Общее понятие и периодизация философии стоиков.
а) Причина возникновения:Ответной реакцией на
распространение идей киников стало возникновение и развитие
философской школы стоиков («Стоя» - название портика в
Афинах, где она была основана).
б) Основателем данной философской школысчитается Зенон
Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так
называемых «апорий»-парадоксов).
в) Периодизация:Стоическая философия в своем развитии
прошла ряд этапов:
- ранняя стоя.(III - II вв. до н.э.), представители - Зенон,
Клеанф, Хриссип и др.;
- средняя стоя(Ц -1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;
- поздняя стоя(I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет,
Марк Аврелий.
5. Основная идея и характерные черты стоической
философии.
а) Основнаяидея философской школы стоиков (сходная с
основной идеей философии киников) - освобождение от
влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые
видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении
ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни
(попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали
иной путь для достижения этой цели- постоянное
самосовершенствование, восприятие лучших достижений
традиционной культуры, мудрость.
б) Идеалом стоиковвыступает мудрец, поднявшийся над
суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
в) К характерным чертам стоической философии также
относятся:
- - призыв к жизнив согласии с природой и Мировым
Космическим Разумом (Логосом);признание доброделивысшим благом, а порока - единственным злом;
- определение добродетеликак знания о добре и зле и
следования добру;
- призыв к добродетеликак постоянному состоянию души
и моральному ориентиру;
- признание официальных законови государственной
власти лишь в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства(самоотстранение),
игнорирование законов, традиционной философии и
культуры, если они служат злу;
- оправдание самоубийства,если оно совершено в знак
протеста против несправедливости, зла и пороков и
невозможности делать добро;
- восхищение богатством,здоровьем, красотой, восприятие
лучших достижений мировой культуры;
- высокий эстетизмв мыслях и поступках;
осуждение бедности,болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
- признание стремления к счастьювысшей целью человека.
6. Философия Сенеки и Марка Аврелия. Представители:Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий, а) Сенека(5 г. до н.э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ:
- проповедовалидеи добродетели;
- призывалне участвовать в общественной жизни и
сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
- приветствовалпокой и созерцание;
был сторонником,незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
верилв безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
- преувеличивалроль философов и мудрецов в управлении
государством и всех иных сферах жизни, презирал простой
и необразованный люд, «толпу»;
- считалвысшим благом нравственный идеал и человеческое
счастье;
- виделв философии не отвлеченную теоретическую систему,
а практическое руководство по управлению государством,
общественными процессами, по достижению людьми
счастья в жизни.
б) Марк Аврелий Антонии(121 - 180гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стойлу в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самомусебе». К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: глубокоеличное уважительное отношение к Богу;
- признаниевысшим мировым началом Бога;
- понимание Богакак активной материально-духовной силы,
объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
- объяснениевсех происходящих вокруг событий
Божественным промыслом;
- видениев качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
- разделение внешнего мира,который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;
- признание основной причинойсчастья отдельного
человека, приведение его внутреннего мира в соответствие
с внешним миром;
- разделениедуши и разума;
- призывы к несопротивленнювнешним обстоятельствам,
к следованию судьбе;
размышленияо конечности человеческой жизни, призывы
ценить и максимально использовать возможности жизни;- предпочтениепессимистического взгляда па явления
окружающей действительности.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 583;