Развитие аканья
А к а н ь е м у восточных славян называют очень сложное фонетическое явление, характеризующееся неразличением гласных а, о и е в безударных слогах.
В современном русском литературном языке аканье имеет следующие особенности:
1. В первом предударном слоге на месте о произносится а: вода [вадá], ношу [нашý], плоды [плады]. В остальных безударных слогах вместо о выступает гласный неполного образования, близкий по звучанию к короткому ы ( на письме передается как ъ): молоток [мълатóк], говори [гъвар’ú], холодно [хóлъднъ]
2. На месте гласного е в первом предударном слоге произносится и: весна [в’иснá], пеку [п’икý], а в остальных безударных слогах – звук, бльзкий к очень короткому и (условно обозначается знаком ь): поле [пóл’ь], стонет [стóн’ьт], веселей [в’ьс’ьл’ей]
3. Звук а после твердых согласных в безударных слогах изменяется так же, как о, а после мягких согласных – так же, как е: пастух [пастýх], пастуха [пъстухá], часы [чисы], часовой [ч’ьсавóй], пятак [п’итáк], пятачок [п’ьтачóк]
Причины развития аканья до сих пор не выяснены. Оно возникло как диалектная черта южновеликорусских говоров (в междуречье Оки и Сейма) в конце XII или в XIII веке, затем (в XIV-XV вв.) распространилось на средневеликорусские говоры. Проникнув в речь жителей Москвы в XIV в., аканье получило широкое распространение в XV-XVI вв. С этого времени аканье систематически встречается в рукописных памятниках московского, рязанского, тульского и иного происхождения. Московский тип аканья лег в основу литературного языка.
Аканье характерно также для белорусского языка, а украинскому неизвестно, так же как и северовеликорусским говорам, которые называют «окающими», хотя они-то в этом отношении сохраняют тип произношения, характерный для древнерусского языка, где гласные в безударном положении звучали четко, не подвергаясь сокращению.
В современном русском письме аканье не отразилось, т.к. основным принципом русской орфографии является морфологический – одинаковое написание значащих частей слова (морфем) независимо от произношения. Лишь в некоторых словах под влиянием аканья пишется а вместо исторического о: барсук (др.-русск. борсоукъ), заря (др.-русск. зорia), карман (др.-русск. корманъ), паром (др.-русск. поромъ) и нек. др.
Морфология
Глагол
Глагол на протяжении длительного развития русского языка претерпел наиболее крупные изменения, в отличие от других частей речи.
В составе глагольных форм древнерусского языка различались: формы, составлявшие систему трех наклонений – изъявительного, повелительного и условного (сослагательного), и формы, стоявшие вне системы наклонений: инфинитив (неопределенная форма), супин и причастия. Древнерусский глагол знал также три лица (1-е, 2-е и 3-е), три числа (единственное, двойственнное и множественное).
По сравнению с современным русским языком древнерусский глагол имел развитую систему времен: одну форму настоящего, четыре формы прошедшего (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект) и три будущего (будущее простое, будущее сложное первое, будущее сложное второе). Это обусловлено тем, что временные формы обладали сложным видо-временным грамматическим значением. Упрощение системы времен связано с развитием и закреплением категории глагольного вида. Все глагольные формы делились в древнерусском языке на простые и сложные, причем глаголы прошедшего времени также изменялись по лицам.
Все глагольные формы в древнерусском языке образовывались от двух глагольных основ: основы настоящего времени и основы инфинитива. Для того чтобы определить основу настоящего времени, необходимо отбросить окончание (в 3 л. мн.ч.). Основа же инфинитива выявляется путем отделения от неопределенной формы глагола суффикса -ти:
Основа настоящего времени: Основа инфинитива:
бер-оуть бьра-ти
хвал-ѧть хвали-ти
вид-ѧть видѣ-ти
нес-оуть нес-ти
От основы настоящего времени образовывались:
формы настоящего времени, повелительного наклонения, причастий наст. вр.,
от основы инфинитива:
формы аориста, имперфекта, супина и причастий прошедшего времени.
НЕСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ
Инфинитив. В древнерусском языке инфинитив образовывался с помощью суффиксов -ти и -чи.
Примеры: нести, писати, пити, мочи (могоу), печи (пекоу), стричи (стригоу) и т.д. Со временем безударное и в суффиксе инфинитива было утрачено: писати > писать, пити > пить, печи > печь, стричи > стричь.
Если инфинитив оканчивался на -сти или -чи, то это означает, что в древних основах инфинитива еще в дописьменную эпоху произошли определенные фонетические изменения:
Чтобы найти древнюю основу инфинитива, необходимо сравнивать инфинитив с формой 1-го л. ед. ч. настоящего времени.
Инфинитив в др.-русск. Предполагаемая Основа Аорист в др.-
языке древнейшая фор- инфинитива русск. языке
ма инфинитива
плести (наст. вр. плет-оу) *pletti *plet- плетохъ
вести (наст. вр. вед-оу) *vedti *ved- ведохъ
речи (наст. вр. рек-оу) *rekti *rek- рекохъ
мочи (наст. вр. мог-оу) *mogti *mog- могохъ
Супин, или, как его называл А.Х. Востоков, д о с т и г а т е л ь н о е н а к л о н е н и е. Супин образовывался от основы инфинитива с помощью суффикса -тъ.
Супин употреблялся после глаголов движения (ити, грѧсти, ѣздити и др.) и обозначал цель этого движения. Как правило, после супина выступал родительный падеж существительного или местоимения.
Примеры:
приде жена отъ самарий почрѣтъ воды (пришла женщина-самаритянка зачерпнуть воды) (Остр. ев.);
мы не цѣловатъ ихъ приехали (мы не приветствовать их приехали) (Лавр. лет.);
новгородьци же... идоша прогонитъ его (новгородцы же пошли, чтобы прогнать его) (I Новг. лет.).
Супин к XIV в. вышел из употребления, заменившись инфинитивом.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1662;