Просвещение и особенности русского классицизма.
До конца 60 гг. XVIII в. в русской литературе господствовал классицизм. В отличие от европейского, русский классицизм теснее связан с просветительством, что привносило в литературудемократические черты. Ведущую роль в ней играли нравственные коллизии.
Талантливым поэтом и теоретиком классицизма был А.П. Сумароков. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Сумароков – дворянин, крепостник, по политическим убеждениям монархист, но, будучи идеологом передового просвещенного дворянства, он выступал со страстным обличением «знатной черни». Он также был выдающимся драматургом, автором первых русских стихотворных трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Новые лавры»), которым присущи национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, элементы реализма и народности.
В последней трети XVIII века в литературе начал складываться новый метод – реализм. Впервые он проявился в драматургии – в творчестве Д.И. Фонвизина. По свидетельству В.Г. Белинского, «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений». «Бригадир» явился первой национальной русской комедией, а «Недоросль» – первой реалистической комедией.
Г.Р. Державин сделал вклад в развитие реалистической лирики. Он придерживался консервативных взглядов, поэтому, борясь за правду, против несправедливости, требуя соблюдения законов, он остался в истории литературы как «бич вельмож».
В конце века главенствующим художественным направлением стал сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы.
Как реализм, так и сентиментализм опирались на идеи Просвещения, утверждали веру в великую роль человека на земле, воспитывали в нем чувство достоинства. Но метод изображения был разным. Реализм, раскрывая человека, связывал его с окружающим миром. А сентиментализм рассматривал его в отрыве от окружающей среды.
Расцвет сентиментализма в России связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. А с повести Карамзина «Бедная Лиза», по существу, началась новая русская проза.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1903;