Л Е К Ц И Я № 56. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого

Л. Н. Толстой (1828—1910) —самобытный мыслитель.

Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании челове­чества. Исторический прогресс у него решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование челове­ка он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом не­противления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.

По Л. Толстому «царство Божие — внутри нас», и потому он­тологически-космологическое и метафизико-богословское по­нимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Тол­стой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государ­ства должно произойти путем отказа каждого от выполнения об­щественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не мо­гло. В этом — противоречие принципов и выводов. Философия Толстого утопична.

Сущность познания —в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение чело­века к окружающему бесконечному миру.

Ф. Достоевский (1821—1881) —писатель-гуманист, гениаль­ный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Достоевско­го различают несколько периодов.

1. Увлечение идеями утопического социализма (кружок петра­
шевцев).

2. Перелом, связанный с усвоением религиозно-нравствен­
ных идей.


Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: рели­гиозно-философское осмысление судеб русской истории. Вся ис­тория человечества —история борьбы за торжество христианства. Самобытность пути России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной ис­тины. Он призван спасти человечество через «новые формы жиз­ни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».

Ф. Достоевский выразитель начал, которые стали основа­нием нашей национальной нравственной философии. Он — ис­катель искры Божьей во всех людях — даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — идеал великого мыслителя.

«Русское решение» социальных проблем —отрицание револю­ционных методов борьбы, разработка темы особого историческо­го призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже бо­гоборческими, религиозными сомнениями.

Ф. Достоевский — скорее, великий прозорливец, чем после­довательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциаль­ное и персоналистское течения в русской и западной философии.









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 573;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.