Представление графа. Транзитивное замыкание
Граф представляет собой структуру, состоящую из вершин и связей между ними, называемых ребрами. Если ребра имеют направление, то они именуются дугами, а граф называется ориентированным. С помощью графов можно представить множество автомобильных дорог, связывающих населенные пункты, компьютерные сети и сети связи, электрические схемы, сетевые графики в планировании и т. п. Многие практические задачи могут быть сведены к задачам на графах.
Для представления графа чаще всего используют матрицу смежности, состоящей из нулей и единиц. Пусть имеется граф из n вершин V1, V2, …, Vn. Элемент aij матрицы смежности A равен 1, если имеется дуга из вершины Vi в вершину Vj, и 0 в противоположном случае. Для неориентированных графов матрица смежности симметрическая. Вместо нулей и единиц иногда задают другую информацию. Например, для дорог элемент aij может задавать расстояние между пунктами или время проезда.
Главная диагональ матрицы смежности обычно не представляет интереса. Она может состоять как из 0, так и из 1. В некоторых алгоритмах это имеет значение и должно оговариваться.
Для каждой вершины Vi строка с номером i определяет возможных последователей, а i-й столбец – предшественников.
Проставим нули на главной диагонали матрицы смежности. Количество путей между вершинами Vi и Vj, состоящих ровно из двух звеньев, определяется выражением
,
где суммирование ведется по всем промежуточным вершинам, для которых есть дуги из Vi и в Vj . Приведенное выражение определяет элементы матрицы A2. Аналогично, число путей, состоящих ровно из трех звеньев, определяет матрица A3, а число путей, не превышающих трех звеньев, можно задает матрица
B3= A + A2 + A3.
Можно доказать по индукции, что общее число путей между всеми парами вершин длины не более m звеньев определяется матрицей
B3= A + A2 + …+Am.
Приведенная матрица учитывает и некоторые циклические пути. Все циклические пути учесть невозможно, так как при наличии хотя бы одного цикла имеется бесконечное число разных путей, отличающихся количеством прохождения данного цикла.
Матрицей достижимости P называют матрицу из нулей и единиц, элемент pij которой равен 1, если имеется какой-либо путь из вершины Vi в вершину Vj, и 0 в противоположном случае. Если считать каждую вершину достижимой из самой себя, то ненулевые элементы матрицы Bn-1 определяют единицы матрицы достижимости. Иными словами, мы получим матрицу достижимости, если при вычислении Bn-1 считать, что единица кодирует истину, а ноль – ложь, и использовать логические операции AND и OR вместо умножения и сложения.
Матрицу достижимости называют еще транзитивным замыканием матрицы смежности. Описанный способ нахождения транзитивного замыкания отличается высокой трудоемкостью вычислений. Рассмотрим алгоритм Уоршела, дающий более эффективный способ построения транзитивного замыкания.
Пусть элемент pij(k) матрицы P(k) равен 1, если существует путь из вершины Vi в вершину Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k, и 0 в противоположном случае. Тогда выполняется рекуррентное соотношение
где в качестве сложения и умножения фигурируют логические операции OR и AND.
Действительно, если имеется путь из Vi в Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k, то оба элемента pij(k) и pij(k+1) равны 1. Если же такого пути нет, но он появляется при добавлении вершины Vk+1 , то этот путь обязательно проходит через Vk+1 .
В качестве P(0) выбирается исходная матрица смежности. Матрица P(n) будет транзитивным замыканием, так как в ней не остается никаких ограничений на промежуточные вершины возможных путей.
Плюсами матрицы смежности является однородность ее структуры, возможность использования операций матричной алгебры, простой доступ к предшествующим и последующим вершинам. Недостаток заключается в нерациональных затратах памяти, так как указывается наличие или отсутствие связей между всеми парами вершин. Это особенно сказывается в разреженных графах, содержащих небольшое число связей. Матрица смежности не дает необходимой гибкости в случае постоянного изменения графа в ходе решения задачи.
Естественно представлять графы списком вершин и списком ребер. В этом случае для прохода по графу требуется вести трудоемкий поиск в списке ребер. Данный способ удобен в приложениях, работающих в среде систем управления базами данных.
Эффективным по памяти является использование двух связанных списков, что уже рассматривалось для деревьев. Первый из них описывает вершины графа и ссылается на ту часть второго списка, откуда начинается перечисление последователей. Такое представление неудобно при корректировках графа.
Рассмотрим один из вариантов динамического представления графов. Снова первый список соответствует вершинам. В каждой вершине имеется указатель на список дуг, исходящих из этой вершины. Дуга помимо ссылки на следующую дугу имеет указатель на ту вершину, в которую она направлена.
Пусть имеется граф
Приведенный способ представления приводит к следующей структуре:
Nil
Nil
|
Данная структура экономична и удобна для корректировки, хотя и несколько сложна. Предусмотрено только быстрое нахождение последователей, но не предшественников. Ведение списков предшественников еще более загромождает структуру.
Ниже приведен пример программы, обеспечивающей ввод и корректировку графа в описанном представлении.
Program Graph;
{ создание и распечатка графа }
Uses Crt;
Type
ukaz=^uzel;
point=^duga;
uzel=record { список вершин графа }
Nom: integer;
Next: ukaz;
Sv: point
end;
duga=record { структура дуги графа }
Next: point;
Sv: ukaz
end;
Var
A, B: integer;
L: boolean;
Top, Kon, Ua, Ub: ukaz;
P, Q: point;
Ch: char;
Begin
L:=True; Top:=Nil;
While L do
Begin
Write('Введите связи в виде пары вершин (-1 - конец) ');
Read(A);
if A=-1 then
begin
WriteLn('Ввод закончен !');
WriteLn;
L:=False
end
else
begin
Read(B);
Kon:=Top;
Ua:=Nil; Ub:=Nil;
While Kon<>Nil do
begin
if Kon^.Nom=A then Ua:=Kon;
if Kon^.Nom=B then Ub:=Kon;
if (Ua<>Nil) and (Ub<>Nil) then Kon:=Nil;
if Kon<>Nil then Kon:=Kon^.Next
end;
if Ua=Nil then { A-новая вершина }
begin
New(ua);
Ua^.Nom:=A;
Ua^.Next:=Top;
Top:=Ua;
Ua^.Sv:=Nil
end;
if Ub=Nil then { B-новая вершина }
begin
New(Ub);
Ub^.Nom:=B;
Ub^.Next:=Top;
Top:=Ub;
Ub^.Sv:=Nil
end;
if Ua^.Sv=Nil then { нет дуг у вершины A }
begin
New(p);
Ua^.Sv:=P;
P^.Next:=Nil;
P^.Sv:=Ub
end
else { есть дуги }
begin
Q:=Ua^.Sv; { первая дуга }
New(p);
P^.Next:=Q^.Next;
Q^.Next:=P;
P^.Sv:=Ub { вставка после первой дуги }
end
end
end; { конец While }
Ua:=Top;
While Ua<>Nil do
begin
WriteLn('Вершина ', Ua^.Nom);
P:=Ua^.Sv;
if P<>Nil then Write('Последователи: ')
else Write('Последователей нет !');
While P<>Nil do
begin
Kon:=P^.Sv;
B:=Kon^.Nom;
Write(B,' ');
P:=P^.Next
end;
WriteLn;
Ua:=Ua^.Next
end;
Ch:=ReadKey { пауза }
End.
Возможны и смешанные варианты представления графа. Например, для графов, допускающих существование нескольких дуг между двумя вершинами, элементами матрицы смежности могут быть указатели на соответствующие списки дуг.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2788;