Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
а) Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство. Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюивыделяет различные типы знания:
- «эпистеме» - достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);
- «докса»- недостоверное знание (догадки, мнение) людей,
которые неспособны подняться до подлинного знания.
Nb:Данные виды знания являются результатом двух типов познания: непосредственного, чувственного -доступно «сем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
- созерцание чистых идей - доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание - «эпистиме».
б) Следуя Платону,Дьюи считает, что:
- чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, - рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
-. высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
в) В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения(и познания): материалистическое; идеологическое.Спор
между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, корда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную. По мере стирания грани
между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться. В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания. Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический cпособы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, «uспользуя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
г) Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюиделает еще одно философское открытие.Поскольку-достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно,познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.
7) Социальная философия Дьюи. Проблема морали.
а) Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет
проблеме морали и социальной философии.
б) Можно выделить следующие положения учения Дьюи о
морали и общественной жизни:
- не существуетединственно возможного «высшего
блага», к которому должно стремиться человечество;
- существуетплюрализм целей и благ;
- цели и благане могут быть абстрактны, они конкретны;
— основными благамиявляются здоровье, богатство,
честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
- и большинство людей стремитсяк указанным благам,
причем не к данным благам вообще, а к конкретному
размеру указанных благ;
- достижение любого благаесть изменение в качестве
опыта; следовательно, сам рост является во всех случаях
главной моральной целью;
моральные заповеди(не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
- лозунг «цель оправдывает средства»неправилен по
своей сути и должен быть отвергнут;
- цели должны соответствовать средствам, а средства - целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придух в соответствие со средствами);
- демократия должнаотказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
- общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции; основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали,
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 670;