Лекция 3. Архивы феодальных государств на территориях Европы и Азии 2 страница
На территории Египта сохранились некоторые личные архивы византийского времени. Там найдены архивы богатых собственников Исаидора, Сакаона, Феофана, Авиннея и др. Один из самых значительных – архив Авиннея был обнаружен в 1891 – 1892 гг. в Филадельфии. Среди текстов, относящихся к середине IV в., две книги на латинском языке и 80 написанных по-гречески писем, завещаний, договоров об имущественных сделках, финансовых отчётов. Содержание документов раскрывает частную жизнь их владельца и его деятельность в качестве начальника гарнизона Дионисиады.
Таким образом, Византия в организации управления, делопроизводства и практике хранения документов непосредственно продолжала традиции поздней Римской империи. Обе они являют определённый контраст античному полису с его чёткой и простой концепцией единого архива. Для Византии, как и для других феодальных государств со сложной бюрократической системой, была характерна множественность и разобщённость ведомственных архивов. Проследить отражение в организации хранения документов общего процесса перерастания позднерабовладельческого государства в феодальное, не представляется возможным (не считая изменений в самом составе учреждений, при которых хранились их документы). Остаётся не вполне ясной степень отделения архивов от текущего делопроизводства канцелярий, хотя наличие должностей хартофилаков говорит о понимании особой функции хранения документов.
О судьбе византийских архивов уже говорилось выше. Они гибли, как и в другие эпохи, в результате стихийных бедствий, народных восстаний, религиозных и политических движений. Например, в 1042 г. в Константинополе восставшие горожане ворвались в помещение императорской казны и уничтожили находившиеся там податные документы. Немало книг и документов погибло в результате иконоборческого движения в VIII в. Особенно массовый характер носило уничтожение архивов в периоды военных катастроф, ознаменовавших последние века империи. Почти всё, что не было уничтожено во время арабских завоеваний, нашествие крестоносцев и норманнов, походов славянских племён, было обращено в прах в результате турецкого вторжения. Но эти же народы-завоеватели оказались и наследниками византийской культуры. В той или иной форме они восприняли элементы государственного управления, выработанные в византийских канцеляриях навыки делопроизводства и хранения документов.
Архивы в раннефеодальных государствах Европы.В то время как в Византии накопление новых документов, а параллельно и гибель старых, проходило в рамках одного государства при постепенно меняющихся формах управления и документирования в различных областях жизни – на остальной части Европы прошёл бурный процесс образования и крушения новых государств, передвижения народов, жестокого соперничества завоевателей в борьбе за новые земли. В разорённых и разграбленных городах, в огне пожарищ гибли остатки архивов Западной Римской империи, возникали архивы нового общества, вначале немногочисленные и недолговечные, разделявшие судьбу непрочных королевств, но постепенно, с укреплением и стабилизацией территориальных государств, принимавшие всё более определённый облик.
Основным типом архивов становятся архивы феодалов, среди которых можно выделить архивы светских феодалов (сеньориальные) и архивы духовных феодалов (церковно – монастырские).
Первыми образцами архивов нового общества в Западной Европе явились архивы образовавшихся на развалинах Римской империиварварских королевств. Организация в них государственной власти проходила в своеобразных условиях. Племенные вожди, ещё недавно стоявшие во главе военных дружин и племён, едва вышедших из состояния первобытно – общинного строя, управлявшие с помощью устных приказов на основе веками складывавшегося обычного права, становились во главе больших территорий с разным племенным населением и втягивались в достаточно сложный круговорот международных и религиозных отношений. Неизбежно возникала необходимость создания элементов государственного аппарата и введения письменного документирования правовой и управленческой деятельности.
В качестве образца использовалось наследие поздней Римской империи. Носителями опыта составления и оформления документов были остававшиеся в живых кадры римских государственных и муниципальных чиновников и их преемников. Так, в городах Италии до начала X в. ещё действовали городские нотарии и булярии, в функции которых входило изготовление и скрепление своей подписью документов по поручению светских и церковных властей и частных лиц. В основном это были частноправовые документы, чаще всего по имущественным делам; один экземпляр документа помещался на хранение в архиве городской курии. При дворах первых варварских королей работали поступавшие к ним на службу римские чиновники порой высокого ранга, стремившиеся организовать канцелярии на римский лад. Ближе всех к римским образцам стояла канцелярия остготского короля, во главе которой долго находился потомственный римский чиновник Кассиодор (490 – 575 гг.), знаток римского права и административной практики. Итогом его деятельности в качестве канцлера был созданный им в 573 г., в последний год его службы, сборник образцов различных документов и государственных формуляриев (составленный им на основе подлинных актов и официальных писем, сочинённых от имени короля Теодориха) – один из первых формуляриев средневековой Европы. Конец жизни Кассиодор провёл в основанном им монастыре, и к этому периоду нам ещё предстоит вернуться, когда мы будем рассматривать монастырские архивы и библиотеки.
По всей вероятности, довольно близко следовала позднеримским образцам организация канцелярии вестготского королевства в Испании.
Гораздо более примитивную форму носило письменное документирование у франков, лангобардов и т.п., хотя там также накапливались постепенно документы, связанные с налоговым обложением, распределением земли, дипломатическими отношениями, записями обычного права.
Крайний полюс представляло собой государство гуннов. При дворе Атиллы не было ни одного грамотного человека, и поэтому педантичный в своих требованиях к письменным сношениям Византийский двор специально держал там своего человека, чтобы составлять письма от имени Атиллы.
Появление письменных документов создавало необходимость их хранения для справок, доказательств и других видов использования. Так возникали предпосылки образования архивов у варварских королей. Разумеется ещё не могло быть речи об архивах, как особых учреждениях. Обычно документы содержались в королевской сокровищнице.
Вместе с другими латинскими административными и делопроизводственными терминами в средневековой Европе закрепились и термины, обозначающие хранилища документов. Среди них встречается и слово архив, употреблявшееся вначале как обозначение присутственного места, а затем и места официального и безопасного хранения документов. Этот термин вошёл в Этимологию Исидора Севильского (VI в.) и встречается в королевских грамотах раннего средневековья обычно как архив священного дворца(archivum sacri palatii). Но чаще употреблялись другие названия, бытовавшие в поздней Римской империи: скриниум(scrinium) – сундук, в котором содержались документы, армарий (armarium) – вначале также сундук или ларь, а позднее – шкаф, хартарий(chartarium) – хранилище грамот, сокровищница (thesarium) и др. Хранилища в храмах назывались обычно словами, подчёркивавшими их священныйхарактер. Так, словом сакрариум назывались церковные сокровищницы, где хранились как важнейшие документы, так и казна и ценные ритуальные предметы.
В принципе королевские архивы связывались, как сказано выше, с понятием дворца или двора, и, по всей вероятности, также дворцовые архивы действительно существовали, хотя, кроме формальных упоминаний в грамотах, от них не осталось никаких следов. Но из королей раннего средневековья лишь немногие имели постоянные резиденции, да и эти короли большую часть жизни проводили в военных походах и передвижению по стране. За королями следовали их канцелярии и архивы; возник даже термин странствующие архивы (archiva viatoria), который употреблялся и в более поздние времена, поскольку и в период развитого феодализма короли и императоры много странствовали, и архивы разделяли все превратности походной жизни. Правда, Е. Казанова выразил обоснованное сомнение в том, что короли возили с собой архивы целиком. По его мнению, они скорее всего брали с собой наиболее важные документы. Самым надёжным способом сохранить документы было в ту пору помещение их на хранение к авторитетным церковным сановникам, в монастырские и церковные архивы. Этот способ широко практиковался. Так, у меровингских королей стало традицией хранить свои важнейшие документы в базилике Сен – Дени.
Энергичная законодательная и административная деятельность Карла Великого, огромные масштабы его империи создавали условия для расширения сферы письменного делопроизводства и нарастания документов. Однако специально организованного хранения их по-прежнему не было. У самого Карла при его канцелярии так и не возникло стабильного архива; некоторые условия для существования такого архива сложились в последние годы правления императора, когда Аахен сделался его постоянным местопребыванием. Архив Карла, возможно связанный с библиотекой, содержал важнейшие материалы канцелярии (законы, завещания, постановления совета, копии важнейших исходящих дипломов) и входящий материал (прошения, грамоты иностранных монархов и т.п.).
Свидетельством этому служат капитулярии (сборники указов и распоряжений Карла), которые могли быть составлены лишь при существовании хранилища подлинных документов. Однако источники не сохранили сведений о его организации, и следов самого архива до нашего времени не дошло. Австрийский учёный Г.Я. Фихтенау, специально изучавший этот вопрос на основании капитуляриев и документов из монастырских архивов, полагает, что архив Карла хранился в дворцовой капелле в Аахене; неизвестно, ведали им специальные лица или нотарии и писцы императорской канцелярии.Фихтенау обнаружил в одном из писем Алкуина упоминание о должности скринария.
Процесс складывания и укрепления отдельных феодальных образований, проходивший подспудно под покровом внешне объединённой империи, приводил к увеличению количества архивов при канцеляриях графов, маркграфов и других императорских наместников, постепенно превращавшихся в почти самостоятельных феодалов. С этого времени, собственно, и возникают сеньориальные архивы в полном смысле этого слова.
В X в. в Западной Европе завершается процесс складывания феодальных отношений. Политическая организация общества приобретает форму многочисленных самостоятельных организмов – феодальных владений, связанных между собой сложными отношениями сеньората и вассалитета. Состояние письменного делопроизводства периода феодальной раздробленности во многом сохраняет черты предшествующего периода. Натуральный характер хозяйства, низкий уровень техники, слабость межтерриториальных связей не вызывает потребности в его совершенствовании. Чрезвычайно узкий круг распространения грамотности, когда даже не все представители высшего духовенства умели писать, снижение культуры письма, крайний дефицит и дороговизна единственного высококачественного писчего материала – пергамена (доставка в Западную Европу папируса была затруднена после арабских завоеваний) дополняли картину. Однако в этой обстановке видимого регресса подспудно получали развитие новые явления. Междуфеодальные отношения требовали письменного оформления связывавших феодалов договорных обязательств и прав. Управление земельными владениями, закрепление различных форм зависимости крестьян и их эксплуатация также вызывали необходимость в документации правового и хозяйственного характера. Поэтому теперь каждый более или менее значительный феодал должен был иметь у себя документы, подтверждающие его права. Отсюда вместо ограниченного количества архивов при канцеляриях королей, императоров и высших духовных и светских сановников, характерного для первых столетий средневековья, появляется множество феодальных архивов, масштабы которых меняются в соответствии с масштабами владений, оставаясь в целом довольно ограниченными. Характерно, что все феодальные архивы этого периода были политическими архивами. Политическая и вотчинная документация переплетались между собой. Другой существенной чертой являлось отсутствие качественного различия между архивами королей и других крупных феодалов, что вытекало из положения королей как первых среди равных и ограничения их реальной власти пределами королевских доменов. Как отмечал Ф. Энгельс, обязанности и права вассалов и ленная система – одни и те же на всех ступенях иерархии от мельчайшего феода простого воина до самого большого коронного лена.
Некоторое исключение представляла Англия, где после норманнского завоевания создались благоприятные условия для укрепления королевской власти, опирающейся на многочисленное мелкое рыцарство и не имеющей равных себе по могуществу вассалов. Поэтому в Англии особенно активизировалась деятельность королевской администрации в области документирования. В частности, было проведено огромное по масштабам того времени мероприятие – перепись населения и земельных владений, оформленная в виде внушительной цензовой документации, известной в дальнейшем под названием Книги страшного суда.
Следует далее подчеркнуть отсутствие существенных различий между архивами светских и духовных феодалов, поскольку последние также являлись территориальными сеньорами.
Слабой дифференциации феодальной администрации на этом этапе её развития соответствовала и слабая дифференцированность архивов. Нет нужды напоминать, что архивы являлись собственностью господствующего класса и служили его интересам, хотя, феодалов на основе частных договоров, хранились соответствующие документы, закреплявшие, однако, в первую очередь права феодалов.
Период феодальной раздробленности на Западе совпадает с расцветом раннефеодальных государств на территории Восточной, Юго-Восточной и отчасти Центральной и Южной Европы (Киевская Русь, Польское Королевство, Болгарское и Сербское государства). В них складываются архивы раннефеодального типа и книжные собрания. Так, центрами культуры в древнерусском государстве были города Киев и Новгород, где сложились знаменитые в своё время библиотеки.
Особое значение в период раннего феодализма имели архивы церкви. Церковь играла в раннефеодальном обществе огромную роль. Она была единственным учреждением античного мира, пережившим его, и не только сохранившим, но и приумножившим свою мощь. Однако и сама церковь подвергалась изменениям – процесс феодализации захватил и её, превратив не только в идеологическую, но и в значительную материальную силу феодального общества. Носители духовной власти и целые церковные учреждения превратились и феодалов, владевших землями и эксплуатировавших труд прикреплённых к земле крестьян. Церковь играла очень большую роль и в политической жизни раннефеодальных государств, выступая посредником в политических спорах и претендентом на мировую власть.
Традиции письменного документирования в церковных учреждениях восходили непосредственно ко времени поздней империи. Кроме того, они обладали собственными кадрами грамотеев, поэтому устройство в них канцелярий и хранение документов осуществлялось лучше, чем при дворах светских сеньоров, хотя и здесь наблюдается то же постепенное падение канцелярской культуры по мере отделения во времени и пространстве от римских образцов. Следует отметить, что после того, как из жизни ушли поколения бывших римских чиновников и их учеников, работавших в канцеляриях раннего средневековья, их место в качестве канцлеров, нотариев, табуляриев, писцов и т.п. перешло к клирикам, обучавшимся письму в церковно-монастырских школах и скрипториях. Духовные лица играли и роль юридических советников при королях.
Церкви и монастыри были более надёжным местом хранения важных документов, чем дворы светских феодалов, благодаря своей стабильности, ореолу святых мест, наличию каменных зданий. Сохранившиеся до нашего времени документы раннего средневековья дошли до нас через церковно-монастырские хранилища.
Важнейшим и крупнейшим архивом католической церкви был архив римских пап, в канцелярии которых больше всего сохранились античные традиции. Сведения об организации и местонахождении папского архива в первые века его существования довольно отрывочны. Первое известие о нём относили к IV в.: это надпись в базилике св. Лаврентия, где якобы говорится, что в ней хранился архив папы. Но позднейшие исследования П. Кюнцле показали, что это понимание надписи основано на её неправильном прочтении.
В VII в. был известен архив пап в Латеранском дворце, тесно связанный с папской канцелярией и обслуживавшийся теми же чиновниками. В нём находились грамоты и переписка, касающиеся церковных и политических дел, книги и счета по управлению церковными имуществами, постановления церковных соборов и, возможно, регистры (книги копий) исходящей папской корреспонденции.
Правда, принимавшийся раньше безоговорочно тезис о непрерывной традиции постоянного ведения регистров в папской канцелярии, начиная со времён поздней Римской империи, сейчас ставится под сомнение. Так, известный специалист по дипломатике Ф. Бок, много лет изучавший папские регистры, пришёл к выводу, что старейшие регистры (дошедшие до нас в позднейших копиях) не представляли собой постоянно ведущихся записей исходящих документов, но составлялись в конце каждого понтификата по подборкам черновиков. Он же отметил постепенный рост среди документации папской канцелярии числа привилегий, особенно со времён крестовых походов, - явный признак феодализации церкви.
Для папского архива была характерна связь не только с канцелярией, но и с библиотекой. Глава канцелярии или главный нотарий управлял и архивом и библиотекой. Эта связь не была искусственной, поскольку материалы библиотеки, прежде всего творения отцов церкви и др., служили оружием в развёртывавшейся тогда догматической борьбе, тесно переплетавшейся с борьбой политической, и способствовали также укреплению власти пап и организации церкви.
Важную группу церковных архивов составляли архивы высших представителей церковной власти на местах: епископов и архиепископов. В ведении делопроизводства эти церковные сановники и их канцелярии вначале также исходили из римских традиций, но раньше от них отошли вследствие феодализации церкви. У них не развилось упорядоченных регистратур и объём исходящей документации был невелик. Став одним из элементов феодального общества, они больше были заинтересованы во входящих документах, поступавших от властей светских и церковных и крупных землевладельцев (уставные грамоты, привилегии на иммунитет, дарственные грамоты, завещания и т.п.), а также документах, оформлявших положение зависимого населения церковных земель.
Такой же характер при меньших масштабах документации носили архивы соборных капитулов как местных органов церковной администрации.
Многочисленную и постоянно растущую группу архивов духовенства представляли архивы монастырей, начавших распространяться в Западной Европе в VI в.
Интересно отметить , что уже первый монастырский устав, составленный основателем старейшего монашеского ордена Бенедиктом Нурсийским, довольно детально регламентирует монастырское делопроизводство, устанавливая подробное документирование как вопросов, связанных с вступлением в монастырь и пребыванием в нём монахов, назначением аббатов и их сношений с епископом, так и разных сторон хозяйственной деятельности монастырей и учёта материальных ценностей. Таким образом, в этом уставе как бы предвосхищается содержание будущих монастырских архивов. В целом документы, характерные для церковно – монастырских архивов, можно подразделить на следующие группы: 1) Вотчинные документы, связанные с правами феодальной собственности на землю и эксплуатацию зависимого населения (дарственные, привилегии, завещания, прекарные грамоты и др.), а также с реализацией этих прав, т.е. с управлением имуществом (описи угодий, зданий, утвари и инвентаря, приходо-расходные книги, счета, распределение повинностей населения и ведомости об их выполнении), 2) Церковно – административные документы, связанные с функционированием церковно-монастырских учреждений (папские буллы и приказы церковного начальства, уставы монастырей, различные списки, распоряжения о назначении на должности, сведения о поведении духовных лиц, административная переписка). 3) В зависимости от ранга и положения духовного лица или учреждения могли откладываться и документы политического характера, связанные с участием духовенства в различных светских политических делах в качестве сторон или посредников (договоры и политическая переписка). 4) Ввиду своей относительной стабильности архивы духовенства нередко выбирались и светскими феодалами, в том числе королями, князьями и императорами, как места, куда помещались на хранение подлинные документы. Поэтому в архивах важнейших церковных учреждений часто находились договоры, завещания и другие документы светского происхождения. 5) В тесной связи с архивами, а порой и нераздельно с ними, существовали церковные библиотеки, хранившие книги духовного содержания, использовавшиеся при богослужении и профессиональном обучении духовенства: библии, евангелия, сборники молитв и проповедей, творения отцов церкви, жизнеописания святых и отдельных духовных сановников, поминальники и др., а порой и копии произведений античных писателей, историков, юристов и философов.
Отношение церкви к античной культуре было не всегда одинаковым. В ранний период молодая церковь, ещё не создавшая своей литературы, нуждалась в изучении античного наследия, тем более, что её первые пастыри часто были выходцами из богатых семей, связанных со старыми римскими традициями и получили в юности классическое образование. Для понимания библии и отцов церкви, для полемики с язычеством и ересью, наконец, для создания новой литературы были необходимы риторика и грамматика,диалектика и история. А для этого нужно было знание греческого и римского культурного наследия.
Епископ Августин Гиппонский (430 в. н.э.) указывал, что не следует презирать хорошее, даже если его сказали язычники. В военных и социальных бурях последних веков империи памятники античной культуры быстро исчезали. В первое время после её падения в некоторых центрах (в Италии, Испании и, конечно, в Византии) ещё сохранились остатки прежних библиотек, но они неудержимо приходили в упадок. Нужно было спасать то, что осталось. Для этого книги передавали в монастыри, где они были в безопасности и где их могли переписать монахи. Устав Бенедикта Нурсийского, основателя монастыря Монте – Кассино (529 г.), требовал от монахов, помимо чтения молитв, занятий физическим и умственным трудом (последний расшифровывается как чтение и переписка книг). В первую очередь переписывались, конечно, христианские книги, но наряду с ними на первых порах и наиболее популярные произведения античных авторов. В этом смысле характерна деятельность уже упоминавшегося выше Кассиодора в последние годы его жизни. В 538 г., оставив государственные дела, он поселился в основанном им на юге Италии монастыре Вивариуме и посвятил себя научному труду. Тогда-то и были написаны известные произведения – История готов, Церковная история, Энциклопедия наук, в чём автору, конечно, помогло полученное им классическое образование. При этом Кассиодор и свою братию заставлял переписывать как духовные книги, так и произведения древних классиков. Так же поступали и настоятели многих других монастырей, славившихся своими библиотеками и учёностью монахов.
Наибольшей известностью пользовались в средние века библиотеки таких монастырей, как Монте – Кассино и Боббио в Италии, Шадден в Швейцарии, С. Дени и Корби во Франции, Фульда в Тюрингии и др. Хранившиеся в них копии произведений древней литературы сыграли важную роль в спасении культурного наследия античного мира. Однако по мере укрепления власти церкви, которая полностью приняла роль апологета феодального строя и уже нуждалась в античных традициях, и создания более обширной христианской литературы, на фоне общего упадка культуры, в церковных кругах нарастает отрицательное отношение к античному наследию, переходящее в откровенную вражду. Начинается широкое преследование всего языческого, произведения греческо-римских писателей систематически уничтожаются. Средневековье переживут лишь жалкие остатки, уцелевшие случайно и преданные забвению до тех пор, пока их не извлекут на свет осторожные руки гуманистов.
В канцеляриях раннего средневековья сложились определённые приёмы оформления документов. В зависимости от назначения отдельные документы оформлялись как открытые свитки, или патенты и закрытые списки, или дипломы. В виде патентов изготовлялись документы, предназначенные для общего сведения и для предъявления по мере надобности – чаще всего это были королевские указы и грамоты о разного рода пожалованиях и права. Тексты их писались на развёрнутом листе и снабжались подвешенной внизу печатью, после чего свёртывались в трубку, так что их всегда можно было развернуть. В виде дипломов оформлялись документы секретного содержания; их тексты писались двумя колонками на одной стороне листа, затем лист складывался и запечатывался, так что, не сломав печати, его нельзя было развернуть. Со временем термин диплом в общем смысле вытеснил патент, и этим словом обозначались всякие документы о пожалованиях. Словом же патент стали называться некоторые специальные категории документов. Кроме подлинных документов, в канцеляриях подготовлялись для разных надобностей сборники копий – картулярии (иногда так называли и сборники подшитых вместе подлинных документов). Записи большого объёма образовывали тетради, книги и свитки.
Ещё от римских времён сохранились разные формы писцовых книг, служивших основным инструментом при выколачивании податей и других повинностей с населения.
Основным материалом для письма в Европе раннего средневековья служили папирус, пергамен и деревянные дощечки. Папирус широко употреблялся до арабских завоеваний, которые фактически прекратили его поступление на европейские рынки. Только в канцелярии Римской курии им традиционно пользовались вплоть до XII в.; этот папирус в небольшом количестве изготовлялся в Сицилии. В остальных странах грамоты и книги писались в основном на пергамене, материале, обладавшем очень высокими качествами, но чрезвычайно дорогом, что заставляло использовать его крайне экономно. Для записей второстепенного значения служили деревянные дощечки, обычно навощённые.
В канцеляриях раннего средневековья оставались, как правило, лишь входящие документы; исходящие часто не оставляли следа, что вызывало порой большие неудобства. Правда, выработалась практика составления важных документов о правах и пожалованиях в трёх-четырёх аудентичных копиях, которые помещались на хранение в нескольких местах – например, у короля или императора, выдавшего его, у лица, которого он касался, и в каком – нибудь церковно – монастырском или церковном архиве, а иногда городском архиве. Такую практику для времён Карла Великого отмечает Г. Фихтенау. Встречалась она и позднее. В папской канцелярии сохранялись черновики исходящих документов (прежде всего папских булл), которые переписывались и вносились в книги (регистры).
Уважение и доверие ко всему написанному в ту эпоху малого распространения грамотности было очень велико. Это быстро усвоили искушённые в своём деле церковники. Чтобы расширить свои владения и умножать богатства, они не останавливались перед подделкой документов. Со временем изготовление подложных грамот получило широкое распространение. Из дошедших до нас документов раннего средневековья очень многие оказались после внимательного изучения фальшивками. В основном это грамоты о пожертвованиях и пожалованиях монастырям и документы о привилегиях церкви. Наиболее крупным подлогом тех времён был известный Константинов дар – грамота, изготовленная в конце VIII в., якобы данная в IV в. императором Константином, признававшая приоритет духовной власти над светской и навечно даровавшая римским папам право распоряжаться Италией. Этот документ долго служил папству как основа для его притязаний. Впрочем, короли и императоры также не останавливались перед фальсификацией документов.
Архивы содержались в сундуках, ящиках, мешках. Нет никаких данных о существовании какого – либо справочного аппарата к ним в виде описей или способов шифровки документов; вероятно, при малом объёме архивов хранившие их лица на память знали местонахождение тех или иных бумаг.
Использование документов в архивах. Документы феодальных архивов служили прежде всего практическим целям. Они устанавливали, утверждали и закрепляли права феодалов на землю и эксплуатируемое население и хранились для защиты этих прав от посягательств как со стороны эксплуатируемых, так и соперников из собственного класса. Текущие документы хозяйственного характера также служили целям ведения феодального хозяйства. Рукописи духовного содержания служили для выработки мер идеологического воздействия на массы, для разработки догм, ритуалов и создания церковной литературы, для идеологического обоснования существующего феодального строя.
К этому времени относится и начало научного использования документов, хотя и в примитивном виде. В основном использовались тексты подлинных документов при составлении хроник и анналов и написании различных историй.
Уже Григорий Турский (VI в.) использовал официальные документы в своих Десяти книгах истории.Видимо, он имел доступ к архивам Меровингов. Исидор Севильский (570 – 836 гг.) также пользовался ещё сохранившимися в VI – VII вв. библиотеками Испании. В Истории готов использованы акты церковных соборов и другой материал.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1304;