Структурно-символическая школа
Структурно-символическая школа активно заявила о себе в последние десятилетия в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации. Назовем четыре имени, которые определяют ключевые позиции этого направления:
Эрнст Кассирер (1874 – 1945 гг.) – немецкий философ, автор книги «Философия символических форм». В основе его концепции культуры – в способности человека творить искусственный мир посредством символических форм, т.е. подход к культуре с позиций семиотики. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные части символического круга, в котором живет человек.
«Логика вещей, т.е. основных содержательных понятий и отношений, на которых строится наука, неотделима <…> от логики знаков. Ибо знак есть не просто случайная оболочка мысли, но ее необходимый и существенный орган. Он служит не только цели сообщения готового мысленного содержания, но является инструментом, благодаря которому само это содержание складывается и впервые приобретает свою полную определенность».
Клод Леви - Стросс (р. 1908) – французский этнограф, социолог, создатель структурной антропологии – науки, в основе которой лежит использование некоторых приемов структурной лингвистики и информатики при анализе культуры первобытных племен. Все мы, считает ученый, живем условностями и мифами, все больше отдаляющими нас от реальной жизни. Культурообразующая специфика мифа определяется французским структуралистом так: «Миф объясняет в равной степени как прошлое, так и настоящее и будущее… Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология».
В своей книге «Социология и антропология» (1950), Леви-Стросс считает разум скорее продуктом, чем причиной культурной эволюции. Культура как универсальный атрибут человеческого бытия обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах.
Ролан Барт (1915 – 1980 гг.) – французский литературовед, развивая идеи Леви - Стросса, отмечает неограниченное применение структурного анализа. Барт рассматривает культуру как текст и пытается уловить неуловимое, зафиксировать явленность, самоценность и самостоятельность бытия структур культуры в языке и образе: «Что же такое текст? Это не совокупность замкнутых знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов». Знаковая реальность – реальность культуры – предзадана человеку и может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющего «автора».
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1207;