Вопрос: Что является основаниями и мотивами задержания лица, подозреваемого в совершении преступления?
Ответ: Основания уголовно-процессуального задержания это фактические данные как полученные из источников, перечисленных в УПК РФ, так и из иных источников, включая сведения, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, свидетельствующие о причастности подозреваемого или заподозренного лица к совершению конкретного преступления.
Основания задержания подозреваемого-можно разбить на две группы: фактические основания и процессуальные.
Фактические основания.
Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь или дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или вего жилище будут
обнаружены явные следы преступления;
4) при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления.
1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения
Данное основание включает два обстоятельства: когда лицо застигнуто при совершении преступления; когда лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления.
Очевидно, что данное основание не гарантирует наличие установленного факта совершения лицом преступления.
Лицо считается застигнутым при совершении преступления, когда его обнаружили на месте происшествия при покушении на преступление либо во время совершения действий, образующих оконченное преступление.
Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления, если оно обнаружено на месте происшествия после наступления преступного результата или в ходе непрекращающегося преследования (по горячим следам).
Лицо может быть застигнуто сотрудниками милиции, пограничной службы, таможни, других правоохранительных органов, а также гражданами.
2. Очевидцы или потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление
Предполагается наличие результатов проведения поисковых мероприятий, в ходе которых очевидцы (как правило, на стадии возбуждения уголовного дела) указали на данное лицо как на совершившее преступление. Это может произойти в ходе просмотра фотоальбомов, видеокассет, а также при посещении общественных мест в сопровождении сотрудников милиции и т.д.
Под очевидцами закон подразумевает лиц, которые, находясь на месте происшествия, могли наблюдать совершение преступных действий. В число очевидцев не включаются сотрудники милиции, осуществившие задержание, а также лица, сами не наблюдавшие события преступления, но обладающие какой-либо информацией по поводу совершения преступления.
Потерпевшим в контексте данного основания является только то лицо, в отношении которого непосредственно совершены преступные действия. Очевидцы должны указать уверенно, без сомнений. Это означает, что вероятные, предположительные заявления очевидцев, что лицо возможно совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания.
Иногда потерпевшие не являются очевидцами совершённого преступления. Например, не будет являться таковым владелец квартиры, из которой были похищены ценные вещи. Однако такой потерпевший на допросе вполне может назвать человека, который, по его мнению, мог совершить это преступление.
Такие показания не могут быть признаны как содержащие основание для задержания лица по подозрению в совершении преступления.
И первое, и второе основания задержания в содержательном плане должны быть отражены в рапорте должностного лица, наблюдавшего те или иные действия, или в протоколе его допроса в качестве свидетеля.
3. На лице или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления
Законодатель обращает внимание на такой признак, как явность следов, хотя и не указывает, что понимается под явными следами. Представляется, что явными считаются следы, происхождение которых не вызывает сомнения в их прямой связи с преступлением. Обычно явные следы сразу бросаются в глаза и для своего обнаружения не требуют проведения экспертизы. Явными следами преступления могут быть кровоподтеки, укусы, царапины, порезы, оставленные на теле подозреваемого потерпевшим, следы пороховой копоти на руках подозреваемого в случае применения им огнестрельного оружия, различные вещества с места происшествия, орудия совершения преступления (огнестрельное и холодное оружие, кастеты и т.д.), похищенные предметы и деньги.
Однако трудно согласиться с тем, что орудия и объекты преступления относятся к следам преступления. Такое толкование закона скорей всею вызвано его несовершенством. Следовало бы в этой части внести дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс.
Отметим, что невозможно заранее предвидеть все возникающие в практической деятельности ситуации и заложить их в нормы процессуального права. Поэтому законодатель прибегает к формулировке:
4. Иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления:
Представляется, что «иные данные» могут быть получены не только процессуальным путём, но и непроцессуальным, в том числе и оперативно-розыскным.
Такими данными могут быть: результаты осмотра места происшествия, указывающие на совершение преступления конкретным лицом (оброненный документ, сорванный головной убор); показания свидетелей, не являющихся очевидцами; показания других подозреваемых; пребывание лица вблизи места совершения преступления; попытки скрыть следы преступления; сообщения должностных лиц о преступлении определенного лица; акты инвентаризаций, ревизий и т. д.
Иные данные могут служить основанием задержания подозреваемого только при наличии хотя бы одного из следующих условий: лицо пыталось скрыться; оно не имеет постоянного места жительства; не установлена его личность; прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пре сечения в виде заключения под стражу.
Таким образом, можно констатировать, что законодатель не связывает жёстко принятие решения о задержании подозреваемого с наличием доказательств, поэтому в отдельных случаях достаточно иметь информационное обоснование принятия указанного решения.
Процессуальные основания. Согласно ст. 5 Федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых процессуальным основанием задержания является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ.
Мотивы уголовно-процессуального задержания - это основанные на материалах уголовного дела обоснованные опасения, что, находясь на свободе, лицо, подозреваемое в совершении преступления, скроется от дознания или предварительного следствия, продолжит заниматься преступной деятельностью или воспрепятствует производству по уголовному делу, побуждающие орган дознания, дознавателя, следователя применить уголовно-процессуальное задержание к данному лицу.
В ч. 2 ст. 92 УПК РФ отмечается, что в протоколе указываются основания и мотивы задержания подозреваемого.
Мотивы задержания определяются поставленной законом целью перед данной мерой процессуального принуждения: недопущение ненадлежащего поведения подозреваемого. Это может быть необходимость воспрепятствовать подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, уничтожить доказательства по делу при наличии данных о подобных намерениях лица.
Мотивы возникают на основе сведений (доказательств), но не являются ими. Поэтому нельзя к мотивам задержания относить сами противоправные действия, совершённые подозреваемым. Субъективные побуждения органа расследования основываются на материалах дела, которые порождают опасения, обязывающие пресечь дальнейшую преступную деятельность лица, совершившего преступление; воспрепятствовать уклонению подозреваемого от следствия и суда; воспрепятствовать подозреваемому повлиять на ход предварительного следствия.
Всякое задержание подозреваемого должно преследовать определенные цели, т.е. быть мотивированным, а, следовательно, мотивы задержания определяются его целями. Мотивы задержания близки к целям, но не сливаются с ними, поскольку цели означают, для чего применяется эта мера принуждения, а мотив — это побуждение к их достижению.
По нашему мнению, под мотивами задержания подозреваемого следует понимать субъективные побуждения следователя и дознавателя, основанные на доказательствах, опасения, обязывающие пресечь дальнейшую преступную деятельность лица, совершившего преступление, воспрепятствовать его уклонению от следствия и суда, воспрепятствовать подозреваемому повлиять на ход предварительного расследования.
Таким образом мотивами задержания выступают следующие обстоятельства: необходимость помешать подозреваемому скрыться от дознания или следствия; предотвратить продолжение им преступной деятельности; предупредить воспрепятствование со стороны подозреваемого производству по уголовному делу.
Вопрос:Что является целью задержания?
Ответ: Что касается целей задержания подозреваемого, то в законе (ст. ст. 91-96 УПК) указание на цель задержания отсутствует, она не была предусмотрена и в УПК РСФСР (ст. 122). Лишь в ст. 100 УПК РСФСР 1923 г. целью задержания считалось предупреждение уклонения подозреваемого от следствия и суда. Однако такое определение целей нельзя признать полным. По-разному определяются цели и в процессуальной литературе.
Однако исходя из смысла закона, можно выделить две цели задержания: выяснение причастности к преступлению подозреваемого и разрешение вопроса о заключении лица под стражу.
Исходя из указанных целей в ходе задержания могут быть решены следующие задачи: установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; пресечения преступной деятельности; предотвращения уклонения от уголовной ответственности и выяснение в соответствующих случаях личности подозреваемого, в отношении которого имеются сведения о совершении им преступления, наказуемого лишением свободы.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 5170;