает свой отпечаток- цивилизацию.

- Цивилизация как некий функциональный подраздел культуры (Яковенко, Пелипенко), Если культура представляет собой всю систему смыслов человеческого бытия, как идеальных, так и опредмеченных, то цивилизация связана имеено с предметным ресурсом культуры, «функциональных феноменов предметного тела культуры».

 

Разнообразие трактовок термина «цивилизация» говорит о том, что все они так или иначе связаны с культурой. Одним из принципиальных вопросов в трактовке « цивилизации» является ее соотношение с культурой, с материальными и духовными сторонами общественной жизни. Здесь крайними точками зрения являются признание единствацивилизации и культуры (культура и есть цивилизация) и их противопоставление, когда цивилизацию сводят к материально-технологической стороне общественной жизни, противостоящей духовной жизни.

Сопоставительная таблица признаков, разграничивающих понятия «культура» и «цивилизация» по Э.Азроянцу[79]

Культура Цивилизация
1.Первична, уникальна 1. Вторична, исторична
2. Это состояние (содержание) социума 2. Форма организации социума
3. Основа, на которой формируется цивилизация 3.Формируется на базе ряда культур
4.Всегда национальна и продолжительнее цивилизации во времени 4. Шире культуры в пространстве, поскольку интернациональна.
1. Доминирующий акцент- идеальное Исторический вектор оценок – регрессивный 2. Доминирующий акцент – материальное. Исторический вектор оценок- прогрессивный
6. Формирование мировоззрения, символов, веры, морали 6.Формирование идеологии как культурно обусловленной системы взглядов, структурирующей отношение к реальности

 

 

Современному подходу более соответствует понимание «цивилизации» как социокультурной системы, включающей в себя и материальную и духовную стороны общественной жизни, причем формообразующим началом ее является культура.[80] В понятии «цивилизация» субъективная сторона исторического процесса (культура, личность) играет главенствующую роль, формирующим началом цивилизации выступает культура.

Но признание «цивилизации» как социокультурного образования, на первый взгляд, неизбежно приводит к отрицанию единства исторического процесса, т.к. в каждую эпоху существует множество культур. В истории на основе различных культур сформировались локальные цивилизации. Некоторые ученые полагают, что в индустриальном или постиндустриальном обществе наличие локальных цивилизаций невозможно. Мировая цивилизация есть единство многообразия, также как и единство исторического процесса создается наличием общих начал в истории различных народов и стран. В глобальном масштабе цивилизация отражает лишь достигнутый человечеством уровень развития.

 

Типология цивилизаций в зависимости от того, что положено в основу деления, может быть представлена следующим образом:

1. По уровню социально-экономического развития выделяются три типа цивилизации:

· «Богатый Север» - (западная цивилизация, развитые страны);

· «Бедный Юг» - (слаборазвитые страны);

· «Третий мир» - (страны с переходной экономикой).

2. По географическому признаку с определенной долей условности:

· Европейская

· Китайская

· Тихоокеанская

· Юго-восточная

· Ближневосточная

· Североамериканская.

3. По конфессиональному признаку:

· Христианская

· Буддийская

· Исламская и т.п.

Внутри каждой цивилизации, как правило, сосуществуют множество культур, например, в европейской цивилизации можно выделить итальянскую, французскую, испанскую, немецкую и другие культуры.

 

Становление культурологического знания связывается с такими мыслителями, как Данилевский, Шпенглер, Тойнби, разработавшими принципиальные положения о природе и специфике отдельных исторических форм культуры.

Во второй половине Х1Х века в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу стали развиваться концепции локальных культур. Одним полюсом является право каждой на самостоятельное развитие, что отвечает принципам гуманизма и демократии, служит основанием их плодотворного взаимодействия и диалога культур. Другим полюсом является их обособление и враждебное противостояние. Классиками и наиболее яркими представителями этого направления являются Николай Яковлевич Данилевский(1822-1885), Освальд Шпенглер(1880-1936), Арнольд Тойнби(1869-1975).

 

Н.Я.Данилевский как естествоиспытатель стал рассматривать существование так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые подобно живым организмам находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Они как биологические особи проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Он создал классификацию с естественнонаучных позиций

Пытаясь выявить объективные законы их развития, Данилевский выделял 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. Каждый культурно-исторический тип реализует себя в их сочетании, этим определяется его специфика, своеобразие развития в течение всего цикла: от рождения до умирания. Цивилизацию характеризует период расцвета данного культурно-исторического типа. Отрицая единую историю человечества., он выделял 1,5 десятка культурно-исторических типов. Продолжительность жизни каждого типа исчисляется приблизительно 1 тыс. лет. Положительную роль в истории сыграли, по его мнению, следующие 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Исторически существовавшие культурно-исторические типы не передавали основы цивилизации другим цивилизациям. Данилевский провозглашал качественно новый, славянский культурно-исторический тип (являющийся противовесом упадку европейского типа), ядром которого является русский народ. Для него неприемлем был евроцентризм, он считал, что Европа изначально враждебна России.

Один из важнейших законов цивилизации , что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому.Так Александр Македонский завоевал Восток, но ему не удалось его эллинизировать.Но взаимодействие культур возможно:

- колонизация страны и насаждение чужой культуры,

- как и возможна передача чужих элементов культуры и их развитие на теле другой культуры( прививка);

- усвоение результатов более зрелой цивилизации, но сохранение самобытности (германо-романская Европа усвоила плоды греко-римской цивилизации).

Данилевский выделял 4 основных формы деятельности и полагал, что разные культуры достигали совершенства в одной или нескольких из них:

Одноосновные:

1. В европейском культурно-историческом типе вырабатывалось религиозное миросозерцание, которому суждено стать одной из самых распространенных религий мира.

2. Древне-греческая цивилизация – развивала художественно-культурный тип, философское мышление.

3. Римский культурно-исторический тип – политический тип.

Двухосновные:

1. Германо-романский культурно-исторический тип – политический и культурный тип деятельности.

В славянском культурно-историческом типе видел способность развиваться во всех 4-х типах деятельности.

 

Данилевский первым увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства одного какого-либо типа. Ни одна цивилизация не представляет высшую точку в истории, каждая вносит свои плоды, и только в этом многообразии осуществляется прогресс. Не существует никакой общечеловеческой абстрактной задачи. Есть всечеловеческие как совокупность всего национального.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 600;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.