Естественно-научная и гуманитарная культура
ЛЕКЦИЯ 1.
В методологии науки под этими терминами понимают две разные традиции, которые сформировались в изучении природы, то есть естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества (гуманитарных науках), с другой.
Методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, поэтому в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью в гуманитарные науки. Это направление было названо позитивизмом. Программа позитивизма была сформулирована французским философом Огюстом Контом в его «Курсе позитивной философии». Конт, например, рассматривал социологию как социальную физику, в которой вместо атомов фигурируют человеческие индивидуумы. Современный позитивизм подчеркивает особое значение логики для построения системы научного знания, его унификации. В связи с этим его еще называют логическим позитивизмом, идеалом которого считается математическая физика, где в качестве аксиом используются законы физики. Идеи позитивизма не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Последователи антипозитивизма отказывались признавать какую-либо общность между гуманитарным и естественным познанием.
В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход в своих исследованиях, идеи и методы кибернетики и теории информации, концепции самоорганизации и эволюции.
Наиболее отчетливо различие между естественно-научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых – объяснение, понимание и предсказание явлений.
Объяснение – подведение явления, факта или события под некоторый закон, теорию или концепцию. По малоправдоподобной легенде Ньютону, чтобы объяснить, почему яблоки падают на Землю, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения равновесия на рынке обращаются к закону спроса и предложения. Различают различные уровни объяснения.
В естествознании сначала преобладали причинные объяснения (в механике, например, мы говорим, что причиной ускорения является сила, приложенная к телу). Причинные законы отражают регулярные, повторяющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. Объяснения с помощью законов в настоящее время называют номологическими. Они являются более надежными, так как устанавливаются и проверяются очень тщательно.
В ряде гуманитарных наук, например, в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Некоторые философы считают, что исторические и другие гуманитарные события и явления также в принципе поддаются объяснению с помощью общих законов и теорий. Они также считают, что для объяснения исторических событий и деятельности людей, следует обратиться к телеологическим или финалистстким объяснениям, которые опираются не на причинные законы, а на раскрытие целей, намерений и мотивов поведения и деятельности людей. Такие объяснения применялись еще в древности. Вследствие развития науки интерес к ним стал пропадать. Некоторые историки считают, что главное внимание в гуманитарных науках должно быть обращено не столько на их общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом исследования событий метод понимания, связанный с их истолкованием.
Понимание – способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления или события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. Такой способ часто называют герменевтическим, по имени древнегреческого бога Гермеса, который служил посредником между людьми и богами Олимпа. В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого. Теоретическое понимание основывается прежде всего на интерпретации определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей.
Можно ли говорить о понимании природы? В явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, а тем самым и вложенного кем-то смысла. Думать иначе означало бы возвратиться к антропоморфизму, то есть наделению природы особенностями, которые присущи только человеку. В то же время, для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. Различия между объяснением и пониманием состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание – к интерпретации.
Предвидение, или предсказание по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит открыть. Предвидение относится к будущим событиям, практически значимым в свете прогнозирования явлений и событий. Предвидение в гуманитарных науках связано с процессами социальными и гуманитарными, которые опираются на законы статистические, вероятностные. Заключения, полученные из статистических законов, всегда имеют вероятностный или правдоподобный характер, отставая по точности от предсказаний в естественных науках. Хорошо известно, с какой точностью астрономы вычисляют время солнечных и лунных затмений, а физики предсказывают результат процессов, происходящих внутри атомов и ядер. Здесь ученые опираются на общие, универсальные законы. В социологии и психологии приходится ограничиваться полуэмпирическими законами статистического характера. Велика также роль субъективного фактора в социально-гуманитарном познании, что делает прогнозы лишь вероятными.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1139;