V Высшее благо — см. Абсолютное благо.

Г

-^ Гедонизм — этическая система, принимающая в качестве абсо­лютного блага удовольствие, достигаемое субъектом. Г. исходит из того, что объективное содержание наших стремлений и поступков есть лишь средство для достижения удовольствия от их результата или даже самого процесса деятельности.

Грех — добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога. Г. может пре­вратиться в состояние души, ведущее к отпадению от Бога.

А

4 Декалог— десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай (Исх, 20: 2—17), ставших основой иудейской и христианской морали.


-•\ Добро — то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Добровольность (поступка) — отсутствие внешнего принуждения, заставляющего совершить этот поступок вопреки собственной воле, v Добродетель — состояние души, в котором человек нацелен на правильный моральный выбор и способен его совершать. Д. в религиозном смысле — отсутствие состояния греха и пребывание в единении с Богом. По Аристотелю, счастье состоит в том, чтобы жить добродетельно.

-{-Долг — представление субъекта о должном в конкретной жиз­ненной ситуации.

•^ Должное — то, что рекомендуется моральным или религиозным законом и вменяется человеку в обязанность его совестью.

Е

л Естественный моральный закон — само собой разумеющиеся представления о морали, не опирающиеся на авторитет религиозного закона.

•+- Закон в морали — система моральных правил, позволяющих отличать добро от зла и давать моральную оценку совершенным поступкам и вариантам предстоящего выбора. .^ Заповеди — моральные правила, основанные на Откровении, пред­писываемые религиозным учением. В христианстве различаются за­поведи закона (см. Декалог) и заповеди любви (Мф. 22: 37—39). •^ Зло — то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. 3. обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

-^-, Золотой середины принцип — в этике Аристотеля представление 6 том, что каждая добродетель находится в середине между двумя крайностями. Фундаментальную роль играет благоразумие, лежащее между распущенностью и бесчувственностью к удовольствиям.

И

-f- Императив — требование, предъявляемое к человеку обстоя­тельствами или моральным законом.

Интенция — ориентация воли на совершение определенных по­ступков.


к

Казуистика — искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.

Казус — уникальная ситуация, требующая для этической оцен­ки изощренного анализа.

•f- Категорический ммператиз — требование, предъявляемое чело­веку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, К. и. требует от человека, чтобы каждый его поступок мог стать универсальным прецедентом.

Компромисс — ситуация, в которой ее участники частично по­ступаются собственными интересами ради общего согласия и воз­можности частично гудовлстворить свои интересы, не потерпев морального урона.

Конфронтация — ситуация противостояния, в которой участ­ники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участники К. полагают свое до­стоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись.

Л

Легалистское мировоззрение — представление о том, что мо­ральное поведение целиком основано на долге исполнения мораль­ного закона, а не на основе свободы и любви.

-V- Лицемерие — это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Не­обходимость лицемерить свидетельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока.

j. Личность — ответственный и свободный человек, способный со­вершать поступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил. С религиозной точки зрения, человек является Л., поскольку он есть образ и подобие Бога (Быт, 1: 26). -^. Любовь — фундамент христианской этики, имеющей онтологи­ческое основание в Л. Бога и заповедях Иисуса Христа (Мф. 22: 37—39).

М

^~ Милосердие — высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мо­тивациях.


Мораль — общечеловеческие нормы и образцы поведения, при­нятые в некотором обществе.

^_ Моральное (нравственное) богословие — раздел богословия, изучающий проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основания морали.

•y- Моральные нормы — характеристики соответствия поведения человека требованиям морального закона и транслируемым в об­ществе образцам морального поведения.

-J- Моральный закон — совокупность моральных норм, религиоз­ных заповедей и образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта, л. Моральный статус субъекта — показатель соответствия пове­дения и намерений человека нормам морали.

Н

-V Намерение — внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации. ^, Натуральное благо — благо, связанное с получением природных вещей и социальных преимуществ, обеспечивающих самосохране­ние, воспроизводство и счастье субъекта.

Неустранимость происшедшего — невозможность превратить происшедшее в небывшее (изменить прошлое), заставляющая смот­реть в глаза реальности, в которую мы погружены. •-\- Нравы — принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.

О

.f Ответственность — способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

-(-Относительное благо — благо, ценность которого требуется со­размерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.

. Ошибка — неправильная оценка ситуации, приводящая к дур­ному поступку.

« .

П

Порок — сознательный отказ от добродетели. -)- Поступок — действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет мо­ральную ответственность.

9-Ю. Шрейдер 129


.f- Практический разум — разум, позволяющий ответственно со­вершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям. •ч- Принцип реальности — убеждение в том, что нельзя жить ил­люзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.

Принцип согласия с действительностью — основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной дейст­вительности, включающей объективную духовную реальность, внут­ренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.

Принцип сочувствия — установка на воспроизведение в собст­венном сознании точки зрения на мир и эмоций другого субъекта, чтобы найти путь к общему пониманию проблемы и аргументов.

Р

*. Разум — способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.

^ Разумного эгоизма принцип — представление о том, что чело­век, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.

-^ Рациональная этика — попытка рационального обоснования мо­ральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.

-у Реализм — принятие как реальности всего того, что уже про­изошло и неотменимо существует, и поиск в этой реальности морально лучшего решения.

j. Реалистическая этика — этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность. Рефлексия — анализ акта мышления, в котором этот акт ста­новится объектом догоняющей его мысли.

•f- Решение — выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.

^. Риск — отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.

С

г Самосохранение — натуральное благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.


f Свобода — отсутствие принудительного давления, т. е. возмож­ность отдаться естественным склонностям. С. есть условие творче­ского развития личности и морального поведения. •l Свобода воли — необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами. Благодаря С. в. человек выходит за пределы природной предопределенности. 4. Свобода выбора — возможность совершить выбор по собствен­ному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.

Синергия — активное соучастие человека с Богом в деле спа­сения, подразумевающее активные усилия человека в преодолении греха и готовность принять помощь Бога.

^ Соблазн — ситуация, толкающая человека к аморальному по­ведению (поступку) или греху ради достижения какого-либо на­турального блага"или ради извращенного удовольствия совершить дурное дело.

«-)- Совесть — способность практического разума интуитивно оце­нивать верность субъекта моральному закону и обнаруживать под­стерегающие его соблазны. С. реализует этическую внимательность и осуществляет контроль над решениями, которые предлагает разум. С. может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести. j- Справедливость — соблюдение естественной симметрии при рас­пределении ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных симпатий, интересов и выгоды.

- Средство — действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или че­ловеческие ресурсы.

Стоицизм — пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее чело­веку строить жизнь путем сознательного подчинения закону при­роды (логосу).

Стыд — внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение становится явным.

Счастье — абсолютное благо в эвдемонистических системах эти­ки и фактически в любых натуралистических системах этики. Аристотель свел С. к достижению добродетельной жизни.

У

Удовольствие — высшее благо в этике гедонизма. Состояние У. может достигатся в результате получения какого-то натурального

9* 131


блага. Стремление к У. может вступить в противоречие с принципом реальности.

. Условное благо — то, что обладает ценностью лишь постольку, поскольку необходимо для безусловного блага.

•f Утилитаризм — этическая система, основанная на представле­нии о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества. У. видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности.

Ф

^ Фанатизм — готовность пренебречь любыми ценностями ( в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.

Фатализм — установка на предопределение, обреченность судь­бе, детерминированной прошлым или высшей волей.

X

^- Христианская этика — этика, основанная на заповедях Иисуса Христа о любви к Богу и любви к ближним, а также на Евангельской проповеди.

Ц

•f- Цели — те блага, которых субъект стремится в конечном счете достигнуть в результате совершаемых им действий.

Ценностно-безразличная свобода — свобода выбора, рассмат­риваемая безотносительно к ценностям имеющихся альтернатив. При таком понимании свободы ценность самого выбора стоит выше выбираемых ценностей, а совершенный выбор — дурной или хо­роший — уменьшает свободу выбирающего.

Ценностно-ориентированная свобода — свобода выбора, соот­несенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понима­емая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает. 4- Ценность — характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.

^ Цинизм — подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные


действия их неизбежностью или общепринятостью, отказ от мо­ральной самооценки.

• Ч

,l, Честность — сознательное стремление избегать обмана и само­обмана.

1 Честь — установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), при­нятых в данному кругу.

Э

• Эвдемонизм — этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.

-}„ Эволюционная этика — этическая система, объясняющая воз­никновение моральных ценностей и норм как имеющих приспосо­бительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфро-имсоном.

•}• Эгоизм — установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими. v Эпикуреизм — разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий через состояние апатии.

„ Этика — философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и ло­гическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Лекция 1. Введение в предмет этики ................................... 9

Этика, мораль и нравы 9

Этика — как философская рефлексия

о морали 15

Многообразие этических систем 16

Иерархия ценностей: цели и средства 19

Лекция 2. Истинное благо:

различные представления 21

Удовольствие или счастье? 21

Счастье быть добродетельным 23

Принцип золотой середины 24

Эволюционная этика 26

Может ли принцип удовольствия быть

основой морали? 28

Лекция 3. Абсолютизм и реализм этических

требований 33

Условное, относительное

и безусловное благо 33

Утилитарные этические системы 35

Утилитаризм и альтруизм 37

Этический абсолютизм 38

Три формулировки категорического

императива 39

Цель и средства 42

Корыстна ли религиозная этика? 46

Лекция 4. Реалистическая этика.......................................... 48

Принцип согласия с действительностью 48

Принцип становления личности 50

Неустранимость происшедшего 52

Абсолютизм моральных запретов 53

. Религиозная этика и гуманизм 55

Реалистическое отношение к счастью 57

Приоритет духовного 59


Лекция. 5. Принцип сочувствия .......................................... 61

Этика и практика ......................................... 61

Принцип сочувствия как моральный закон .. 64

Лекция 6. Справедливость................................................... 69

Асимметрия справедливости........................ 69

Критерии справедливости............................ 71

Справедливость и милосердие..................... 74

Лекция 7. Совесть................................................................. 77

Сверхразумность совести ............................... 77

Всегда ли следует слушаться совести? ......... 78

Совесть и внимательность ............................... 80

Совесть и стыд.................................................. 82

Лекция 8. Модель моральной рефлексии ......................... 86

Как определить моральный статус

субъекта? ..................................................... 86

Формальная структура рефлексии .,............ 90

Алгебра комбинирования добра и зла......... 93

Лекция 9. Свобода и моральный закон............................... 99

Ограничивает ли мораль свободу?.................. 99

Ценностно-ориентированная свобода............ 101

Укорененность свободы в природе человека

как основа томистской этики ........................ 103

Естественная направленность к благу............ 105

Свободный выбор — акт воли и разума......... 106

Путь обретения свободы.............................. 108

Мудрость и милосердие............................... 110

Свобода и моральный закон ....................... 111

Моральный закон Евангелия........................... 113

Лекция 10. Как возможна мораль? (Вместо

послесловия)................................................. 116

Литература........................................................................... 124

Словарь основных понятий .............................................. 125


Учебное пособие

Шрейдер Юлий Анатольевич

ЛЕКЦИИ ПОЭТИКЕ

Зав. редакционно-издательским

отделом Т. И. Балашова

Редактор О. И. Процент

Художник Б. В. Сурков

Художественный редактор В. И. Пономаренко

Технический редактор И. В. Пронина

Корректор Л. Е. Кронская

Оригинал-макет сверстан в Компьютерном центре МИРОСа

Н/К

Изд. .№ ФЗО(ОЗ). Подписано в печать 24.10.1994.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме».

Печать офсетная. Объем 8,5 печ. л. Тираж 20 000 экз.

Заказ № 705. Цена договорная

Московский институт развития образовательных систем 109004 Москва, Нижняя Радищевская ул., д. 10.

Издание подготовлено совместно с ассоциацией

„Полиграфист". Москва, ул. Прянишникова, 2а

(Лицензия ЛР № 040577 от 26.01.93)

Московская типография № 6 Комитета Российской Федерации по печати, 109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24


 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1433;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.