Подходы к понятию права
Среди различных подходов к раскрытию права выделим два наиболее контрастных и, одновременно, фундаментальных: государствоцентристский и человекоцентристский. Основные идеи государствоцентристского видения права в следующем:
- право вместе с государством порождены классовым обществом как проявление межклассового антагонизма;
- право выражает волю государства (господствующего класса);
- существует примат государства над правом;
- определяющее воздействие на право оказывает экономические условия жизни, все другие факторы имеют дополнительное значение;
- право и закон тождественны;
- не может быть прав человека независимо от признания их государственной властью и закрепления в законодательстве;
- право обеспечивается государственным принуждением.
- право вместе с государством отомрут за ненадобностью.
Основные идеи человекоцентристского видения права в следующем:
- возникновение и развитие права - эволюционный переход от обезличенности, растворения человека в массе, коллективе к индивидуальности, личной свободе, равноправному взаимодействию с себе подобными. Существует преемственность права различных стадий цивилизации, обоснованно говорить о вечности права как явления цивилизации и культуры;
- в праве выражена не воля государства (господствующего класса), а воля определенной общности людей: мирового сообщества (международное право), граждан (национальное право;
- определяющее воздействие на право оказывают много факторов: экономика, политика, культура, идеология, религия, национальные и исторические традиции и т. д.;
- главное в праве – права и свободы. Они не даруются государством. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Права недопустимо отождествлять с обязанностями;
- государство не может стоять над правом, быть выше права. Государство связано правом, ограничено им. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство должно быть сильным, т. е. эффективным и демократическим;
-право не всегда совпадает с законом, не сводимо нему. Закон основная и важнейшая, но все же одна из существующих форм выражения права. Права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие, независимо от наличия конкретизирующего их закона. По своему содержанию не всякий закон является правовым. Таковым не может быть закон, нарушающий права и свободы;
- обеспечение права – многоаспектная проблема. Она не ограничена рамками государственно-принудительного воздействия, не должна отождествляться с ним. Сведение обеспечения права к принуждению делает второстепенным содействие, помощь правомерно ведущим себя управомоченным субъектам, объявляя главными в работе правообеспечительного механизма те элементы, которые пускаются в ход для борьбы с отклоняющимся поведением. Это не соответствует миссии права в обществе.
Право в юридическом значении, в человеческом измерении и будет предметом нашего изучения. При этом, мы будем исходить из того, что в праве органично сочетаются естественные (вытекающие из природы человека) и позитивные (связанные с деятельностью государства) начала.
Сущность, содержание и форма права
Сущность права есть возведенная в закон (иные официальные источники) воля большинства людей, провозглашающая свободу (права и свободы) человека и гражданина как высшую ценность.
Сущность права обусловлена природой человека, его потребностью к свободе, самоопределению. Свобода, в свою очередь, выражается в правах и свободах. Поэтому главное в праве – права и свободы человека. Право (права и свободы) не навязано и не могло быть навязано никем извне, включая государство. Формирование правовых свойств индивида – достаточно сложный и длительный процесс. При познании, овладении правом изменяется многовековой привычный жизненный коллективистский уклад, где «Я» и «Мы» – нераздельны. Правовые способности личности, напротив, появляются вместе с утверждением частного интереса, частной собственности, разграничением индивидуального и коллективного. Психологический механизм превращения отдельного человека в правовую личность (праводееспособного субъекта) приводит в движение воля. Следовательно, появлению общей воли предшествует систематическое взаимовлияние друг на друга индивидуальных психик, воль, открывших первоначально право (права) в себе и для себя. После достижения определенного уровня понимания необходимости права для установления баланса частных и общественных интересов общая воля и стала формой их публичного признания. Конечно, понятие «общая воля» и полнота (объем) провозглашаемых ею прав и свобод всегда должны рассматриваться конкретно исторически.
Являясь источником и носителем власти, народ может сам (путем референдума (голосования)) возвести свою волю в право. От имени и в интересах народа это могут сделать его представители - народные депутаты. В обоих случаях должна быть выражена воля большинства людей. Так, референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан России; федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы. При этом следует подчеркнуть, что воля большинства, закрепляющая произвол, несвободу, несправедливость, ограничивающая права человека, является антиправовой. Сущность (право как воля) развивается в содержании права.
Содержание права - общая мера свободы и справедливости поведения.
Данный взгляд на содержание права неединственный. Имеет своих сторонников точка зрения, согласно которой в число элементов содержания права включаются нормы права, правоотношения, правосознание и т.д. Однако, для личности имеют значение не нормы, правоотношение, правосознание сами по себе, а те ценности, которые посредством их закрепляются, реализуются, отражаются. Такими жизненно важными, судьбоносными ценностями для правовой личности являются свобода и справедливость.
Право как выражение свободы. Право одновременно есть сама свобода и её мера. Свобода выражается в правах и свободах. Право как свобода проявляется в двух аспектах: негативном и позитивном. В первом (негативном) значении это свобода от любой формы личной зависимости, дискриминации, вмешательства в частную жизнь, принуждения со стороны кого бы то ни было. Во втором (позитивном) смысле – это свобода (возможность) «для» проявления правовой активности.
Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина. Формирование прав и свобод личности заняло ни одно тысячелетие. Пока сохранялась полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) не было равенства в правах. Наделение правами происходило в зависимости от имущественного, социального положения, принадлежности к определенному роду, сословию.
Это было право привилегий. Ограничен был перечень прав. В ходе исторического развития правовое неравенство преодолевалось, расширялся круг прав и свобод.
Одними из первых равенство прав провозгласили Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Во Французской декларации идеи свободы и равенства были сформулированы так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе» (ст.1). Полтора столетия спустя свободным и равным были признаны все люди планеты Земля. Это произошло в 1948 г., когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. В ст.ст. 1 и 2 данного величайшей важности правового документа заложены следующие строки: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах... Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией без какого бы то ни было различия...» Так что в наши дни каждый человек от рождения обладает всей совокупностью основных прав и свобод и, значит, является свободной, равной и независимой личностью.
Мера возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни. Отличительная черта права в том, что оно не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права, возможности для инициативного, творческого поведения. Субъект права сам решает, с кем и в какие отношения ему вступать, по своему усмотрению выбирает вариант поведения. Более того, во многих случаях он может установить иной, чем предусмотренный в законе, порядок действий, объем прав и т.д. Так, согласно ст. 233 ГК РФ, клад, т.е. зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Слова «если соглашением не установлено иное» означают, что собственник земельного участка, строения и лицо, обнаружившее клад, по взаимному согласию могут разделить клад и не в равных долях или договориться о том, что вместо части клада одна из сторон (например, собственник имущества) получит денежную компенсацию и т.п.
Право как выражение справедливости. Право одновременно есть сама справедливость и её мера. Человек не изолированное существо, не единственный житель необитаемого острова. Его свобода, самостоятельность соседствуют с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей.
Поэтому всегда существовала и существует проблема - как уравновесить, сделать нормальной, т.е. справедливой, свободу общения? В отличие от свободы, предполагающей возможное поведение, справедливость требует должного, обязательного поведения. Свободой (правами и свободами) в том или ином случае человек может не воспользоваться, поступать же несправедливо запрещено. «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого», - так определил сочетание свободы и справедливости великий немецкий философ и правовед Э. Кант.
Можно выделить две группы условий, определяющих меру справедливости права:
- условия правового) равенства;
- условия правового неравенства.
Условия правового равенства. В их число включаются:
- признание необходимости одинаковой право-дееспособности;
- равноправие;
- равная возможность для осуществления прав и свобод;
- сбалансированность прав и обязанностей;
- одинаковое применение закона ко всем;
- использование равных оснований ограничения прав и свобод.
Остановимся на последнем условии – ограничении прав и свобод. Они могут быть ограничены в силу политической обстановки, возраста, состояния психики, совершения правонарушения и т.п. Ограничение прав – достаточно жестокое воздействие на человека. Поэтому какие бы не сложились обстоятельства, вызвавшие правовые ограничения, они не должны иметь своей целью превращение субъектов в объект правоотношения, унижения человеческого достоинства.
Условия правового неравенства. Неравенство в противоположность равенству предполагает неодинаковую величину (объём) прав и обязанностей, наличие преимуществ. Оно не должно распространяться на общий (конституционный) правовой статусы личности, а служит дополнением к нему, охватывая родовой (специальный) и индивидуальный правовой статусы личности. Вместе с тем правовое неравенство нельзя рассматривать как вынужденное исключение из общего правила, как негативное отклонение от сложившихся стандартов равенства. Граждане находятся в разном социальном положении, выполняют различные социально-правовые роли (пенсионера, жителя и т.д.), и закон, прежде всего отраслевой, не может это не учитывать. Важно только чтобы такое несоответствие в правах и обязанностях было оправдано реальным, а не мнимым различием в правовом положении и не наносило ущерб конституционному правовому статусу человека и гражданина. Если эти требования соблюдаются, то юридическая дифференциация людей необходима и полезна.
При сохранении равенства общих возможностей законодательное закрепление неравенства, прежде всего, ведёт к наибольшей выгоде менее преуспевающих, социально менее защищённых групп населения. Это достигается с помощью правовых льгот. Льгота выражается как в получении дополнительных прав, так в полном или частичном освобождении от несения некоторых обязанностей. Льготы предоставляются не только отраслями материального, но и процессуального права. Особая ситуация правового неравенства наблюдается при решении вопроса об юридической ответственности. Здесь справедлива не одинаковость ответственности, а, наоборот, ее максимальная индивидуализация. Избежать несправедливости в праве можно воздав каждому в соответствии с его статусом (общим, специальным, индивидуальным), социально-правовой ролью, а также вкладом, заслугами и упущениями, включая правонарушения.
Итак, главное в содержании права - права, свободы, их реальность для всех людей. Это позволяет говорить о праве как о свойстве личности. Человеческая личность биосоциальна, поэтому она не может существовать без прав и свобод, как и без сердца, нервной системы, легких и т.п.
Форма права - это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.
Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.
Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 977;