ПРОЗА 1920-х ГОДОВ
Период революции и гражданской войны был временем расцвета поэзии. «В грозовые годы революции, - свидетельствует известный критик 1920-х годов П.Лебедев-Полянский, - мы жили преимущественно стихами. О романе он (т.е. читатель) и мечтать не смел». В 1920-е годы положение изменилось. На первый план постепенно стали выходить прозаические жанры.
Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, отражением острого социального конфликта. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 1920-е годы встречаются редко. Тогда уже началось то небывалое смещение жанров, которое заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы ХХ века.
Русская проза 1920-х годов отличалась большим тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и гражданской войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнаруживали себя наиболее явно, к середине десятилетия литература уже имела в своем активе произведения исторического, сатирического, фантастического содержания.
Своеобразны рассказы и повести этого времени. Писатели предпочитали создавать произведения небольшого объема. Представлены были рассказы, очерки, рассказы- новеллы и особенно циклы рассказов. Последние наиболее характерны для прозы 1920-х годов: «Конармия» (1923-1925) И.Бабеля; «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (1926) М.Шолохова; «Шутейные рассказы» (1920-1927) В.Шишкова и т. д. Широкую известность приобрели рассказы А.Неверова, М.Зощенко, П.Романова. Вернулись к рассказу корифеи литературы: М.Горький («Рассказы 1922- 1924 гг.»), В.Вересаев («Состязание», 1919, «Исанка», 1927 и др.), А.Толстой («Голубые города», 1925, «Гадюка», 1927). Отдали дань рассказу М.Булгаков («Записки юного врача», 1925- 1926 и др.), А.Платонов (сб. «Епифанские шлюзы», 1927, «Усомнившийся Макар», 1929 и др.), Б.Пильняк («Наследники», 1919, «Расплеснутое время», 1924, «Рассказ о том, как создаются рассказы», 1926 и т.д.).
Не менее актуален был жанр повести. Сама жизнь щедро предоставляла сюжеты. Сорванные со своих гнезд революцией и гражданской войной люди метались по стране в поисках нового места и, найдя его, утверждали себя в глазах окружающих. Распространенная схема: дом утраченный – дорога - дом обретенный, история или эпизод человеческой жизни в ее переломный момент. И, как всегда в подобных случаях, размыта граница между рассказом и повестью, повестью и романом. Одно несомненно: никогда еще на страницах русской прозы не описывались столь острые социальные конфликты, не лилось столько крови, не погибали мучительной смертью столько людей (повести Л.Сейфуллиной «Перегной», Б.Лавренева «Сорок первый»).
Деревенской жизни и крестьянскому быту были посвящены в тот период произведения А.Неверова, С.Подъячева, П.Замойского, М.Шолохова, Л.Леонова, И.Вольнова, А.Дорогойченко, П.Низового, Ф.Березовского, Я.Коробова, И.Касаткина и др.
В литературе начала 1920-х годов проявился новый взгляд на семью, на отношение между мужчиной и женщиной. В то время были распространены веяния, в соответствии с которыми личная жизнь передового человека непременно изображалась не в семье, а в разных увлечениях, любовных интригах и т. п. «Я не за семью,- писал В.Маяковский. – В огне и в дыме синем выгори и этого старья кусок». Литературовед Н.Грознова указывала, что литературе первой половины 1920-х годов бытовала «буквально фонтанирующая масса натуралистических рассказов, посвященных проблеме пола». Впрочем, и во второй половине этого десятилетия ситуация изменилась мало. Достаточно вспомнить, с каким энтузиазмом обсуждались в молодежных клубах, на страницах газет и журналов проблемы «новой революционной любви» (нашумевшая философия «стакана воды»), какой популярностью пользовались посвященные этим проблемам рассказы и повести С.Малашкина «Луна с правой стороны», П.Романова «Без черемухи» и др.
Русский роман 1920-х годов показал свою жизнеспособность, предоставив читателю интересные книги практически во всех своих жанрах: социально- психологическом – «Белая гвардия» М.Булгакова; социальном – «Дело Артамоновых» М.Горького; художественно – документальном – «Чапаев» Д.Фурманова; историческом «Одеты камнем» О.Форш, сатирическом – дилогия И.Ильфа и Е.Петрова; научно – фантастическом – «Плутония» и «Земля Санникова» В.Обручева, «Голова профессора Доуэля» и «Человек – амфибия» А.Беляева; в жанре антиутопии – «Мы» Е.Замятина.
В целом развитие прозы в первое послереволюционное и послевоенное десятилетие можно охарактеризовать как движение от малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным – роману и эпопее, от зарисовки картины к развернутым проблемным художественным исследованием.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 5711;