ПРОЗА 1930-х ГОДОВ
В 1930-е годы в русской прозе произошли существенные изменения. Отошли на задний план рассказ и повесть. Сузился жанровый диапазон романа. Центральное положение заняли многотомные романы-эпопеи «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Петр Первый» и др.
В 1930-е годы началось развитие «производственной» прозы. В романах и повестях Ф.Гладкова «Энергия», Ф.Панфилова «Бруски», Ю.Крымова «Танкер «Дербент» и многих других объектом изображения стали труд, отношения рабочих и крестьян. Создавался образ героя времени – строителя,землекопа, токаря.
Подводя итоги первому периоду в развитии новой литературы, А.Толстой писал: « Революцию одним «нутром» не понять и не охватить. Время начать изучать революцию, - художнику стать историком и мыслителем». Не случайно из очень большого количества произведений о революции и гражданской войне, созданных в то время, до наших дней сохранили свое художественное значение лишь немногие.
Разрабатывая сначала преимущественно историко-революционный материал, в 1930-е годы литература расширила свой тематический диапазон, углубившись в прошлое (В.Ян «Чингиз-хан», «Батый», С.Бородин «Дмитрий Донской» и др.), а затем стали явными успехи в историческом жанре (А.Толстой «Петр Первый»,А.Чапыгин «Разин Степан», Ю. Тынянов «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля» и др.). К сожалению, историческая проза часто становилась жертвой идеологии тоталитаризма.
От идеологического давления меньше других пострадала научно-художественная литература.
Тема науки начала широко входить в литературу 30-х годов ХХ века. Это было время освоения Арктики, громких авиаперелетов, время Турксиба и Магнитки.
В рамках этой темы писатели исследуют нравственный и социальный смысл научных исканий. Основным объектом изображения выступает творческий процесс. Книги этого времени разнообразны по тематике и художественному облику (В.Арсенев «Дерсу Узала», М.Пришвин «Корень жизни», К. Паустовский « Черное море» и др.).
Следует отметить, что к концу тридцатых годов научно-художественная литература оказалась несовместимой с авторитарным режимом и догматизмом.
Появилась литература, не признанная официально (А.Ахматова, М.Булгаков, А.Платонов, Е.Замятин и др.). Писателей упрекали за карикатурность и антисоветизм. Но они не были врагами революции, они хотели предупредить молодое общество о том, что считали для него опасным, - о намечавшейся бездуховности, о невозможности строить человеческое счастье средствами только технического прогресса, о недопустимости подавления личности, о лживости политиков, об уничтожении принципов гуманизма.
Тема 2
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 2504;